05.03.2009

C 5 марта 2009 года в РААСН проходят заседания научного семинара «Монументальное зодчество Средиземноморья и Переднего Востока: Проблема взаимодействия культур». Публикуем текст речи д. иск. А.Ю. Казаряна о задачах и особенностях семинара.

С самым началом весны совпал старт нашего семинара, что символично, может даже знаменует собой возрождение добрых старых традиций и рождение новых мыслей, идей. В нашем мире с катастрофической нехваткой времени сложно собрать людей на какие-либо мероприятия, я тем более благодарен всем присутствующим за проявленный интерес к сегодняшней встрече.

Организовать научный и в то же время образовательный семинар хотелось давно. Может быть потому, что в той сфере, в которой работаю я и некоторые из моих коллег, просто нет такого периодического собрания с обсуждением новых работ и мыслей. Идея организации семинара волновала и моих друзей - историков, искусствоведов, в частности, А. Виноградова и Л. Масиеля Санчеса. Речь шла о семинаре по византийской архитектуре, что само по себе великолепно, но, как представляется, довольно узко, не вполне соответствует нашим возможностям, числу специалистов, занятых в области византийского зодчества. Захотелось сделать что-то более широкое по тематике. С другой стороны, уже в названии и цели мероприятия выделить в качестве основной какую-то крупную проблему, способную объединить аналитические исследования.

Именно проблемная основа отличает научные семинары от чисто образовательных, где больше доминирует определенная тематика, а то и область науки, знаний. Подбор тем и докладов в рамках заданной проблематики способен решительно сдвинуть вектор исследований от устаревшего описательного и вяло-аналитического подхода в сторону серьезного и глубокого анализа. Следует отдать должное некоторым коллегам: в последнее десятилетие иногда, хоть и редко, проводились семинары с целью проблемного анализа. Самый последний организован А.М. Лидовым в Академии художеств и посвящен изучению сакральных пространств в произведениях искусства.

Наш семинар имеет свою специфику, мы сохраняем за собой право рассматривать памятники архитектуры и художественные явления с самых разных сторон, не ограничиваясь одним аспектом их особенностей. Это создает определенную свободу в выборе тем докладов и допускает широкий диапазон участников.

Очень приятно, что идея проведения семинара была поддержана дирекцией НИИТАГа, прежде всего И.А. Бондаренко. Институт и Академия архитектуры предоставили этот зал, способствовали активному приглашению гостей. Вместе с благодарностью хочется надеяться на удовлетворительные результаты нашего мероприятия.

Теперь – о рамках семинара несколько подробнее. Прежде всего – о географических, затем о проблематике исследований. Напомню общее его название: «Монументальное зодчество Средиземноморья и Переднего Востока: Проблема взаимодействия культур».

Россия издавна связана, с одной стороны, с Западной Европой, а с другой, с Востоком, особенно с Восточным Средиземноморьем, Кавказом и той частью Азии, которую характеризуют культуры иранского и тюркского миров. Византийская архитектура сыграла важнейшую роль в становлении древнерусского монументального зодчества, но существовал и фактор невизантийского Востока с его древними разнообразными традициями и напластованиями культур, с которым активно взаимодействовали как византийская, так и средневековая русская традиции. Проблема связи и Древней Руси, и России с явлениями культуры Востока первостепенна при изучении истоков и развития отечественной архитектуры и изобразительного искусства. Однако верное ее решение теснейшим образом связано и с пониманием художественных процессов, происходивших собственно на обширном пространстве Средиземноморья и Переднего Востока, где градостроительные и архитектурные идеи и образы формировались при активном взаимодействии представлений и традиций множества народов. Рассматриваемый регион с этой точки зрения буквально фантастический. Здесь бок о бок с незапамятных времен сосуществовали народы разных этнических и религиозных групп. На них время от времени наслаивались новые, совершенно чуждые сложившимся традициям. Усваивая их, они, как правило, вносили и свой вклад в развитие региона. Достаточно простого перечисления, чтобы представить пестроту состава людей, формировавших культуру на относительно небольшом, но исключительно важном пятачке Земли – пятачке, географические названия которого присутствуют в Библии. Это и индоевропейцы, и семиты, и тюрки, а, с другой стороны, – это народы, исповедовавшие древнейшие религии Ближнего и Переднего Востока и относительно новые религии – христианство и ислам во многих их качествах. Минимальный радиус территориального охвата этой исторически важнейшей зоны древнейшего развития цивилизаций включал Египет, греческий и греко-римский, кавказский, иранский миры, позже – Византию, ядро арабского халифата, сельджукские султанаты и прочее.

Регион явился местом активного архитектурного творчества, формирования архитектурных философий, градостроительных концепций, архитектонических систем, сложения устойчивых образов. Без них немыслимо понять европейский опыт развития архитектуры и градостроительства. Этот регион, объединявший разные творческие силы, был подобен не котлу, не постоянной географической форме, а пульсирующей звезде. Ее лучи время от времени достигали рубежей Китая и Испании. Вспомним эпоху крестоносцев, когда города Ближнего Востока становятся центрами контактов десятков народов.

Каким образом одинаковые архитектурные формы в XII–XIII вв. оказывались реализованными и на Пиренеях, и в Иерусалиме, и на Армянском нагорье, попробую по возможности подробно рассказать на одном из наших заседаний. Византийская и «околовизантийская» архитектура, изучение которой во многом развивалось благодаря российской науке, окажется основной на семинаре. Я надеюсь, мы услышим доклады А.Виноградова о памятниках Ликии, В.Вал. Седова о вопросах архитектуры эпохи Комнинов, Д.В. Белецкого совместно со мной о происхождении храмов Ингушетии, Л.К. Масиеля Санчеса об архитектуре христианского Египта.

Надеюсь, и Игорь Андреевич Бондаренко нас порадует мыслями о развитии античного градостроительства, также хочется привлечь к участию других признанных специалистов.

Если собственно западноевропейская архитектура у нас в стране давно и пристально изучается, что можно объяснить и ее ролью в развитии русского зодчества последних столетий, и европоцентрической моделью архитектуроведческой науки, то изучение архитектуры Востока проводилось не столь последовательно и углубленно. Это утверждение справедливо как по отношению к византийским исследованиям, где вклад отечественных ученых весьма велик, так и к изучению иранской и в целом исламской традиций, важность которых в формировании архитектуры значительной части народов России представляется несомненной. Грустно сознавать, что в результате политики последних десятилетий, общественных настроений изучение античного греко-римского зодчества, считавшегося основой основ классического искусства, ныне протекает крайне вяло. В этой области уже нет устойчивой традиции. С застоем трудно справиться отдельным научным организациям и университетам. Необходимость постоянного изучения истории и проблем архитектуры древнего и средневекового мира должна осознаваться всеми руководителями науки. Надеюсь, наш семинар внесет свежую струю в исследования отмеченного региона, всколыхнет энтузиазм молодых и будущих ученых.

Выступления на семинаре не станут изложением истории монументального зодчества в регионе, а будут содействовать пониманию традиций и сути их взаимодействия. На семинаре ставятся задачи выявления изменений традиционных форм и основ творчества народов в связи с их контактами или интеграцией; генезиса типов построек; определения визуальных образов и их эволюции. С этим кругом вопросов связаны и тенденции стилистического развития, и развитие в области строительной техники.

И, несмотря на то, что основная часть выступлений будет по средневековой тематике, наши встречи, несомненно, будут служить и стимулом развития современной архитектурной мысли в нынешнем мире теснейшего взаимодействия культур, столкновений интересов глобализации и локальных традиций. Отчасти поэтому на семинаре представляются и доклады по проблемам архитектуры XX века, подтверждением чему служит первое заседание, с интригующей темой доклада доктора искусствоведения Шарифа Мухаммадовича Шукурова — признанного знатока восточного зодчества, заведующего Отделом сравнительного культуроведения Института востоковедения РАН. Выдвигая в качестве основной теоретическую проблематику, а не повествование истории, мне захотелось попробовать нарушить последовательность докладов, отказаться от построения очередности по хронологии материала, что мы часто видим на конференциях. Шариф Мухаммадович работает именно в аналитическом ключе, исследует сложнейшие проблемы развития художественной культуры на Востоке, взаимодействия иранской, арабской и византийской традиций, формирования архитектурного образа в иудаизме, христианстве и исламе. Вместе с тем, он старается со свойственным ему философским подходом анализировать развитие современной архитектуры, которое на Востоке немыслимо без интеграции с западной традицией.


Доклады семинара на сайте:

Шукуров Ш.М. Багдадский проект оперы Френка Ллойда Райта: метафора и иконический образ

Белецкий Д.В., Казарян А.Ю. Храм Тхаба-Ерды. Переплетение архитектурных традиций в Горной Ингушетии