19.04.2021

Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства
(Филиал ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России»)

при участии
Российской академии архитектуры и строительных наук


Всероссийская научная конференция

XIII ИКОННИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ:
АРХИТЕКТОР И КУЛЬТУРА ЭПОХИ


Время проведения: 19 апреля 2021 года, 11:30
Место проведения: платформа Zoom (дистанционный формат)


ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ – СКАЧАТЬ (pdf)


Новая ситуация культуры требует от архитектуры как творческой профессии смены прежней установки сознания. Мы высоко ценим позицию, которая была присуща Андрею Владимировичу Иконникову, – осмысление изменений архитектуры и культуры непосредственно в настоящий момент, выстраивание системы приоритетов. Перемены в архитектуре XX века мы в России во многом постигали благодаря его работам, и в XXI веке мы сознательно продолжаем это осмысление.

Наша позиция: творческая интуиция профессионала-архитектора – результат его личной интеллектуальной подготовленности к осознанию и принятию новой философской и научной доктрины мироустройства, но одновременно с этим – понимание результатов изменения экономической ситуации, эволюции компьютерной технологии, развития иных всемирных невидимых энергий и их освоения обществом.

Цель конференции – уловить новейшие тенденции в архитектуре и культуре и выйти к обоснованию теоретической программы их своевременного стратегического осмысления, необходимого для выработки приоритетов.

Достижение к данной цели требует понимания архитектуры как рефлексии на время, в которое она создается, и на ценности общества, которое ее продуцирует. Одновременно необходимо понимание того, что архитектура сильна, когда рождает новые ценности человеческого проживания на планете Земля, отвечая на вызовы времени или опережая время. Художественная задача деятелей архитектуры – сохранять сущность профессии, а это значит – изобретательно превышать собственные пределы. Теоретический дискурс не опережает творчество, но движется рядом.

Свобода творчества рождается на основе понимания данного момента развития человеческой культуры. Что означает творческая свобода для архитектора сегодня?  Архитектура и ранее развивалась в ответ на изменение культурного контекста, порожденного спецификой времени. Внимательное всматривание в стремительные и особо радикальные перемены культурного контекста XXI века позволяет определить наиболее существенные и стратегически оправданные изменения в архитектурном дискурсе.

Самодвижение культуры зачастую практически опережает художественную рефлексию архитектора. Положение архитектуры заставляет обратиться к приему расширения знания, в частности – знания о структурных переменах самой культуры, о цивилизационных сдвигах в условиях глобализации и цифрового дискурса. И потому – один из важнейших вопросов конференции: что есть культура в XXI веке?

В начале XXI века наблюдаются значительные перестановки в культуре. Восход так называемого сетевого общества (объявленный Мануэлем Кастельсом в начале века) раскрыл расстановку сил, способствующих продвижению перемен в культуре. Сетевая структура общества приводит к зарождению принципиально новой формы коммуникации – так называемых массовых само-коммуникаций.

Начавшийся процесс ведет к снижению элитарной роли официального держателя информационных сообщений – то есть движения информационных потоков «по вертикали» – и повышение роли информационных сообщений, публикуемых в открытых пространствах сети Интернет отдельными индивидами, – то есть движения информации «по горизонтали» от индивида к индивиду. Но уже сегодня требуется пересмотр сетевой теории. Возрастает актуальность выработки инновационных подходов к пониманию и исследованию современного социума, культуры, самого сетевого характера экономики. Необходимо осознание специфики нового культурного поворота.

Переходы-переломы в культуре ставят человека творческого – архитектора – в особое положение – сознательной смены ориентиров.