Гл. ред., сост. И.А. Бондаренко. — СПб.: Коло, 2017. — 240 с.

ТИТУЛ И СОДЕРЖАНИЕ (pdf)

Аннотации статей

И.А. Бондаренко
Символический смысл конструкции «восьмерик на четверике» в свете апокрифа «О всей твари»

Статья посвящена символике архитектурных форм древнерусских построек с четырехугольными призматическими основаниями и восьмигранными, иногда ярусными и увенчанными шатрами, венчаниями, смысл которой приоткрывается благодаря тексту распространенного в свое время апокрифа «О всей твари», а также ряду других средневековых письменных источников. Анализ показывает, что четверик обозначал околоземное пространство, огражденное опорами небесной тверди, а восьмерики с их покрытиями — саму твердь, представлявшуюся в виде высокой сени, несущей на себе вышний Престол в облаке Славы.

А.О. Слудняков
Типы планировки изб Европейской России XVI–XIX веков: географическое распространение и эволюция

Исследование посвящено одному из важнейших аспектов истории развития традиционного жилища — планировке крестьянских изб. Рассматриваются ареалы основных типов планировки, сложившиеся к концу XIX — началу XX в., а также пути образования этих ареалов и характер изменений их границ. Разбираются основные версии происхождения и эволюции различных планировок, отличающихся принципами расположения печи в пространстве избы.

Л.Д. Мазур
Укрепления Переславля-Залесского в XVII веке

В статье на основе письменных и изобразительных источников подробно рассмотрена эволюция архитектурного облика цитадели Переславля-Залесского: дана характеристика крепости на 1612 год, а затем прослежены изменения после реконструкции ее деревянной части в 1666-м. Проводимое сравнение с близлежащими крепостями того времени — владимирской и суздальской — дало возможность дополнить сведения об объемно-пространственных характеристиках переславских стен и башен.

А.М. Салимов
О центрических сооружениях второй половины XVII века в центре Тверского кремля

После Смуты каменные сооружения на территории бывшего Тверского княжества появились уже в 1610-е гг., однако наиболее эффективным строительным центром в первой половине — середине XVII в. была не Тверь, а Троицкий Макарьев Калязинский монастырь. Именно его мастера в 1660–1670-х гг. выстроили в центре Тверского кремля два центрических ярусных здания: колокольню и церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня. Последняя стала, по всей видимости, первой культовой постройкой подобного типа, возведенной на территории Московской Руси во второй половине XVII в.

А.В. Можаев
Три утраченных памятника гражданской архитектуры Москвы конца XVII века

Строительная лихорадка 1990–2000-х обернулась для Москвы потерей огромного числа памятников архитектуры, в том числе древнейших в городе — палат допетровского и раннепетровского времени. В статье представлен отчет о личных наблюдениях, сделанных в процессе разрушения трех примечательных памятников гражданской архитектуры конца XVII столетия в Белом городе и Замоскворечье.

Н.А. Быковская, О.В. Астахова, М.В. Петерсон
Кельи Сретенского монастыря в Гороховце. История строительства и первоначальный облик

В статье на основании архивных материалов, многие из которых публикуются впервые, и архитектурно-исторических исследований, проводившихся в 2015 г., рассматривается строительная история келий Сретенского монастыря в Гороховце (Владимирская область). В результате работы удалось выявить первоначальную планировочную структуру келейных корпусов и реконструировать первоначальный архитектурный облик памятника.

Т.П. Тимофеева
Памятник гражданской архитектуры провинциального времени во Владимире

Единственное сохранившееся во Владимире каменное здание не церковного назначения провинциального периода (1709–1778) — так называемый винный выход. Построен он в начале 1760-х гг. воеводой Алексеем Петровичем Воронцовым, принадлежавшим, вероятно, к нетитулованной ветви рода Воронцовых. Архивные и иконографические источники позволили установить время строительства, облик, характер использования и перестроек этого редкого памятника гражданской архитектуры.

А.Е. Ухналёв
Малоизвестный проект планировки Стрелки Васильевского острова 1730-х годов

В ряду проектов развития квартала Академии наук на Стрелке Васильевского острова имеется проект 1730-х гг. с предложениями, предопределяющими то планировочное решение, которое Стрелка получила только в начале XIX в. В проекте обозначены главные оси композиции, конфигурация внутренней площади, положение доминант. Прозорливость, с которой была предугадана исключительная по своим достоинствам градостроительная композиция, требует признать проект выдающимся произведением архитектурной мысли первой половины XVIII в.

Т.Л. Никитина
Монументальная роспись Казанской церкви в селе Курба

В статье впервые рассматривается неизученный памятник русского монументального искусства конца XVIII в. — стенная роспись церкви Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области. Характеризуется соотношение традиционных и новых черт в системе росписи, особенности иконографической программы. В приложении впервые публикуются схемы росписи Казанской церкви.

В.А. Марков
Ансамбль таганрогских площадей (историческая часть города)

В статье рассматривается последовательное формирование городских площадей в исторической части Таганрога, образовавших уникальный градостроительный ансамбль. В процессе развития архитектурно-планировочной городской среды постоянно происходят изменения количественных и качественных характеристик, и на примере Таганрога хорошо прослеживается преемственность в создании единого комплекса пространственной уличной сети с композиционными узлами в виде городских площадей.

В.С. Наумова
«Палладиев вкус» графа К. Г. Разумовского и его ближайшего окружения

Классическим примером русской архитектуры «в духе Палладио» стал дворец последнего украинского гетмана К. Г. Разумовского в Батурине, построенный, вероятно, по проекту Ч. Камерона. В статье сделана попытка осмыслить роль палладианской традиции в формировании художественного вкуса самого графа, членов его семьи и друзей во второй половине XVIII — первой трети XIX в.

Г.Г. Нугманова
Регулярные планы городов в преобразовании российской провинции, первая половина XIX века: «приведение к окончанию дела»

В статье на примере Казанской губернии воссоздается сложный, многоэтапный процесс проектирования и утверждения регулярных планов уездных городов в первой половине XIX в., служивших в России законодательной основой для радикального преобразования городов в соответствии с европейскими градостроительными концептами; выявляются круг участников этого процесса и точки конфликта.

М.В. Нащокина
История создания зала Дворянского собрания в Рязани

В статье автор раскрывает ранее неизвестные факты об истории строительства зала Дворянского собрания: его современный облик был создан в два этапа — рязанским архитектором Н. И. Воронихиным и московским архитектором П. С. Бойцовым. Завершая декоративную отделку Колонного зала в 1890 г., Бойцов проявил себя как великолепный рисовальщик и чуткий зодчий — его пластически выразительные дополнения обогатили архитектуру зала, возведенного в стиле позднего классицизма.

А.Л. Павлова
Церковные интерьеры XIX в. в русской провинции: взаимосвязь архитектурных форм и росписей (на примере некоторых памятников Центральной России)

В статье впервые сделана попытка рассмотреть соотношение росписей и архитектурных форм в русских храмах на протяжении XIX в. Работа построена на материале экспедиций 2000-х гг. по ближайшим к Москве областям (Тверской, Рязанской, Владимирской и Калужской). Показано, что в течение XIX в. принципы гармонизации интерьера менялись вместе со стилистикой — от классицизма к эклектике.

П.В. Баклыский, Н.П. Крадин
Деревянное культовое зодчество Забайкалья

В статье впервые рассматривается деревянное культовое зодчество Забайкальского края, анализируются планировочные, конструктивные и композиционные особенности храмов, их типология. Приводятся статистические сведения о строительстве культовых сооружений в Забайкалье с 1700-х по 1900-е гг. Статья иллюстрирована авторскими фотографиями, рисунками и обмерными схематическими чертежами.

И.В. Белинцева, А.В. Левченков
«Швейцарский стиль» в архитектуре Восточной Пруссии (территория современной Калининградской области)

В XIX — начале XX в. в Европе, в том числе в Восточной Пруссии, получили распространение здания в «швейцарском стиле», построенные по  образцу старинных деревянных домов Швейцарии: прямоугольные в  плане, одно- и  двухэтажные, с  галереями и  балконами, перекрытые пологими двускатными крышами с  большими выносами скатов, поддерживаемых резными консолями. На территории Калининградской области здания с элементами «швейцарского стиля» сохранились на курортах Балтики. В статье анализируются также несохранившиеся постройки в «швейцарском стиле» — усадебный дом в Малли Парк в округе Гердауэн, так называемое «швейцарское подворье» — Швайцергрунд в Кёнигсберге. Исследование опирается на малоизвестные письменные и изобразительные исторические источники.

А.В. Лисицына
Архитектура деревянных жилых домов Городца середины XIX — начала XX века

Статья посвящена архитектуре деревянных жилых домов Городца, который в середине XIX — начале XX в. представлял собой развитое торгово-промышленное село Нижегородской губернии. В рамках данного периода выделены три этапа, отражающие эволюционное развитие архитектуры традиционного жилого дома. Рассмотрено преобразование объемно-пространственного решения и композиции главного фасада. Выявлены основные морфотипы наличников окон — наиболее значимых элементов в системе фасадного декора.

К.В. Брызгалова
Архитектурно-планировочное формирование фабричного села Вознесенское-Вахрушевское в XIX — начале XX века

Статья посвящена всестороннему анализу архитектуры фабричного села Вознесенское-Вахрушевское Слободского уезда Вятской губернии. На основе архивных источников и натурных обследований выявляются предпосылки развития кожевенного промысла в данном регионе, общие черты и особенности объемно-планировочной композиции и образно-стилевого решения зданий. Подробно рассматриваются этапы возведения главной архитектурной доминанты села — Вознесенской церкви.

И.А. Казусь
Саратовский период творческой деятельности А. З. Гринберга (1919–1922). Часть вторая

На основе архивных материалов анализируется саратовский период деятельности архитектора А. З. Гринберга. В 1919 г. он был направлен на строительство завода «Звезда» и его рабочего поселка. Гринберг выполнил проект планировки и новой застройки части Саратова, выгоревшей во время пожара 1921 г. Как в Саратове, так и в губернии он участвовал в первых конкурсах на проекты новых типов общественных сооружений (пролетарский дом, дом-коммуна, больничный комплекс и др.), которые были частично осуществлены. Деятельность А. З. Гринберга в Саратове рассматривается в контексте взаимодействия с такими крупными зодчими, как В. Н. Семёнов, Л. А. Серк, М. В. Крюков, А. К. Иванов, Д. Ф. Фридман и др.

Ю.Л. Косенкова
Научные и творческие позиции проф. А. Л. Эйнгорна в контексте советского градостроительства 1930-х годов

В статье рассмотрены судьба и основные научно-творческие позиции талантливого градостроителя, лидера украинского Гипрограда А. Л. Эйнгорна в наиболее плодотворный, харьковский, период деятельности института. Показано, что гуманистическая направленность его творчества не вписывалась в основные установки советского градостроительства, что стало причиной вытеснения этого ученого на периферию профессии.