04.03.2011

4 марта 2011 года в городской публичной библиотеке им. Маяковского в Санкт-Петербурге состоялся круглый стол, организованный Санкт-Петербургским филиалом НИИТИАГ РААСН, на тему «Архитектура эпохи модерна в странах Балтийского региона и Санкт-Петербурге».


ТЕЗИСЫ некоторых докладов - СКАЧАТЬ


Тема вызвала интерес исследователей. Среди присутствующих (около тридцати человек) были не только сотрудники НИИТИАГ, но и профессора Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, аспиранты, молодые ученые, исследователи из Комитета государственной инспекции по охране памятников, Государственного Эрмитажа, Музея истории Санкт-Петербурга, института «Спецпроектреставрация», руководители известных в Санкт-Петербурге издательств «Коло» и «Автобус», специализирующихся на архитектурной и туристическо-справочной литературе.

За последние пятнадцать лет были проведены несколько научных мероприятий, посвященных заявленной теме. Это конференции «Модерн: время и пространство. Страны Балтийского моря на рубеже ХХ столетия», «100 лет петербургскому модерну», «Северный модерн в диалоге культур», а также международная выставка «Архитектура, 1900. Стокгольм, Хельсинки, Таллин, Рига, Санкт-Петербург», организованная историко-архитектурными музеями Швеции, Финляндии, Эстонии, Латвии и России. По материалам конференций были изданы сборники. За последние два-три года переизданы книги, посвященные северному модерну, создан интернет-сайт «Национальный романтизм в архитектуре Хельсинки и Тампере» (2003-2010). За два десятилетия освоен большой новый фактический материал, появилась возможность профессиональной фотофиксации и обмеров за рубежом, изучения зарубежных архивных документов.

Однако процесс исследования модерна в странах балтийского региона, в том числе петербургского модерна, далек от завершения, и сегодня дальнейшее его изучение представляется актуальным. Об этом сказал директор Санкт-Петербургского филиала НИИТИАГ Б.М. Кириков, открывая круглый стол. Он подчеркнул сложность и неоднозначность разделов архитектуроведения, занимающихся данной темой, запутанность терминологии.

Профессор Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, доктор архитектуры В.С. Горюнов выступил с докладом «Истоки «северного модерна». В.С. Горюнов, совместно с М.П. Тубли, является автором известной монографии «Архитектура эпохи модерна», вышедшей почти двадцать лет назад, которая была наиболее полным обобщающим исследованием по данной теме. В трактовке авторов монографии термин «модерн» не относится к какому-либо одному стилю в архитектуре конца XIX – начала ХХ вв., а относится к совокупности стилей, которых объединяет антиэклектическая направленность. Северный модерн рассматривается как часть и порождение неоромантизма. В своем выступлении В.С. Горюнов обратил внимание на фундаментальную проблему истоков северного модерна, от которых, по его мнению, далеко ушли авторы в своих современных исследованиях. Он раскрыл очевидную связь архитектуры финского национального романтизма с работами американского архитектора Г.Г. Ричардсона. Провел параллели между неороманским стилем и восходящими к романскому стилю средневековой Европы поисками зодчих балтийского региона конца ХIХ – начала ХХ вв. В.С. Горюнов показал родственность источников формообразования архитектуры национального романтизма в различных странах. Отметил, что временные рамки этого явления гораздо шире, чем принято считать – с середины 1870-х по 1930-е гг. На богатом иллюстративном материале была продемонстрирована широкая картина бытования неороманского стиля в архитектуре разных стран – Америки, Англии, Финляндии и России, региональным проявлением которого и является северный модерн.

Профессор института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, ведущий научный сотрудник НИИТИАГ, доктор искусствоведения В.Г. Лисовский в начале своего выступления подчеркнул, что несмотря на имеющиеся отечественные и зарубежные публикации, посвященные этой теме, обобщающего труда, в котором архитектура эпохи модерна в истории культуры нового и новейшего времени рассматривалась бы как целостное р е г и о н а л ь н о е явление, до сих пор нет. Свой доклад В.Г. Лисовский посвятил градостроительному аспекту архитектуры балтийского региона. В настоящее время просто не существует исследований, во всяком случае, у нас в стране, специально посвященных градостроительству балтийского модерна. Между тем, в этом региональном варианте европейской архитектуры рубежа XIX-ХХ вв. был заключен большой градостроительный потенциал. В докладе была продемонстрирована выявленная стилистическая однородность ряда городских районов. На примере финского и шведского опыта В.Г. Лисовский показал сформировавшиеся градостроительные комплексы, создающие целостную городскую среду, связанную с ландшафтом, такие как район Катаянока в Хельсинки, и даже целые города, такие как Выборг и Тампере, застраивавшиеся одновременно. Шведский вариант национального романтизма в архитектуре имел некоторые выделенные автором различия – использование кирпича в качестве основного средства выражения региональной специфики. На примере районов города Мальмё докладчик убедительно доказал градостроительное значение почтамта г. Мальмё (арх. Ф. Боберг) как композиционного центра довольно большого комплекса зданий, образующих ансамбль.

Доцент СПБГАСУ, аспирант кафедры теории и истории архитектуры О.Б. Ушакова представила доклад на тему «Балтийский модерн» как региональное явление в контексте общеевропейского стиля», выдвинув термин «балтийский модерн» как обобщающий для идентификации специфической региональной общности национальных вариантов общеевропейского феномена. Она подняла вопросы терминологии, границ и особенностей балтийского модерна, неоднородности данного феномена и его изменяемости во времени. Указала на источники балтийского модерна – американские и европейские неоромантические направления, а также изучение местными архитекторами средневековой архитектуры балтийского региона, их обращение в своем творчестве к средневековым и дохристианским корням, которые породили особую стилистику национального романтизма, проявленную в выразительном и лаконичном силуэте зданий, особой динамичной композиционной структуре объемов. Балтийский модерн играл одну из главных ролей в процессе формирования архитектурного облика городов балтийского региона. Доходные, торговые и другие типы построек в модерне, подробный сравнительный анализ которых был сделан в докладе, оказали значительное влияние на формирование среды центральных улиц балтийских городов.

Б.М. Кириков, один из первых и самых последовательных ученых, исследовавших темы северного модерна в Санкт-Петербурге, в своем выступлении «Состав и хронологические границы северного модерна в Санкт-Петербурге» обратил внимание на то, что в эпоху модерна Санкт-Петербург впервые осознается как «северный» город, а не как «северная Венеция» или «северный Рим». На конкретном и обширном фактологическом материале была представлена хронология развития стиля в Северо-Западном регионе, определено место северного модерна в архитектурной практике Санкт-Петербурга. Согласно исследованиям Б.М. Кирикова, объекты, которые стилистически могут быть отнесены к северному модерну, составляют около 8-10% от общего числа зданий в стиле модерн в Санкт-Петербурге. В докладе была дана авторская трактовка термина «северный модерн», который рассматривается как региональный вариант неоромантического направления модерна. Было указано на связь северного модерна с т.н. «нордическим» стилем Северной Европы, а также на необходимость отделения северного модерна от неоготического, «тюдоровского», неоклассического направлений, которые одновременно существовали в эпоху модерна. Поскольку северный модерн в Санкт-Петербурге и России не решал национально-русских задач, то его неверно объединять с национальным романтизмом Финляндии или Швеции, несмотря на общие формообразующие тенденции. В Санкт-Петербурге эстетика северного модерна не коснулась крупных общественных зданий, а проявилась в архитектуре доходных домов и особняков. В качестве ярких примеров северного модерна были приведены доходный дом Лидвалей на Каменноостровском 1-3, особняк Мельцера, работы архитекторов А.Л. Лишневского и Г.И. Люцедарского.

Кандидат экономических наук, доцент А.В.Роденков давно занимается исследованиями изразцового производства Российской империи XIX – начала ХХ вв., является консультантом санкт-петербургской реставрационной фирмы «Паллада», членом совета мастеров Гильдии печников и трубочистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, членом редколлегии журнала «Fireplaces & Stoves. Камины и печи». В своем сообщении, посвященном анализу декора печей и каминов в Санкт-Петербурге на рубеже XIX-ХХ вв., А.В.Роденков выявил прямое и опосредованное влияние финских прототипов на работы санкт-петербургских архитекторов в этой области. Были приведены малоизвестные примеры печей и каминов как произведений декоративно-прикладного искусства, продемонстрирована их эстетическая связь с общеевропейскими художественными тенденциями. На основе богатейшего фактического материала было показано бесконечное разнообразие печного декора как важной части интерьера. Фотографии, выполненные докладчиком в результате многолетних натурных обследований интерьеров квартир и общественных зданий, как правило, труднодоступных для исследований, дали уникальную возможность познакомиться с важнейшим пластом декоративно-прикладного искусства модерна в Санкт-Петербурге. Примеры декоративных изделий лишний раз подтверждают тезис об особой важности синтеза искусств в модерне. Участие в разработке декора печей и каминов таких выдающихся мастеров, как Э.Сааринен и А.Линдгрен, говорит о неотъемлемости этой сферы творчества в их деятельности. В домах Санкт-Петербурга устанавливались камины по проектам видных представителей финского национального романтизма Е. и Л.Спарре, М.Гриппенберга, В.Аспелина. Нередко проекты финских архитекторов впрямую заимствовались (печи и камины арх. А.Оля для дачи писателя Л.Н.Андреева), изучалось и перенималось финское гончарное производство. В вестибюле доходного дома А.Ф.Бубыря (ул. Стремянная, 11) установлен камин, в декоре которого явно читается влияние финской национальной школы романтизма.

Весьма неожиданной и приятной была заявка на участие в круглом столе М.А. Мамошина – одного из известных архитекторов Санкт-Петербурга, впрочем, известного не только своей архитектурными работами, но и публичными лекциями, творческими выставками. Он представил свои проекты и постройки как в Петербурге, так и на севере России, начиная с 1990-х годов, которые демонстрируют его собственные поиски особой эстетики, которую он сам определяет как «нордический стиль». Сообщение М.А. Мамошина на тему «Северный неомодерн в архитектуре Санкт-Петербурга на рубеже XX-XXI вв.» было посвящено анализу рефлексии северного модерна как оригинальной, ставшей уже традиционной местной специфики в архитектурной практике его собственной мастерской. М.А. Мамошин поделился размышлениями об истоках своего творчества, о том влиянии, которое, по его убеждению, оказывают на него его поморские корни и природа Русского Севера, Белое море с его островами. Продемонстрированные на круглом столе художественные фотографии Кий-острова в Белом море, природа которого вдохновляет архитектора, говорят о нем как о художнике и романтике. Будет уместным вспомнить, что в октябре 2010 г. на конференции НИИТИАГ «Архитектура мира: новейшие процессы и течения» О.Б. Ушакова сделала сообщение на тему «Реминисценции балтийского модерна в современной архитектуре Санкт-Петербурга и Выборга», в котором был сделан критический анализ именно архитектурных произведений М.А. Мамошина, что говорит об идентификации явления, заметном и последовательном в творчестве архитектора.

В вечернем заседании круглого стола принял участие историк-краевед Е.А. Балашов. Он представил сообщение «Дачи М.А. Сувориной и М.Р. Преображенской в Тервола и Илола – уцелевшие образцы загородной архитектуры Санкт-Петербурга начала ХХ века». Докладчик – автор и издатель известной книжной серии «Карельский перешеек – земля неизведанная», председатель историко-краеведческого объединения «Карелия». Одно из направлений его деятельности – обследование и атрибутирование сохранившихся на Карельском перешейке зданий конца XIX – начала ХХ вв. На примере двух атрибутированных им дачных жилых домов Е.А. Балашов продемонстрировал методику выявления имен домовладельцев по кадастровым картам, указал источниковедческую базу, которая обеспечивает валидность данных. Сейчас Е.А. Балашовым готовится путеводитель по знаменитому своими жителями дачному поселку Комарово («Келломяки. Адреса и судьбы»). Такие документированные историко-краеведческие исследования – отличная база для проведения дальнейших искусствоведческих исследований.

Доцент Российского государственного педагогического университета Е.К. Блинова представила сообщение «Влияние региональных европейских школ на архитектуру Таллина эпохи модерна». По мнению Блиновой, архитектура Таллина периода модерна абсолютно лишена единства, лучшие постройки очень разнообразны по стилевым признакам и по характеру архитектуры. Такой вывод о разбросе стилистических ориентиров исследовательница сделала, обобщив различные художественные тенденции в архитектуре Таллина эпохи модерна.

Главный архитектор проекта «Спецпроектреставрация», кандидат архитектуры Н.М. Петухова представила сообщение на тему «Северное» направление в творчестве архитектора Льва Николаевича Кекушева». Имя архитектора принято связывать исключительно с Москвой и московским модерном. Тем не менее, в его творчестве есть одна малоизвестная страница – создание архитектурного комплекса Вологодско-Архангельской железной дороги, история которого была в свое время темой диссертационного исследования Н.М. Петуховой. Архитектурный ансамбль Вологодско-Архангельской железной дороги ею досконально изучен, и, по ее мнению, его можно считать одним из первых примеров взаимодействия стилистики зарождающегося модерна и национально-романтических течений в архитектуре северных стран. В дальнейшем, считает Н.М. Петухова, именно на основе подобного взаимодействия и было создано такое яркое явление в архитектуре, как «северный модерн».

Ведущий научный сотрудник НИИТИАГ И.В. Белинцева представила сообщение «Стиль вилл» в архитектуре Восточной Пруссии (совр. Калининградская область) – вариант «балтийского модерна», на основе немецкой периодики и натурных исследований. При рассмотрении вопроса она выделила несколько факторов, определяющих художественный облик одно-двухсемейных домов в Восточной Пруссии: экономичность и стремление использовать дешевые и привычные строительные материалы; обращение к местным конструктивным и художественным традициям строительства загородных домов и народного зодчества – фахверк и кирпич, со штукатуркой или без нее; учет иноземных новшеств – влиятельная Англия, близкие Норвегия и Швеция; американские традиции строительства в сельской местности; швейцарские шале и т.д.; немецкие строительные каталоги конца XIX – начала ХХ вв.

Международный статус круглому столу придал представленный С.С. Левошко доклад шведского историка архитектуры из г. Лунда, нашей бывшей соотечественницы Л.Г. Кебке. Образование она получила в Свердловском архитектурном институте, писала диссертацию и защитилась в Академии художеств в Санкт-Петербурге. В Швеции работала в Гетеборгском институте по сохранению культурного наследия, после переезда в Лунд – в музее «Культурен», затем в архиве Регионального музея в Кристианстаде. Тезисы Л.Г. Кебке представляют проводящееся исследование, которое предполагает анализ ключевых произведений архитектора Хельго Зеттерваля, богатый иллюстративный материал из специализированной шведской периодики, архивов, где ею найдены некоторые неопубликованные оригинальные чертежи Х. Зеттервалля (двенадцать единиц оригинальных чертежей). В рамках преемственности будет затронута архитектурная деятельность сына Х. Зеттерваля – главного архитектора шведских железных дорог и создателя множества жилых и общественных сооружений в стиле модерн, архитектора Фольке Зеттервалля.

С.С. Левошко, О.Б. Ушакова