Гл. ред., сост. И.А. Бондаренко. – СПб.: Коло, 2018. – 264 с.

ТИТУЛ И СОДЕРЖАНИЕ (pdf)

В очередном выпуске представлены материалы новейших исследований по архитектуре и градостроительству России. Рассматривается история создания малоизвестных памятников, развитие региональных архитектурных традиций. Обоснованы новые атрибуции, подтвержденные археологическими исследованиями и ранее неизвестными архивными источниками. Ряд статей посвящен церковному зодчеству. Особое внимание уделено промышленной архитектуре и различным аспектам истории архитектуры первой половины XX века.

Издание адресовано архитекторам, искусствоведам, реставраторам, историкам и всем, кто интересуется историей архитектуры.

Сборник включает материалы научных конференций «История архитектуры и градостроительства России. Новые материалы и исследования» и «Архитектурное наследие России», проведенных при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проекты №17-04-14066 г и №18-012-20100 г).

Ю. С. Фомичёва
Церковь Богоявления над воротами Благовещенского монастыря на Мячине: графические реконструкции архитектурных форм на XII и XV века

В 2005–2006 гг. были раскрыты и изучены остатки кладки пилонов ворот церкви Богоявления Благовещенского монастыря на Мячине. Предлагаются варианты графических реконструкций двуслойного памятника (XII в. и XV в.). Использованы археологические материалы, аналогичные памятники и методы докомпоновки.

Ключевые слова: графическая реконструкция, надвратная церковь, Новгород, домонгольская архитектура, бесстолпный тип, компактный вписанный крест.

Н. А. Мерзлютина
Двустолпные церкви Ярославской области: к вопросу о развитии типа в Верхнем Поволжье в XVII–XVIII веках

Рассмотрены девять двустолпных церквей, возведенных на территории Ярославской области в XVII–XVIII вв. Изучение «выживания» одного из традиционных типов храмов в переходный период и его развитие в Новое время дает возможность проанализировать охранительные тенденции в религиозном искусстве Верхнего Поволжья, выявить источники архитектурных форм и проследить взаимовлияние зодчества соседних областей.

Ключевые слова: церковная архитектура, Ярославские земли, XVII–XVIII вв., двустолпный тип храма, Ярославская область.

Т. Л. Никитина
Роспись Введенского собора Толгского монастыря и монументальная традиция Ярославля 1690–1740-х гг.

Рассмотрены малоизученный памятник русского монументального искусства — роспись Введенского собора Толгского монастыря, исполненная в 1690–1691 гг., а также росписи посадских храмов Ярославля первой половины XVIII в., где заметно ее влияние. Впервые анализируется своеобразие стенописной структуры и особенности программы росписи Введенского собора, а также интерпретация этих черт в монументальной традиции Ярославля.

Ключевые слова: Ярославль, монументальная живопись, Введенский собор Толгского монастыря, XVII век, XVIII век, система росписи.

А. Г. Носкова
Вознесенская церковь в Типиницах — последний шатровый храм Заонежья

Статья посвящена деревянной церкви Вознесения Господня в Типиницах (1781). Она стала последним памятником в ряду храмов так называемой прионежской традиции. Церковь не сохранилась, и поэтому до сих пор ей уделялось недостаточно внимания в публикациях исследователей. При этом в различных архивах удалось обнаружить на редкость много документов, повествующих о строительной истории и архитектурных особенностях типиницкого храма. Цель данной работы — ввод этих материалов в научный оборот, восполнение пробела в знании о конкретном памятнике и вместе с тем о завершении развития целого регионального направления в деревянном зодчестве.

Ключевые слова: деревянное культовое зодчество, Русский Север, Онежское озеро, Заонежье, «прионежская традиция», шатровые храмы, XVIII век.

Е. В. Ходаковский
Древнерусские деревянные храмовые комплексы Русского Севера и их преобразования в XIX столетии

В статье прослеживается практика сложения и видоизменения деревянных храмовых ансамблей на Русском Севере в поздний период (1800–1890-е гг.). На протяжении XIX в. старинные комплексы неизбежно ветшали, и назревала необходимость замены какого-либо составного элемента. В итоге это приводило к формированию разновременных ансамблей, состоявших из новой (как правило, зимней) церкви и постройки, относящейся к древнерусскому периоду или XVIII столетию. Выявлены закономерности этого процесса, рассмотрены наиболее характерные примеры деревянных ансамблей XVI–XIX вв., проанализированы принципы взаимодействия их составных частей. Одним из главных выводов становится тезис о ключевой роли поздних памятников в восприятии ансамблей как единого целого. Именно необходимость соблюдать принципы ансамблевого созвучия способствовала сохранению на протяжении XIX в. традиционности зодческой практики, что в очередной раз говорит о единой глубинной подоснове «классического» (XVI–XVIII вв.) и позднего (XIX — начало XX в.) этапов истории деревянной храмовой архитектуры Русского Севера.

Ключевые слова: деревянная архитектура, история русской архитектуры, архитектурный ансамбль, Русский Север, XIX век, Архангельская область, Вологодская область.

А. Е. Ухналёв
Архитектурная «Россика» в собрании венского музея «Альбертина»

Музей «Альбертина» в Вене обладает значительной коллекцией русских архитектурных чертежей XVIII в. (80 единиц хранения). В статье подробно рассмотрены группы материалов этого собрания, объединяемые общим авторством или обстоятельствами создания. Уточнена атрибуция некоторых чертежей, связанных с деятельностью Ф. Б. Растрелли. Выделена группа чертежей наиболее значительных зданий Петербурга, имеющая схожий состав с двумя другими большими собраниями русских чертежей в Стокгольме и Дублине. Высказано и аргументировано предположение о существовании во времена царствования императрицы Елизаветы программы по созданию комплектов чертежей важнейших зданий Петербурга для дипломатических подарков и иных представительских целей.

Ключевые слова: архитектура Петербурга XVIII в., музей «Альбертина», Ф. Б. Растрелли, Д. Кваренги, Т. Швертфегер, архитектурный чертеж, Александро-Невский монастырь, Зимний дворец, Большой театр, Эрмитажный театр, Большой Петергофский дворец, Аничков дворец, Смольный монастырь, Троице-Сергиева приморская пустынь.

О. В. Баева, А. Ю. Казарян
Два периода церковного строительства в Нахичевани-на-Дону. Историко-культурный фон стилевых предпочтений

Раскрыты стилевые особенности и характер творческого метода зодчих, создававших храмы Нахичевани-на-Дону. Выделены два периода церковного строительства и проанализированы произведения каждого из них на фоне одновременного развития русской архитектуры эпохи классицизма, с одной стороны, и эпохи историзма и поиска национальной стилистики — с другой. Выяснено, что две архивные фотографии нахичеванской церкви Св. Николая (Сурб Никогос) фиксируют изменение замысла авторов строительства, а также два капитальных ремонта здания. Впервые церковная архитектура донских армян анализируется в контексте развития русской архитектуры, историко-культурной ситуации с конца XVIII по начало XX в., мировоззренческих изменений в общинах российских армян.

Ключевые слова: Нахичевань-на-Дону, Ростов-на-Дону, архитектура армянских храмов, церковь Сурб Карапет, церковь Сурб Никогос, церковь Аменапркич.

М. С. Штиглиц
Александровская мануфактура — образец архитектуры классицизма

Рассмотрены архитектурные особенности малоизвестного классического ансамбля Санкт-Петербурга. Александровская казенная мануфактура, основанная на рубеже ХVIII и ХIХ вв. на территории бывшей усадьбы князя А. А. Вяземского, сыграла важную роль в зарождении и становлении отечественной индустрии. Это заведение стало образцом нового машинного способа производства и новых тенденций в области строительства. В ее формировании принимали участие выдающиеся петербургские архитекторы эпохи классицизма — А. Д. Захаров, А. И. Порто, А. Н. Роков и Г. М. Пильников, а также талантливые инженеры и организаторы производства — Ч. Гаскойн, А. Я. Вильсон, Л. Я. Вильсон. Сохранившиеся корпуса начала ХIХ в. — уникальные образцы классицизма в промышленном зодчестве, памятники отечественной индустриальной истории.

Ключевые слова: образцовое предприятие, классический ансамбль, машинное производство, воспитательный дом, А. Я. Вильсон, каркасное строительство, промышленная архитектура.

А. В. Снитко
Архитектура мануфактуры Каретниковых — Тейковского хлопчатобумажного комбината

Тейковский хлопчатобумажный комбинат — одно из старейших предприятий Центральной России. Мануфактура была основана в 1787 г. купцом Каретниковым, приехавшим в село Тейково из Москвы. Рассмотрены особенности и закономерности развития архитектурного комплекса, описаны наиболее значительные сооружения. Статья вводит этот исторический промышленный комплекс в научный оборот.

Ключевые слова: Ивановская область, Тейковский хлопчатобумажный комбинат, промышленная архитектура, машинная фабрика, объекты социальной инфраструктуры, историческая планировка.

К. В. Брызгалова
Композиции регулярных планов городов-заводов Вятской губернии в XIX веке

На примере Вятской губернии рассмотрен процесс комплексной реконструкции застройки поселений при металлургических заводах в середине XIX в., в результате которой были созданы во многих случаях образцовые для того времени композиции регулярных планов. Авторская реконструкция архивных планов 1840–1860 гг. позволила применить сравнительный и графоаналитический методы в выявлении общих закономерностей и композиционных особенностей формирования рассматриваемых поселений.

Ключевые слова: промышленная архитектура, города-заводы, Вятская губерния, XIX в., регулярная планировка.

В. Ш. Хаирова
О формировании градостроительного облика заштатных городов Калужской губернии во второй половине XIX века

Исследование посвящено наследию поселений Воротынск, Серпейск, Сухиничи Калужской области. На основе неизвестных материалов из Государственного архива Калужской области выявлены особенности их градостроительного развития во второй половине XIX в. Это приведет к пониманию принципов застройки малых городов русской провинции, позволит ввести в научный оборот понятие «архитектура безуездного города».

Ключевые слова: архитектура, Калужская область, безуездный город, Воротынск, Серпейск, Сухиничи, XIX век.

Г. Г. Нугманова
Российская деревня в последней трети XIX — начале XX века: «попечение о лучшем устройстве селений». Часть первая. Местные постановления

Нормы регулярного градостроительства, распространение которых на деревни Российской империи было заявлено в 1830-х гг., в действительности незначительно касались их реального облика вплоть до последней трети XIX столетия. Повсеместное преобразование сельского ландшафта произошло лишь в позднеимперский период, и его началом послужил указ от 16 июня 1873 г., возложивший попечение «о лучшем устройстве селений» на земства. Местные органы земского самоуправления разрабатывали собственные правила, отменяя принятые ранее правительственные распоряжения и инициируя новые, более эффективные подходы. Пространственно-планировочное переустройство селений стало ключевым направлением в их деятельности. В статье рассматривается законотворческая деятельность Казанского земства.

Ключевые слова: Земство, Казанская губерния, местное самоуправление, местные постановления, план селения, страховой агент

Б. М. Кириков
Становление ретроспективного движения в архитектуре Петербурга (1902–1906 годы)

Основы ретроспективного движения в архитектуре Петербурга были заложены в середине 1900-х гг., вслед за первыми проявлениями неоампира. Дополнительными импульсами к освоению наследия послужили статьи А. Н. Бенуа (1902) и 200-летний юбилей Петербурга (1903). В те годы на фоне господства модерна определились стилевой диапазон и состав петербургского ретроспективизма, включавшего три главных течения: необарокко, неоклассицизм и неоренессанс. Ранний этап этого движения представлен работами Л. Н. Бенуа, А. И. Дитриха, А. В. Щусева, В. А. и Г. А. Косяковых, В. И. Шене и других архитекторов.

Ключевые слова: петербургский ретроспективизм, 200-летие Петербурга, неоклассицизм, необарокко, неоренессанс, А. Н. Бенуа, Л. Н. Бенуа, А. И. Дитрих, В. И. Шене.

И. Е. Печёнкин
Чего не придумывал Шухов, или Еще раз о перекрытиях Верхних торговых рядов в Москве

Рассмотрен вопрос об авторстве светопроницаемых перекрытий пассажей Верхних торговых рядов в Москве. В ходе исследования удалось установить, что широко распространенное мнение о проектировании их выдающимся русским инженером В. Г. Шуховым является необоснованным. Критический анализ библиографии в совокупности с изучением прежде не изученных архивных материалов позволили детально реконструировать процесс создания знаменитых перекрытий.

Ключевые слова: строительные конструкции, железная архитектура, эклектика, XIX век, В. Г. Шухов, атрибуция, архивные исследования, Москва.

М. Б. Аксененко
Проектировал ли В. Г. Шухов металлические конструкции для кровли московского Музея изящных искусств?

В научной и популярной литературе выдающегося русского инженера В. Г. Шухова называют одним из участников строительства здания Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Шухову приписывается авторство проекта металлических конструкций для перекрытий второго этажа и стеклянной кровли. В настоящей статье, написанной с привлечением неопубликованных документальных источников, поставлен вопрос о правомерности такого утверждения.

Ключевые слова: ГМИИ им. А. С. Пушкина, Музей изящных искусств, металлические конструкции, В. Г. Шухов, строительная контора инженера А. В. Бари, Товарищество механических заводов братьев Бромлей.

А. В. Колмаков
Московский период творчества архитектора Н. А. Всеволожского

В статье освещена деятельность советского архитектора Н. А. Всеволожского в Москве и Московской области с 1904 по 1934 г. Исследована профессиональная занятость зодчего, выявлены основные ее направления (обучение, реставрационная, проектная и градостроительная деятельность). Массив известных и вновь выявленных сведений структурирован и представлен в хронологической последовательности в контексте значимых событий истории России.

Ключевые слова: МУЖВЗ, Н. А. Всеволожский, советская архитектура.

О. С. Шурыгина
К истории строительства автомобильных гаражей в Москве 1920-х годов

На основе впервые вводимых в научный оборот архивных источников и расширенной базы материалов специализированной периодической печати рассмотрено строительство автомобильных гаражей в Москве в 1920-е гг. Проанализированы утраченные и практически неизвестные сегодня объекты, произведена их атрибуция, уточнены местонахождение, авторство и датировки строений. Также внимание уделено процессу функциональной трансформации и укрупнения типа советского гаража и использованию зарубежного опыта развития автомобильной инфраструктуры.

Ключевые слова: Москва, гараж, транспорт, инфраструктура, ХХ век, К. С. Мельников.

И. А. Казусь
Дом Советов для Новосибирска, построенный в Йошкар-Оле (1930–1938)

С привлечением архивных документов и материалов периодической печати 1930-х гг. рассмотрены история проектирования и строительства в Йошкар-Оле в 1930–1938 гг. нового типа общественного сооружения — Дома Советов. Два варианта его проекта, выполненные в 1930 г. Нижегородской краевой проектной конторой, реализованы не были. В 1932 г. был утвержден конструктивистский проект архитекторов А. З. Гринберга и М. Т. Смурова, исполненный на основе их проекта Дома Советов в Новосибирске. Проведен сравнительный анализ проекта для Новосибирска и его адаптированного варианта для Йошкар-Олы. Построенный в 1938 г. в Йошкар-Оле Дом Советов стал градостроительным центром города, правительственным зданием Марийской АССР.

Ключевые слова: Йошкар-Ола, Новосибирск, Дом Советов, конструктивизм, А. З. Гринберг, М. Т. Смуров, А. Г. Панютин.

Ю. Д. Старостенко
Книга «Генеральный план реконструкции города Москвы» 1936 года: история создания и ее роль в формировании представлений о реконструкции Москвы первой половины 1930-х годов

Статья посвящена истории создания книги «Генеральный план реконструкции города Москвы», которая является одним из основных источников изучения генерального плана 1935 г. В статье на основе архивных материалов впервые предпринята попытка исследовать процесс работы над текстом книги и сопоставить выявленные в архиве Л. М. Кагановича (РГАСПИ) варианты этого текста. Особое внимание уделено определению той роли, которая отводилась этому изданию Л. М. Кагановичем, возглавлявшим работу над книгой.

Ключевые слова: «Генеральный план реконструкции города Москвы», генеральный план, реконструкция Москвы, советское градостроительство, 1930-е гг.

Н. В. Алгазина
Чугунные фонтаны периода сталинского ампира в архитектурном ансамбле Омска

Рассмотрены чугунные фонтаны Омска, отражающие традиции отечественного художественного литья периода сталинского ампира 1950-х гг. Приведены сведения об истории возникновения фонтанов в центральных скверах Омска, проведена их атрибуция. Уточнены авторы памятников и датировки.

Ключевые слова: фонтаны, Омск, малые архитектурные формы, сталинский ампир, архитектурно-художественный металл, чугунное литье.

Ю. Л. Косенкова
Особенности восстановления Ашхабада после землетрясения 1948 г.

В статье рассказывается о восстановлении Ашхабада после 10-балльного землетрясения 1948 г. Был применен организационный опыт военного времени и послевоенного восстановления городов. Однако концептуальные основы строительства крупного города с учетом местных традиций оказались недостаточно разработаны. Проекты восстановления города, основанные на приемах ленинградской градостроительной школы, не были до конца воплощены или подвергались изменениям в процессе реализации. В статье дана характеристика застройки города, прослежена судьба районов застройки послевоенного периода в современном Ашхабаде.

Ключевые слова: советская архитектура, архитектура Туркменистана, градостроительные традиции, ленинградская градостроительная школа, Ашхабад.