18.04.2008

17-18 апреля 2008 года в Казани работала специализированная сессия «Архитектура тюрко-мусульманского мира: история и современные проблемы». Мероприятие было проведено в рамках международной научно-практической конференции «Истоки и эволюция художественной культуры тюркских народов», организованной Институтом языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан и Министерством культуры Республики Татарстан.

В сессии приняли участие исследователи из разных городов России – Москвы, Горно-Алтайска, Воронежа, Казани, а также из Турции и Азербайджана. К началу конференции были изданы тезисы докладов.

Из заявленных в программе 18 докладов на сессии было заслушано 13. Выстроенные в хронологическом порядке, они тематически охватывали широкий спектр научных проблем, касающихся архитектурно-градостроительной культуры тюрко-мусульманского мира от средневековья до наших дней.

Большую часть составили доклады, посвященные наследию. Открывший сессию доклад Х.Г. Надыровой касался архитектурно-градостроительной культуры крупных городов Золотой Орды. Выявленная с использованием новых материалов археологических раскопок типология монументальных сооружений была проиллюстрирована их реконструкциями. Градостроительную тематику продолжила историк архитектуры и реставратор Нурчин Челик (Анкара, Турция) в своем докладе «Architectural / Spatial Development of Harput City» проследившая многовековое архитектурно-пространственное развитие турецкого города, сегодняшнее наследие которого представляет собой сплав многих культурных напластований.

Два сообщения – О.П. Ильиной (Горно-Алтайск) «Жилище алтайцев» и М.Т. Мурадели (Воронеж) «Символика в культивировании вертикальной структуры Вселенной в представлениях древних иверийских народностей (Восточная Грузия)» продемонстрировали схожие черты в древней строительной культуре двух расположенных вдали друг от друга регионов.

Архитектор А.Н. Хабибуллин представил два сообщения – «К вопросу о типологии оборонительных сооружений Крымского юрта XV-XVIII вв.» и «Анализ изображения Казанского кремля на панорамах, опубликованных Николасом Витсеном в XVII веке», последний из которых – стендовый, имевший своей целью сравнение фортификационных сооружений крымских и казанских татар.

Г.Г. Нугманова в своем выступлении «Архитектура казанских татар: российское законодательство и этноконфессиональные особенности» показала проявление татарской традиции в условиях довольно жесткого государственного регулирования архитектурно-строительными процессами в российской империи, отметив, что наибольшую остроту вопросы взаимодействия приобрели в области культового строительства.

Архитектуре мечетей по понятным причинам было уделено особое внимание. Их типологическое разнообразие, эволюцию и истоки на примере двух регионов продемонстрировали доклады историка искусства Кемаля Озкурта (Ван, Турция) «The Evolution of Four-Iwan Plan of Great Seljuk Mosque Architecture in Iran» и специалиста по мусульманскому культовому зодчеству Н.Х. Халитова «Традиция многобашенной мечети в архитектуре Поволжья».

Разговор о мусульманских культовых постройках, начатый на примере наследия, активно перешел в сферу современной архитектурно-строительной практики. Тон задал эмоциональный доклад С.М. Червонной (Москва) под названием «Современная исламская архитектура в урбанистическом пространстве восточноевропейского города». Обозначив остро стоящую в настоящее время проблему архитектурного образа современных исламских культовых построек, она сделала вывод о параллельном развитии двух тенденций, имеющих большое значение для формирования современного облика городов: с одной стороны, стремление к реанимации или имитации наследия по образцам, типичным для исламской архитектуры того или иного региона; с другой стороны, новаторских попыток проектирования современных мечетей в формах, адекватных принципам развивающегося города начала XXI века.

Тема получила развитие в ярком докладе А.М.О. Зейналова (Москва), сопроводившего свое выступление примерами из собственной архитектурной практики в Азербайджане.

Завершил сессию оптимистичный доклад И.Ф. Сайфуллина, одного из авторов проекта мечети Кул-Шариф в Казани, подчеркнувшего потенциал и резервы традиции архитектурно-градостроительной культуры тюрко-мусульманского мира.

Прошедшая конференция свидетельствует о значительном интересе, проявленном к культуре обширного многонационального тюркского мира (общее число участников конференции составило 95 человек), неотъемлемой частью которой является архитектура. Остается сожалеть о заявленных и несостоявшихся докладах (Л.И. Саттаровой «Об особенностях анатолийской школы архитектурной резьбы», Р.Р. Аитова «Истоки колористики архитектуры казанских татар», Т.М. Бекирова (Бахчисарай, Крым) «К вопросу о происхождении и значении символа «звезда Давида» в архитектуре крымских татар», Фрата Башбуга (Стамбул, Турция) «Kars: The White Cultural City of Turk-Russian Interactions», А.Г. Саттарова «Формирование архитектурного образа современных российских мечетей»), которые, несомненно, могли бы дополнить и расширить картину. Будем надеяться, что они войдут в расширенный сборник статей, который предполагается издать по итогам данной конференции.

к. иск. Г.Г. Нугманова