Специальность 18.00.01.
Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры
Москва 2004

 

Актуальность исследования

Одним из критериев историко-культурной и художественной ценности сооружения можно считать сохранение его в качестве памятника архитектуры после потери исходной функции, его новую жизнь после «функциональной смерти». Из фортификационных сооружений России классическими произведениями архитектуры стали Московский Кремль, Петропавловская крепость Петербурга и множество крепостей, составляющих ныне исторические центры городов.

В Российской империи XIX - начала XX веков строились и совершенствовались крепости на приграничных территориях, особенно в ее европейской части. По штату Главного инженерного управления в 1867 г. в России было 13 крепостей, в 1910 г. – 23 крепости. Приморскими крепостями в начале XX века на балтийском побережье Российской империи были Кронштадт, Либава (до 1908 г., ныне г. Лиепая), Ревель (ныне г. Таллинн), Усть-Двинск (ныне часть г. Рига), Свеаборг (ныне г. Суоменлинна), на черноморском побережье – Батум, Керчь, Очаков, Севастополь, на тихоокеанском побережье – Владивосток, Николаевск-на-Амуре, Порт-Артур (до 1904 г., ныне г. Люйшунь). Многие укрепления, построенные в царской России, теперь находятся за пределами Российской Федерации.

Развитие осадной артиллерии и других систем вооружения привело к существенному ослаблению защитных свойств крепостей конца XIX - начала XX веков ко времени Первой мировой войны. Результатом появления нового оружия после Второй мировой войны стала полная утрата первоначальной оборонительной функции сооружениями, становящимися ныне памятниками истории и культуры. В то же время ряд объективных исторических факторов – распад СССР, ликвидация Организации Варшавского Договора привели к тому, что ранее занятые военными объекты фортификационного наследия, построенные на рубеже XIX-XX вв., оказались брошенными. Произошло это как в России, так и за рубежом, вызвав повышенный общественный интерес к внезапно «возникшим из небытия» фортификационным реликтам.

Лишь в последние годы начались исследования уникальной фортификационной системы на Дальнем Востоке России – морской крепости Владивосток, строившейся на рубеже XIX-XX веков и включающей ныне сохранившиеся бетонные форты, опорные пункты, множество артиллерийских батарей и береговых капониров. Существующие сооружения Владивостокской крепости, многие из которых ныне заброшены, Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. № 176 «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» были объявлены памятником истории и военно-оборонительного зодчества федерального значения. Представляется весьма актуальным исследование архитектуры Владивостокской крепости, роли и места фортификационного наследия Владивостока в мировой эволюции фортификации.

Состояние вопроса

Владивостокскую крепость следует рассматривать в контексте военно-оборонительного зодчества мира, эволюции которого от средневековья до XX века посвящены книги В.В. Яковлева и К. Хьюза. Древнерусское оборонное зодчество рассмотрено в трудах А.Н. Кирпичникова, В.В. Косточкина, П.А. Раппапорта. Из отечественных исследований крепостей XVIII – XX веков, следует упомянуть работы А.П. Овсянова, Ю.А. Скорикова, С.Д. Степанова и А.А. Раздолгина. Оборонное зодчество Сибири исследовали В.И. Кочедамов, Н.П. Крадин, Л.Н. Крашенинникова, Т.С. Проскурякова. О русских крепостях и градостроительстве на Дальнем Востоке писали Н.Б. Аюшин, Ю.В. Дискант, В.И. Калинин, Н.П. Крадин, С.С. Левошко, В.А.Обертас, А.В. фон Шварц.

Архитектурная значимость военных укреплений XIX-XX веков лишь недавно начала осознаваться. В англоязычной литературе сооружения этого периода принято рассматривать как военную архитектуру («military architecture»). Исследование архитектуры зарубежных укреплений XX века на примере Атлантического вала дано в книгах П. Вирилио и Д. Гленси. Данные по береговым укреплениям США содержатся в книгах Э. Льюиса, Е. Томпсона и других авторов, где выражается взгляд на фортификационные сооружения США как национальное историческое, культурное и архитектурное достояние.

На протяжении около 100 лет морская крепость Владивосток была практически неизвестна и как военно-исторический объект, и тем более как объект архитектуры. Небольшие и разрозненные публикации о Владивостокской крепости стали появляться в 80-е годы XX в. В 2001 г. появилась монография «Крепость Владивосток», написанная авторским коллективом, возглавляемым В.И. Калининым, представляющая собой богатейший источник военно-исторических данных о крепости. До настоящего времени в отечественных исследованиях фортификационных сооружений XIX-XX веков основное внимание уделялось их истории либо военно-инженерным характеристикам – но не архитектурным аспектам этих сооружений, заслуживающим особого рассмотрения.

Существенными для данного исследования оказались также работы И.А. Бондаренко, Н.Ф. Гуляницкого, А.В. Иконникова, Е.И. Кириченко, Т.Ф. Саваренской, В.Л. Хайта, Д.О. Швидковского, А.С. Щенкова, отражающие общие проблемы архитектурного наследия, градостроительства и архитектурно-исторической среды города в процессе его развития.

Цель исследования: выявление закономерностей формообразования и основных архитектурных характеристик Владивостокской крепости.

Основные задачи исследования:
1. Рассмотреть военно-оборонительные сооружения Владивостокской крепости в историческом аспекте.
2. Исследовать характерные черты основных оборонительных сооружений крепости Владивосток.
3. Проанализировать влияние природного рельефа, технологий, архитектурных традиций и новаций на архитектуру крепости Владивосток.

Методика исследования:
Методика в соответствии с решаемыми задачами основана на комплексном анализе материалов и включает исторический, иконографический, типологический и графоаналитический методы.

С целью комплексного изучения объектов крепости автором проведены их полевые исследования: визуально-натурные обследования, фотофиксации, зарисовки, обмеры, а также анализ литературных источников, картографической, графической и текстовой информации архивных материалов.

Объект исследования: система оборонительных сооружений Владивостокской крепости.

Предмет исследования: закономерности и особенности архитектурного формообразования системы оборонительных сооружений крепости Владивосток.

Границы исследования:
Временные: конец XIX – начало XX веков. Пространственные: по заявленному объекту исследования.

Для сравнительного анализа привлечены материалы, выходящие за указанные хронологические и географические рамки.

Новизна исследования

Впервые исследование посвящено архитектуре фортификационных сооружений Владивостокской крепости: исследованию закономерностей формообразования, характеристик оборонительного зодчества и принципов построения Владивостокской крепости.

Впервые система сооружений Владивостокской крепости исследована с применением типологического анализа и систематизации основных объектов, анализа объемно-пространственных и композиционных решений, графоаналитического подхода с учетом пространственных параметров природного ландшафта как фактора архитектурного формообразования сооружений крепости.

Впервые показано, что основные закономерности и особенности архитектурного формообразования Владивостокской крепости обусловлены сложным рельефом местности, примененными технологическими решениями, а также архитектурно-оборонительными традициями и новациями.

Выявлено, что традиции, характерные для фортификации XIX века, ярче выражены в сооружениях проекта 1899 г.; здесь шире использованы элементы архитектурного декора данного периода; типичны небольшие, изолированные друг от друга внутренние помещения. Для более крупных по размерам фортов проекта 1910 г. типична сложная пространственная организация с развитыми многоуровневыми интерьерами в сочетании с тенденцией к относительной минимизации экстерьеров.

Апробация работы, ее теоретическое и практическое значение

Основные положения работы доложены на 10 научных конференциях: I, III, IV Международных Студенческих Конгрессах стран АТР (International Student Congress APR Countries), Владивосток, 1997, 1999, 2001; Развитие въездного и внутреннего туризма на Дальнем Востоке, Владивосток, 1999; Региональной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Владивосток, 2000; Арсеньевских чтениях, Владивосток, 2000; Вологдинских чтениях, Владивосток, 2000, 2001; Историко-культурное наследие в XIX веке: перспективы сохранения и использования, Владивосток, 2000, 2002. Основные положения диссертации опубликованы в 14 работах.

Теоретическое значение работы связано с необходимостью переосмысления сегодняшней роли крепости Владивосток. Данное исследование может послужить базой для разработки практических рекомендаций по сохранению, ревалоризации и новому использованию сооружений крепости.

Объем и структура работы

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, содержит 156 страниц текста и 88 иллюстраций, четыре таблицы, список использованной литературы, включающий 152 источника, и приложение (Краткий словарь фортификационных терминов).

В первой главе «Владивостокская крепость: история создания» рассмотрено формирование системы оборонительных сооружений Владивостока. Для понимания и оценки архитектурных особенностей крепости Владивосток как звена в эволюции фортификационных сооружений России и мира необходим краткий экскурс в историю военно-оборонительного зодчества. В истории фортификации прослеживается несколько сменивших друг друга поколений оборонительных сооружений и очевидна зависимость их архитектурных форм от развития военных и строительных технологий, диктующих свои достаточно жесткие условия, которые определяют как ограничения, так и новые возможности формообразования. С древнейших времен традиционно строились крепостные стены с башнями. Огромную роль, кардинально изменившую принципы построения фортификационных сооружений, сыграло появление огнестрельного оружия, известного в Западной Европе и на Руси с XIV в., и его последующая эволюция. По мере развития систем осады произошла трансформация башен в бастионы; бастионная система получила широкое распространение в XVI-XVII веках, позднее бастионы трансформировались в отдельные укрепления, ставшие прообразами фортов; с середины XIX века строились крепости, состоящие из отдельных фортов. Такие крепости фортового типа, к которым относится и Владивостокская крепость – последний этап эволюции крепостей.

Древнерусское оборонительное зодчество характеризовалось национальными архитектурными особенностями и традиционным использованием дерева, земли, позже камня и кирпича. Переводы западных текстов по фортификации при Петре I положили начало более широкому внедрению мирового опыта в фортификационное строительство России. В XIX веке русские военные инженеры внесли немало новых технических идей в оборонительное зодчество. Дальнейшим этапом глобализации и подлинно новым шагом, существенно повлиявшим на мировую фортификацию, стало бетонное оборонительное зодчество конца XIX - начала XX века, где вклад России оказался весьма существенным.

Немало общего можно выявить в развитии прибрежных морских фортификационных сооружений США и России. Время выполнения американских программ береговой обороны – 1885-1910 гг. и после 1910 г. – хронологически почти полностью совпадает со сроками проектирования и создания основных объектов Владивостокской крепости. И российские, и американские объекты имеют ряд общих черт в архитектурных и строительных решениях, однако при определенном параллелизме развития следует отметить также их существенные различия и особенности: в частности, американские укрепления меньше по масштабу и чисто утилитарны.

Быстрая и сжатая во времени эволюция укреплений от дерево-земляных до бетонных произошла во Владивостоке. Основанный как военный пост в 1860 г., Владивосток стал главным портом Сибирской флотилии в 1870 г. (до этого главный порт находился в Николаевске-на-Амуре, где создавалась небольшая приморская крепость). В 1887 г. по решению военного министра Владивостоку был придан статус крепости. Официально город стал именоваться военно-морской крепостью 30 августа 1889 г. В 1890 г. было принято решение о перенесении резиденции военного губернатора и областного правления из Хабаровки (ныне г. Хабаровск) во Владивосток. Здесь было реализовано постройкой достаточно редкое сочетание систем сухопутной и береговой линий обороны. К началу XX века Владивосток превратился в одну из сильнейших морских крепостей мира.

Рост города к концу XIX века был стеснен существовавшими укреплениями. Русский военный инженер К. И. Величко разработал проект развития крепости 1899 г., утвержденный императором Николаем II. Размер сухопутного обвода крепости составил в поперечнике около 12-16 км (включая форты о-ва Русский), проект был реализован под руководством В. И. Жигалковского. По этому проекту во Владивостоке в самые первые годы XX столетия были построены форты Муравьева-Амурского, Суворова, Русских (последний на острове Русский) и ряд других сухопутных укреплений традиционного для фортификации того времени стиля.

Обстрел Владивостока японской эскадрой 22 февраля 1904 г. и итоги русско-японской войны с потерей крепости Порт-Артур предъявили новые требования к дальнейшему развитию Владивостокской крепости. Некоторые сооружения проекта 1899 г. аналогичны укреплениям Порт-Артура, в основе обеих крепостей лежал проект К. И. Величко. Необходимо было увеличить размеры крепости Владивостока для предотвращения ее сквозного обстрела артиллерией противника. Сооружения в составе отдельных укреплений должны были размещаться на большем удалении друг от друга, рассредоточенно, их следовало соединять закрытыми ходами сообщения. Кроме того, новые укрепления должны были выдерживать попадание снарядов самых крупных калибров. Необходимость усиления крепости Владивосток диктовалась также фактической потерей русского флота на Дальнем Востоке по условиям Портсмутского мирного договора.

К 1910 г. в относительно благополучной с экономической точки зрения Российской Империи стало возможно создание грандиозного и дорогостоящего проекта усиления крепости, характеризующегося новыми подходами к оборонительному зодчеству. Инженеры, как и генералы, готовились к прошедшей войне и создали утопический по своей грандиозности проект усиления крепости. Реализация проекта 1910 г. оценивалась в 98 млн. царских рублей; даже в военном 1915 г. было ассигновано почти 14 млн. руб., тогда как сооружение крепости Порт-Артур стоило 4,25 млн. руб. Вокруг Владивостока в 1910-1916 гг. с севера, вдоль долины реки Седанки, были сооружены форты №№ 1-7, с юга, на острове Русский – форты №№ 9-12 и другие укрепления. Размер сухопутного обвода, определяемый расположением сопок вокруг Владивостока, составил в поперечнике 24-26 км (с фортами Русского острова). Следует заметить, что диаметр крепости Антверпен, считавшейся самой крупной крепостью мира, составлял до 32 км.

Сооружением Владивостокской крепости ведало Главное Инженерное Управление, учрежденное в 1862 г. Новейшие технологии, в том числе использование канатных дорог и электрической техники, находили применение при строительстве крепости во Владивостоке и в ее техническом обеспечении, включавшем аэродромы, эллинги для аэростатов и самолетов, системы электроснабжения, водоснабжения и развитую дорожную сеть. Архивные данные позволяют сделать предположение о применении при возведении укреплений весьма совершенной для того времени технологии зимнего бетонирования. На местах строительства сооружали деревянные кружала и опалубки для работ по отливке бетонных массивов и укладки поверхностей сводов.

Для возведения объектов крепости были применены следующие материалы: для укреплений – бетон, камень, дерево, земля (дерево-земляные укрепления не сохранились), характерно, что кирпичные укрепления не строились; для служебных и жилых зданий крепости использовали кирпич, природный камень, дерево. Примененные материалы и технологии строительства оказывали соответствующее влияние на архитектурный облик сооружений.

Первая мировая война и последующие события революции, интервенции и гражданской войны помешали полному завершению строительства Владивостокской крепости по проекту 1910 г.

При рассмотрении эволюции военно-оборонительного зодчества можно применить топологический подход. Любая крепость представляет собой рубеж на границе двух сред – внешней и внутренней. Рост города отодвигал и в конце концов разрушал единую оборонительную стену, топологическая перестройка которой вела к возникновению отдельных оборонительных сооружений – фортов. В соответствии с военной доктриной того времени Владивостокская крепость сооружалась как система колец обороны, разраставшихся и охватывавших город. Рубеж с внешней средой в рассматриваемом случае представлен сухопутной и морской границей. Вдоль протяженных сухопутных границ традиционно строились форты и менее крупные укрепления, на границе с морской средой возводились береговые батареи. В целом последовательность во времени топологических преобразований укреплений на условно двумерной поверхности была следующей: сплошная кольцевая стена (во Владивостоке отсутствовала) – распадение единого кольца на отдельные укрепления вокруг растущего города – дальнейшее «распыление» с возникновением множества мелких укреплений, образующих дисперсные укрепрайоны. После появления в военном арсенале авиации для борьбы с ней создавалась сеть ПВО, защищавшая уже некую полусферу, внутри которой находился охраняемый объект. Это качественное изменение с выходом в трехмерное пространство привело в итоге к полному исчезновению оборонительной функции крепостей. Защитные бункеры позднейшей постройки представлены интерьерными пространствами, а их внешняя оболочка полностью скрыта. Однако большинство подобных бункеров, строившихся в течение XX века, уже трудно отнести к крепостям в традиционном понимании этого термина. Развитие военных технологий привело к исчезновению оборонительной функции крепостей и прекращению их строительства во всем мире; в XX веке завершилась эволюция крепостей, сопровождавшая историю человечества. Морскую крепость Владивосток – технологическую вершину крепостного зодчества – можно считать одной из последних крепостей мира.

Во второй главе «Основные сооружения крепости Владивосток в проектах 1899 и 1910 гг.» рассмотрены сохранившиеся ныне объекты крепости, построенные по этим проектам.

Для характеристики оборонительных сооружений крепости применено исследование на трех иерархических уровнях организации: от макроуровня (в масштабах полуострова Муравьева-Амурского и острова Русский – уровень градостроительных решений), через мезоуровень (архитектурно-планировочное решение отдельных укреплений), к микроуровню (рассмотрение архитектурных решений частей отдельных укреплений и их деталей). Сооружения сухопутной обороны (форты, укрепления и опорные пункты) по своим размерам существенно превосходят сооружения береговой обороны (береговые батареи и капониры), объемно-пространственные решения первых более интересны и разнообразны. По ряду архитектурных характеристик и расположению на местности сооружения проектов 1899 и 1910 гг. были сходны, например, форты сухопутной линии обороны размещались на вершинах сопок по периметру города, а объекты береговой обороны – вдоль побережья, в особенности на высоких мысах и у входов в большие бухты.

По проекту 1899 г. были построены форты Муравьева-Амурского, Суворова, Линевича, Поспелова, Русских, решенные в плане в виде правильных или почти правильных выпуклых многоугольников, которые окружены по периметру защитными рвами в виде прямолинейных участков, простреливаемых из кофров. Форты не замаскированы и отчетливо выделяются на вершинах сопок. В среднем линейные размеры каждого форта составляют почти 200 - 300 метров, средняя площадь участка, ограниченного периметром укрепления, составляет почти 4 гектара. Толщины стен и покрытий отдельных бетонных укреплений составляют примерно 0,9-1,2 м. Форты включают земляные брустверы, казематированные казармы, убежища для выкатной противоштурмовой артиллерии, барбеты для пушек с земляными брустверами; погреба, промежуточные полукапониры. Для фасадов казарм, кофров и убежищ характерно наличие лаконично оформленных дверных и оконных проемов вертикальных форматов и профилированных карнизов. В основном все постройки одноэтажные, с небольшими изолированными друг от друга помещениями различного назначения. В отдельных случаях орудийные кофры соединены с центральным укреплением галереями, в таких случаях кофры – двухэтажные. Объекты проекта 1899 г. сомасштабны человеку и достаточно типичны для фортификации соответствующего периода. В целом для фортов проекта 1899 г. характерно типовое проектирование: сооружения одинакового назначения на разных укреплениях, как правило, практически идентичны.

Состав сооружений в проектах 1899 и 1910 гг. сходен. В каждое крупное укрепление входило большое число внутренних помещений (надземных и подземных), включающих тамбуры, подземные ходы сообщения, технические помещения, казармы – казематированные и тоннельные (последние характерны для проекта 1910 г.), подбрустверные и контрминные галереи (характерны для проекта 1910 г.). Отдельные сооружения могут быть классифицированы по функциональному назначению: жилые – казармы, боевые – кофры и капониры, убежища – подбрустверные галереи, культовые – пространства около киотов с иконами и т.д.

Проект 1910 г. наряду с использованием прежних подходов представил спектр совершенно новых строительных и архитектурных решений. Было построено в совокупности 11 бетонных фортов, а также другие укрепления. Форты в плане имеют линейные размеры, в среднем в два раза превышающие размеры фортов проекта 1899 г., хорошо вписаны в гористую местность, поэтому их форма, все еще остающаяся многоугольной, становится намного более свободной по планировке. Асимметричность планов огромных по площади фортов на вершинах крутых сопок вынужденно определяется рельефом местности, подчиняясь ему. Средние размеры фортов проекта 1910 г. составляют уже около 300 × 700 м, площадь составляет примерно 13 га.

Форты №№ 1, 2, 4, 6, 10 относительно компактны и целостны по композиционно-планировочному решению, иное решение характерно для фортов №№ 3, 5, 7, 9, 11, 12 – они состоят из отдельных групп укреплений и разбросаны на местности. По сравнению с постройками 1899 г. в два-три раза были увеличены толщины стен и покрытий. Практиковалось использование идеи русских военных инженеров – «метода метаморфозного зодчества».

Сооружения проекта 1910 г. (в отличие от проекта 1899 г.) были замаскированы; форты имели бетонные брустверы с подбрустверными галереями (вместо земляных брустверов); из кофров фортов выводили контрминные галереи; входы в сооружения защищены коленчатыми (а не прямыми) тамбурами, создающими новый архитектурный облик укреплений.

Форты включают: казематированные и тоннельные казармы, стрелковые бетонные брустверы с подбрустверными галереями, убежища для выкатной противоштурмовой артиллерии и барбеты, защищенные бетонными стрелковыми брустверами, капониры, полукапониры, а также редуты, люнеты, системы тоннелей, тыльные выходы, глубокие защитные рвы, устроенные в скальном грунте со стороны наиболее вероятной атаки; в углах рвов – одиночные и двойные орудийные кофры.

Рассмотрены и классифицированы варианты кофров, капониров и казарм фортов проекта 1910 г. Общим в архитектурно-планировочном решении большинства так называемых двойных кофров является наличие двух бетонных «крыльев», различных по морфологии, с размещенными в них казематами для орудий и прожекторов на боевом (надземном) этаже и помещениями для орудийных расчетов и боеприпасов на нижнем этаже. Большинство двойных кофров соединяется с помощью подземной галереи с основным укреплением. Двойные кофры условно разделены на шесть вариантов, одиночные кофры разделены на четыре варианта. Казармы в составе фортов подразделяются на два основных типа – казематированные и тоннельные. В свою очередь, казематированные казармы фортов проекта 1910 г. во Владивостокской крепости условно разделены на два варианта – обычный и усложненный. Все казармы объединяет то, что они являлись ядром композиции каждого форта, размещаясь в его центре. Рассмотрены различные детали интерьера и экстерьера различного назначения, как функциональные, так и декоративные.

На протяжении всего периода создания Владивостокской крепости строились различные варианты артиллерийских береговых батарей. Береговые батареи включают орудийные дворики, защищенные бетонными либо земляными брустверами, погреба, дальномерные павильоны, укрытия для прожекторов. Береговые батареи, строившиеся в период перед русско-японской войной, с фронта были защищены земляным бруствером. С тыла бетонные постройки были открыты, создавая своеобразные архитектурно-ландшафтные пространства. Небольшие внутренние помещения каждой батареи не соединены между собой. Для батарей более поздней постройки характерны более интересные интерьерные решения. Большинство внутренних помещений со сводчатыми потолками соединяются одной или двумя галереями, пронизывающими протяженный бетонный массив береговой батареи по всей его длине. Кроме береговых батарей, для защиты побережья построены береговые капониры и полукапониры для выкатной артиллерии. Фасады отдельных объектов решены в соответствии с архитектурной стилистикой рассматриваемого периода.

Строились также батареи сухопутной линии обороны. Для хранения боеприпасов в крепости создавались специальные погреба с различными архитектурно-планировочными решениями. При боевых сооружениях Владивостокской крепости существовали также вспомогательные объекты различного назначения, развитая сеть внешних и внутренних коммуникаций, система наблюдения, слежения и оповещения.

Казарменные и служебные здания Владивостокской крепости, не являясь собственно оборонительными объектами, включали штаб крепости, инженерное управление крепости, офицерские флигели, казармы, городки строителей крепости. Каменные и кирпичные казармы отличаются архитектурным убранством с использованием мотивов различных стилевых направлений, преобладавших к началу XX века.

В третьей главе «Особенности архитектурного формообразования Владивостокской крепости» исследованы ландшафтно-пространственная организация данной системы, проявление архитектурных традиций и влияние технологий оборонительного зодчества на архитектуру сооружений крепости.

При сопоставлении планов крупных фортсооружений с топографическими съемками местности становится очевидно, что при строительстве фортов проекта 1910 г. их форма была спроектирована в соответствии с естественным рельефом сопок, для которых характерны сложные расчлененные формы со складчатыми поверхностями склонов. Асимметричные, вписанные в природный рельеф сооружения Владивостокской крепости проекта 1910 г. экспрессивны и геоморфны в соответствии с рисунком горизонталей. Пластика земной поверхности оказалась главным фактором формообразования, определившим организацию внутреннего и внешнего пространства укреплений. Военные зодчие, изучив особенности местности, применили оборонительные постройки к рельефу, вернувшись к древним традициям на новом витке исторического развития. Фактически происходило индивидуальное проектирование отдельных фортов, с наличием отдельных типовых элементов, модифицируемых в каждом конкретном случае, что дало возможность уйти от стереотипных решений. Для фортов характерны асимметричность и сложность пространственной организации, векторная направленность в планах, а также ландшафтность архитектуры. В постройках проявилась тенденция к относительной минимизации экстерьеров.

Одна из характерных черт крепости состоит в том, что Владивосток с объектов крепости очень хорошо просматривается, сами же объекты крепости, в особенности форты проекта 1910 г., почти не видны из города, а со стороны возможного нападения эти постройки совершенно скрыты. В крупных сооружениях крепости Владивосток, расположенных на доминантах рельефа, следует обратить внимание на своеобразную «вывернутость» укреплений – «крепостные башни» кофров спрятаны в контрэскарп рва, бетонные брустверы закрыты землей со стороны неприятеля. С целью маскировки крепостных сооружений проводились также посадки десятков тысяч деревьев.

Вершины сопок с фортами, окружающими город (расстояние между которыми на полуострове Муравьева-Амурского составляет около 2 км) образуют своеобразное кольцо с площадками панорамных видов Владивостока, формирующих обширные визуальные бассейны и коридоры с дальними многокилометровыми зрительными связями. На территории, занятой сооружениями Владивостокской крепости, присутствуют такие компоненты природного ландшафта как разнообразие пейзажей, выразительный рельеф и открытые морские пространства.

Расположенные на вершинах сопок укрепления вписывались в рельеф не только в плане, но и по высотам, т. е. фактически речь идет не о двумерной, а трехмерной привязке проектов к местности. Архитектурные массы на поверхности коррелируют с многоуровневой пространственной структурой подземных коммуникационных тоннелей и галерей. Наиболее разветвленные и обширные подземные пространства характерны для сооружений проекта 1910 г. В соответствии с функциональным назначением интерьеры замкнуты и четко отделены входными блоками от открытого экстерьерного макропространства. Обширные и разветвленные внутренние коммуникационные пространства связывают между собой удаленные друг от друга и разбросанные по поверхности отдельные постройки в составе каждого форта. Перепады уровня между соединенными друг с другом подземными галереями помещениями в составе отдельного укрепления достигают почти 100 м. Об условиях проектирования русской крепости в Порт-Артуре К.И. Величко писал: «Подобного рельефа не встречалось ни в одной из наших крепостей». Однако максимальные высоты на участках строительства укреплений там составляли около 200 м над уровнем моря, тогда как во Владивостоке они достигали 460 м над уровнем моря. Монументальные сооружения Владивостокской крепости, расположенные на господствующих высотах и органично вписанные в рельеф местности, представляют собой удачный образец интеграции природного ландшафта и архитектуры – конвергентное подобие органической и современной ландшафтной архитектуры. Фортификационная архитектура прежних времен была богатым источником архитектурных образов (например, стилизации под замки). Архитектура укреплений конца XIX - начала XX веков с их как бы вырастающими естественным образом из земли пластичными «зданиями-ландшафтами» также может послужить источником обогащения языка гражданской архитектуры будущего.

Технический прогресс и эволюция оборонительной доктрины породила спектр форм военно-оборонительных сооружений – от первых дерево-земляных до бетонных «мегалитических» фортификационных сооружений с предельно функциональной архитектурой. Авторы проектов и руководители сооружения Владивостокской крепости, военные зодчие, были выпускниками Николаевской военно-инженерной академии Санкт-Петербурга – А.П. Шошин, А.П. Вернандер, П.П. Унтербергер и др. Об осознанном архитектурном подходе при проектировании сооружений Владивостокской крепости свидетельствует использование архитектурной терминологии и традиционных для архитектурной подачи приемов в архивных документах и чертежах. Военными зодчими найдены удачные решения планов и внутренних планировок сложных объектов крепости: проекты выполнены профессионально с архитектурной точки зрения.

Была применена передовая для фортификации того времени технологии монолитного бетонирования, при которой конструкции отливались в специальных деревянных опалубках. На неотделанных бетонных поверхностях некоторых сооружений сохранились отпечатки дощатой опалубки, свидетельствующие о технологии строительства. Через определенные промежутки протяженные монолитные массивы рассечены усадочными и технологическими швами, следы которых можно встретить снаружи и в интерьере. Для литых монолитных массивов нет четкого разделения на несомые и несущие части и можно говорить о единой работе всех элементов конструкции в их жесткой взаимосвязи. Большинство внутренних помещений укреплений – казарм, галерей – имеют решения потолков в виде сводов, что лучше соответствует распределению нагрузок. Форма встроенных в склоны выходов различного назначения предельно функциональна, и их геометрия обусловлена характером сопряжения каменного или бетонного массива входного блока с поверхностью земли. Следует отметить эргономичность проектных и реализованных решений.

Творческий метод военных зодчих объединял как традиционные подходы к проектированию и строительству, так и новации. Для бетонного оборонительного зодчества конца XIX - начала XX веков в целом характерны лаконичность и прагматичность форм. Переход к новым формам в укреплениях проекта 1899 г. сочетался с определенной инерцией мышления инженеров, не полностью осознавших к тому времени вновь открывшиеся возможности формообразования. Осуществлялись попытки в новом материале имитировать старую, ушедшую технологию. Бетонные укрепления несли на себе отпечаток архитектуры предшествовавших поколений крепостей, возведенных из камня и кирпича в западных районах Российской империи. Технологичность, функциональность и рациональность решений ярче выражены в архитектуре сооружений крепости Владивосток, построенных по проекту 1910 г. Постепенно возникало новое понимание масштаба, стремление убрать декор. Характерными чертами стали монументальность, несомасштабность человеку, брутальность архитектоники, «игра масс».

Для укреплений Владивостокской крепости этого проекта характерны работы с крупными архитектурными массами и объемами, объемно-пространственные композиции сооружений существенно отличаются от построек проекта 1899 г. Композиции укреплений очень выразительны: здесь можно найти эффектные контрасты монолитных бетонных масс с их насыщенным глубокой светотенью рельефом, увидеть пластику массивных кофров и бетонные ступенчатые «амфитеатры» тыльных сторон стрелковых брустверов, мастерски вписанных в склоны сопок. Плавно понижающиеся стены усиливают ощущение нерасторжимой связи укреплений с землей. Гигантизм и тяжеловесность бетонных объемов крепостных сооружений впечатляют своей мощью и брутальностью.

Цокольные части многих кофров, капониров и полукапониров выложены тесаным камнем, а обширные плоскости стен пластически обогащены редкими членениями и перепадами плоскостей. На фасадах отдельных укреплений проекта 1910 года можно выявить редкие, очень скупые черты некоторых архитектурных стилей – классицизма, модерна, неорусского стиля. Во Владивостокской крепости сохранились многочисленные киоты-обереги для икон на стенах укреплений. Характерно, что кабинет крепостного священника находился рядом с кабинетом коменданта крепости и начальника штаба.

Развитие новых технологий, возникновение новых потребностей, новых технических задач (в том числе военно-оборонительных) неизбежно ведет к формированию не существовавших ранее образов зданий и сооружений, изменению облика архитектурного пространства. Смена парадигмы, систем концепций и эстетических взглядов, бурные процессы перелома веков, рождение нового – это проявилось и в сооружениях Владивостокской крепости. Одна из характеристик, свойственных практически всем мировым фортификационным сооружениям начала XX века – высокая степень архитектурной простоты и строгости. Такие конструкции, как правило, лишены элементов декора, которые обычно дают ключ для датировки сооружения. Географические и национальные различия в системах фортификаций почти отсутствуют. Суровость и лаконичность форм вполне прозаично объясняется экономностью оборонительного бюджета и функциональностью этих сооружений.

В целом можно говорить о некоем бетонном «крепостном» стиле конца XIX - начала XX веков как совершенно самостоятельном явлении в военно-оборонительном зодчестве, включившем в себя как традиции фортификации, так и совершенно новые ее проявления. В фортификационных сооружениях этого периода можно встретить отдельные лаконичные черты, характерные для различных российских и мировых архитектурных течений XIX-XX веков. Технология применения монолитного бетона привела к параллелизму в архитектурном формообразовании фортификационных сооружений Запада и Востока, а также конвергенции морфогенеза укреплений с поисками некоторых известных архитекторов.

Усложнение задач и развитие технологии монолитного бетонирования привели к осознанию военными зодчими новых пластических возможностей формообразования. Сооружения Владивостокской крепости проекта 1910 г. наглядно демонстрируют возможности бетонного литья, диктующего возникновение пластичных, текучих форм либо резко отформованных тяжеловесных геометризованных объемов с четкими вертикальными и горизонтальными линиями. Появились плавные очертания криволинейных поверхностей, закругленные ребра, углы. Широко применено активное композиционное взаимодействие элементов: врезка и сдвижка объемов по отношению друг к другу, чередование западающих и выступающих поверхностей. Для производства бетонных работ был использован не местный строительный материал – завоз цемента осуществлялся из Новороссийска морским путем через Дарданеллы. Высокому качеству строительных работ способствовали конкурсные торги на производство различных видов работ; в архивах встречаются многочисленные упоминания о сотрудничестве Владивостокского крепостного инженерного управления с известными дальневосточными предпринимателями того времени – Чуриным, Скидельским, Бринером, Янковским и др.

Решение специфических задач формировало соответствующие методы и приемы творчества. Для военного архитектора масштабность возводимых сооружений служила средством профессионального ответа на оборонный заказ. Архитектура Владивостокской крепости характеризуется сплавом черт, обусловленных геополитическим имперским мышлением, новейшими военно-инженерными технологиями и влияниями архитектурных стилей.

Владивосток и его крепость были созданы как форпост Российской империи («Владей Востоком»). Крепость не участвовала в боевых действиях, выполняя функцию устрашения, демонстрации военной мощи. Следует отметить исключительно оборонительный характер таких укреплений. Создание морской крепости Владивосток было государственным заказом власти Российской империи. Оборонительные сооружения подобного рода – материализация геополитических устремлений государства. Не случайны имперские названия, которые были даны всем фортам Владивостокской крепости по именам русских князей, царей династии Романовых и известных полководцев (например, Великого Князя Дмитрия Донского, форт царя Иоанна Грозного, форт Императора Петра Великого, форт Суворова и т. д.).

По мере роста город Владивосток и система его укреплений, развиваясь параллельно, оказывали большое взаимное влияние друг на друга. Создание линии обороны по проекту 1910 г. позволило расширить размеры города под защитой крепости и начать застройку новых районов полуострова Муравьева-Амурского и острова Русский. Крепость, защищавшая город, росла вместе с ним, в конце концов опередив его. К бетонному «кольцу» фортов проекта 1910 г. нынешняя городская застройка только приблизилась, так и не дойдя до него.

Фактически комплекс сооружений Владивостокской крепости в гармоничной интеграции с природой представляет собой эстетически насыщенную архитектурно-ландшафтную среду. Превращение в музеи объектов фортификационного наследия конца XIX – начала XX веков – общая тенденция мировой практики. Нынешнее состояние заброшенных и подвергающихся разграблению объектов Владивостокской крепости диктуют необходимость ее ревалоризации – переосмысления роли и обретения новой значимости. Существует необходимость и возможность создания историко-архитектурного музея-заповедника Владивостокской крепости.

Выводы
1. Бетонное оборонительное зодчество конца XIX – начала XX веков – особое архитектурное явление, один из ярких и своеобразных примеров которого представляет собой система сооружений Владивостокской крепости. Развитие вооружений и появление новой военной техники с выходом обороны в трехмерное пространство привели к исчезновению оборонительной функции крепостей в классическом понимании и прекращению их строительства в начале XX века. Крепость Владивосток, с редким сочетанием сухопутной и морской линий обороны – одна из самых крупных и последних крепостей мира, четко выраженное звено в эволюции оборонительной архитектуры.
2. Основные особенности архитектуры Владивостокской крепости представлены сплавом черт, обусловленных ее функцией, сложным рельефом местности, примененными технологическими решениями, архитектурными традициями и новациями. Сооружения крепости, возведенные по проектам 1899 и 1910 гг., отчетливо дифференцируются особенностями конструктивно-художественных решений. При этом набор сооружений в составе укреплений этих проектов и характер их размещения на местности сходны.
3. Для проекта 1899 г. более характерны типичные для военно-оборонительного зодчества конца XIX века решения. Большинство фортов и укреплений, построенных по этому проекту, в плане представлены почти правильными многоугольниками. Форты не замаскированы и хорошо заметны. Для укреплений типичны небольшие, как правило, изолированные друг от друга интерьерные пространства. В сооружениях этого проекта более выражено влияние архитектурных традиций.
4. Для более крупных по размерам фортов проекта 1910 г., построенных с учетом опыта Порт-Артура, характерны асимметричность и векторная направленность планов, сложная пространственная организация, крупные массы и объемы, что породило в итоге новые архитектурные решения. Выявлена общая тенденция к минимизации экстерьеров по отношению к получившим развитие обширным многоуровневым, соединенным друг с другом, интерьерным пространствам, при увеличении массивности стен и покрытий.
5. Сложные трехмерные композиции фортов проекта 1910 г. коррелируют с очертаниями природного рельефа, что было обусловлено необходимостью создания огромных по масштабу и маскируемых сооружений. Укрепления морской крепости Владивосток, расположенные на господствующих высотах и органично интегрированные в их пересеченный рельеф, представляют собой сложившуюся архитектурно-ландшафтную среду, которая потенциально может стать музеем-заповедником.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Касьянов Н.В. Владивостокская крепость. Между прошлым и будущим. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2001. – 100 с.
2. Касьянов Н.В. Ландшафтно-архитектурный комплекс острова Русский // Вестник ДВО РАН. – 2000. – № 3. – С. 64-75.
3. Касьянов Н.В. Владивостокская крепость: архитектурно-исторический аспект // Вестник ДВО РАН. – 2002. – №1. – С. 72-84.
4. Касьянов. Н.В., Калинин В.И. Польский замок у Тихого океана. // Записки Общества Изучения Амурского края. Т. XXXVI. Вып. 2. – 2003. – С. 28-35. (Доля авт. участия 50 %).
5. Касьянов Н.В., Котелович Г.В., Котляров А.С., Тлустый Р.Е. Концептуальные предложения по рекреационному использованию острова Русский // Развитие въездного и внутреннего туризма на Дальнем Востоке. Материалы конференции. – Владивосток, 1999. – С.124-129. (Доля авт. участия 50 %).
6. Касьянов Н.В. Владивостокская крепость – уникальный памятник военно-оборонительного зодчества // Дальний Восток России: исторический опыт и современные проблемы заселения и освоения территории / Третьи Гродековские чтения. Материалы регион. науч.-практ. конференции – Хабаровск, ДВГНБ, 2001. – Ч. 1. С. 73-76.
7. Касьянов Н.В. Проблемы музеефикации крепостных сооружений. // Арсеньевские чтения. – Владивосток, 2000. – С. 119-121.
8. Касьянов Н.В., Обертас В.А. О музеефикации объектов военно-оборонительного зодчества. // Историко-культурное наследие в XIX веке: перспективы сохранения и использования. Тез. докл.: Владивосток, 2000. – С. 45-47. (Доля авт. участия 50 %).
9. Касьянов Н.В. Архитектурные особенности военно-оборонительных сооружений конца XIX – начала XX вв. // Вологдинские чтения. Тез. докл.: Владивосток. 2000. – С. 19-20.
10. Касьянов Н.В. Монументальное зодчество Владивостокской крепости. // Вологдинские чтения. Материалы конференции. 2001. – С. 4-5.
11. Касьянов Н.В. Лиханский Ю.И. Морфогенез в оборонительном зодчестве: Владивостокская крепость. // Материалы региональной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Ч.1. Владивосток, 2000. – С. 5-6. (Доля авт. участия 60 %).
12. Kasyanov N.V. Vladivostok fortress: Architectural view. // Fourth International Young Scholars’ Forum of the Asia-Pacific Region Countries. Proceedings, Part II. – Vladivostok, FESTU. 2001. – P.154-155.
13. Kasyanov N.V., Kazantsev P.A. Climatic prerequisites for recreational use of Russky Island territory and forts. // Materials of the 3rd International Student Congress APR Countries. – Vladivostok, FESTU, 1999. – P. 44-45. (Доля авт. участия 50 %).
14. Kasyanov N. V., Lapshina E.A. Architechnologies in town design: Geodesic domes. // Abstracts of the 1st International Student Congress APR Countries. – Vladivostok, FESTU, 1997. – P. 236-237. (Доля авт. участия 50 %).