07.10.2020

В Санкт-Петербурге с 17 по 19 сентября 2020 года Союз архитекторов России в третий раз провел Всероссийский фестиваль «Архитектурное наследие». Несмотря на относительную молодость, площадка быстро набрала авторитетность, широкий масштаб и высокий рейтинг. Тема «Исторический и современный ландшафт в контексте городской среды» была заявлена как главная на фестивале в этом году.

Сотрудники НИИТИАГ в очередной раз стали участниками конкурса «Лучшее печатное издание об архитектурном наследии» и деловой программы фестиваля. Среди удостоенных лауреатским дипломом изданий в этом году – книга мемуаров «И.Е. Бондаренко. Записки художника-архитектора. Труды, встречи, впечатления», изданная под редакцией главного научного сотрудника НИИТИАГ, докт. иск., академика РААСН М.В. Нащокиной. Старший научный сотрудник НИИТИАГ, канд. иск. А.И. Долгова была удостоена «Золотого диплома» этого конкурса в составе авторского коллектива. 

Самое активное участие сотрудники института приняли в деловой программе фестиваля. Посетившие петербургское мероприятие М.В. Нащокина, главный научный сотрудник НИИТИАГ, докт. арх., чл.-корр. РААСН М.С. Штиглиц и зам. директора НИИТИАГ по научной работе, канд. иск. Т.Н. Вятчанина выступили с докладами на нескольких конференциях, обозначив и заострив некоторые аспекты сегодняшнего положения в деле сохранения российского архитектурного наследия.

На круглом столе «Визуальный образ городского ландшафта как основа идентичности» от института выступили М.В. Нащокина по теме «Русский деревянный дом как наследие и его судьба» и главный научный сотрудник НИИТИАГ, докт. арх., чл.-корр. РААСН А.С. Щенков (доклад представила Т.Н. Вятчанина) по теме «Река в формировании идентичности исторического города».

В первом докладе была поднята проблема постепенного исчезновения традиционного городского деревянного жилища вследствие вековой пропаганды ценностей городской жизни и урбанизации. А ведь это – значительная часть национального культурного и эстетического достояния. К проблеме, по мнению М.В. Нащокиной, необходимо привлекать внимание, искать пути решения, развивать собственный и перенимать зарубежный опыт.

В докладе А.С. Щенкова проблема идентичности была рассмотрена в контексте исторического ландшафта и его роли в современном городе. Как сегодня работает и осознается такой исконный для исторического города фактор, как связь с рекой? В вопросах идентичности приоритетно восприятие фактора самими жителями города. Были приведены результаты и аналитика социальных опросов на эту тему по таким городам, как Нижний Новгород, Ярославль, Великий Новгород, малый городок Острогожск в Воронежской области, Санкт-Петербург.

На круглом столе «Промышленный ландшафт: ценность и методы сохранения» с докладом «Исторические промышленные комплексы в ландшафте Санкт-Петербурга» выступила М.С. Штиглиц, представившая анализ трансформации исторических промышленных объектов в условиях перепрофилирования, и влияния этого процесса на изменение городского ландшафта.

На главную конференцию фестиваля, посвященную его ведущей теме, наши коллеги вышли с двумя докладами: «Проблема самобытности русского города – вчера и сегодня» (М.В. Нащокина) и «Фабрично-жилой и усадебный комплекс барона А.Л. Штиглица – часть природно–культурного ландшафта Нарвской акватории» (М.С. Штиглиц). Если в выступлении М.В. Нащокиной прозвучал тревожный вопрос относительно общей судьбы национального своеобразия русского города – быть ему дальше или не быть при воцарившейся «власти капитала и полном пренебрежении к сохранению ландшафта в городах и их окрестностях», то в докладе М.С. Штиглиц тот же вопрос был поднят в отношении конкретного ландшафтного объекта – Нарвской акватории с составляющими ее комплексами Ивангородской крепости и Нарвского замка, Кренгольма в Нарве и фабрично-жилого района «Парусинка» в Ивангороде.

В последний день фестиваля в рамках круглого стола «Развитие промышленных ландшафтов: сохранение памяти места» и обсуждения проблем приспособления исторической промышленной архитектуры для создания новых общественных пространств, прошла презентация новой книги «Памятники промышленной архитектуры Санкт-Петербурга» (авторы: М.С. Штиглиц, В.И. Лелина, М.А. Гордеева, Б.М. Кириков), на страницах которой раскрывается история промышленной архитектуры Петербурга и показывается собственная эстетика этой специфической области культурного наследия.

В целом фестиваль «Архитектурное наследие – 2020» носил весьма конструктивный характер. Состоялся живой обмен опытом, в том числе абсолютно новым, связанным с карантином, последствия которого особенно серьезно затронули памятники-музеи.