20.09.2007

18-20 сентября 2007 года в Европейском университете в Санкт-Петербурге работала международная научная конференция «Изобразительное искусство, архитектура и искусствоведение Русского зарубежья: проблемы, открытия, перспективы исследований», организованная НИИ теории архитектуры и градостроительства РААСН, международным Фондом имени Д.С. Лихачева и Европейским университетом в Санкт-Петербурге при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 07-04-14085г) и Фонда «Константиновский».

Мероприятие было посвящено изучению русской архитектурно-художественной эмиграции первой половины ХХ века, вопросам выявления и сохранения ее творческого наследия. Особенность конференции состоит в широком представительстве ученых из российских регионов и зарубежья: более 70 исследователей из 14 российских городов, ученые из Сербии, Великобритании, Швеции, Бельгии, Нидерландов, Франции, Финляндии и Грузии; в основном – искусствоведы и архитектуроведы.

Конференция продолжила ряд предшествующих конференций 1999-2005 гг. в Санкт-Петербурге и Москве, посвященных культуре российского зарубежья. Главное отличие данной конференции состоит в том, что основное внимание участников было уделено теме архитектуры и изобразительного искусства.

Программа конференции, кроме обсуждения проблем профессиональной деятельности архитектурно-художественной эмиграции, выявления и сохранения ее творческого наследия, включала проблемы коллекционирования произведений русского зарубежья, взаимосвязи изучения русского эмигрантского искусства и музейной практики, анализ особенностей библиографирования произведений изобразительного творчества и искусствоведческих материалов, документальных источников при изучении памятников архитектуры, обсуждение вопросов международного сотрудничества и создания для исследователей изобразительного, архитектурного и искусствоведческого наследия русского зарубежья специализированного сайта.

Среди российских участников – как молодые исследователи, так и хорошо известные в научном мире: петербуржцы Е.П. Яковлева, С.С. Левошко, О.Л. Лейкинд, Г.З. Коганов; москвичи А.В. Толстой, И.В. Белинцева, Т.Л. Астраханцева, В.И. Косик; Н.П. Крадин из Хабаровска, Т.В. Юрьева и Т.А. Лебедева из Ярославля; Т.А. Галеева из Екатеринбурга; О.Л. Улемнова из Казани. Из 41 российского докладчика ученой степенью обладают 36 человек.

Среди 14 иностранных участников – известные своей замечательной коллекцией русских книг и печатной графики голландские коллекционеры Серж-Алеша Стоммелс и Альберт Лемменс, сербский исследователь-энциклопедист, специалист по культуре русского зарубежья А.Б. Арсеньев; градостроитель М.А. Медведев (Ниш, Сербия), сын архитектора-эмигранта А.И. Медведева, очень много построившего в Сербии и оставившего уникальный личный архив; проф. Художественной академии г. Ниш Срдян Маркович (Лесковац, Сербия); проф. Белградского университета Александр Кадиевич, известный автор словаря о русских архитекторах, нескольких монографий о русском архитектурном наследии в Югославии; а также наши соотечественники, ныне проживающие за рубежом, – к.арх. Л.Г. Кебке из Гетеборга (Швеция) и искусствовед Н.А. Авдюшева-Лекомт из Брюсселя (Бельгия).

Активное участие в мероприятии принимали сербские коллеги. При этом надо подчеркнуть, что из шести сербских участников пять сделали доклады по русскому архитектурному наследию в бывшей Югославии, что свидетельствует о крупности, заметности явления и давнем интересе ученых. В.И. Косик, д.и.н., известный российский балканист, отметил, что приоритет в будущих исследованиях русского архитектурного наследия в Югославии, безусловно, принадлежит сербским коллегам, так как вся источниковая база по этой теме находится в Сербии.

Д. иск. Е.П. Яковлева остановилась на методологических аспектах изучения и характере взаимосвязи художественного наследия русской эмиграции и отечественной культуры. Особенностям формирования художественной среды в эмиграции посвятила свой доклад д. иск. М.Г. Литаврина. К. арх. С.С. Левошко впервые попыталась провести параллель между деятельностью европейской и дальневосточной архитектурных эмиграций, выявить их сходства и различия. Д. арх. Н.П. Крадин представил доклад о русских художниках в Китае.

Д. иск. А.В. Толстой осветил основные вехи истории художественной иллюстрации в эмиграции. О судьбе иконостасов русских православных храмов в Тунисе был сделан доклад д. культ. н. Т.В. Юрьевой, председателем известного общества «Икона» в Ярославле.

В.И. Косик, А.Б. Арсеньев, Н.А. Авдюшева-Лекомт, Н.О. Гадалина представили доклады о вкладе русских архитекторов и художников в культуру принявших их стран.

О некоторых персонах, хорошо известных своей деятельностью в России, но не в эмиграции, сделали доклады Л.Г. Кебке со своей зарубежной коллегой из Финляндии Р. Нанскен и российским коллегой из Екатеринбурга Н.Л. Смирновым, а также И.В. Белинцева, О.Л. Медведко, Т.А. Анисимова.

А. Лемменс и С.-А. Стоммельс представили два доклада на основе своей уникальной коллекции, что дало возможность многим ученым из разных регионов России впервые с ней лично познакомиться.

По новым материалам известных зарубежных и отечественных архивов (Толстовского фонда, Бахметевского архива, РЗИА ГАРФ, БФРЗ и других), а также семейных архивов сделали доклады Т.И. Ульянкина, Н.М. Козырева, И.Г. Девятьярова, И.В. Щеблыгина, П. Милани, А.И. Савицкая и А.С. Федотов.

Формат конференции включал ежедневные и финальную дискуссии.

Украшением конференции стала демонстрация авторами своих документальных фильмов. Фильм «Архитектор Григорий Самойлов: творчество, оставшееся в тени», об одном из выдающихся архитекторов Югославии (1904-1989), представил сербский искусствовед Милан Просен. Фильм «Судьба художника», о Михаиле Кичигине и Вере Кузнецовой-Кичигиной, живших и работавших в Китае, создан ярославскими искусствоведами Т.А. Лебедевой и М. Шиманской.

В рамках конференции состоялась презентация нового номера информационно-аналитического сборника о русском зарубежье «Берега», который издает Санкт-Петербургский информационно-культурный центр «Русская эмиграция» (2007, вып. 8).

Оргкомитет и участники конференции надеются, что проблематика, географическая и профессиональная представительность этого научного мероприятия обеспечили ему заметное место в общественно-научной и культурной жизни России.

к. арх. С.С. Левошко