130-летний юбилей русского и советского архитектора Бориса Михайловича Иофана (1891–1976) дает новый повод для осмысления архитектурного наследия 1920–1940-х гг. в нашей стране и в мире. Победа в конкурсе на проект Дворца советов работы Б.М. Иофана в 1932 году обозначила поворот в истории архитектуры ХХ века, который до сих пор вызывает полемику. Эклектическое здание, соединившее классическую монументальность и утопическое видение города, демонстрирует многоплановый характер мастера. Проект не был реализован, но стал противоречивым символом своей эпохи. Биография архитектора выделяет его среди современников: после учебы и работы в Одессе, Петербурге, Риме и Москве, не примкнув ни к одному из архитектурных объединений и течений, он оказался ключевым участником важнейших архитектурных событий своего времени.

Наследие Б.М. Иофана актуализирует многие вопросы и дилеммы истории архитектуры ХХ века – взаимодействия классической парадигмы и авангарда, феномена «тоталитарного искусства», особенностей архитектурного образования и его реформы, роли архитектуры в международных отношениях в преддверии холодной войны. Радикальное изменение стилистической ориентации от авангарда к «критическому освоению наследия», вопрос о том, был ли этот поворот естественным процессом, а также роль в нем самого Иофана, – все эти проблемы сегодня находят новые интерпретации, в том числе в контексте осмысления художественного наследия советского периода, а также понимания норм и подходов к сохранению и реставрации наследия 1920–1940-х годов.

ТЕЗИСЫ КОНФЕРЕНЦИИ – СКАЧАТЬ (pdf)