Гл. ред., сост. И.А. Бондаренко. – СПб.: Коло, 2019. – 280 с.

ТИТУЛ И СОДЕРЖАНИЕ (pdf)

В очередном выпуске представлены материалы новейших исследований по архитектуре и градостроительству России. Рассматривается история создания малоизвестных памятников, развитие региональных архитектурных традиций. Обоснованы новые атрибуции, подтвержденные археологическими исследованиями и ранее неизвестными архивными источниками. Ряд статей посвящен церковному зодчеству: символике, архитектуре, росписям и интерьерам. Отдельные публикации приурочены к юбилейным датам: 250-летию со дня рождения В. П. Стасова, 150-летию Московско-Курской железной дороги. Издание адресовано архитекторам, искусствоведам, реставраторам, историкам и всем, кто интересуется историей архитектуры.

Сборник включает материалы научной конференции «Архитектурное наследие России», проведенной при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект No 18-012-20100 г).

Бондаренко И. А.
К вопросу о символике церковной главы

В статье обосновывается мысль о содержательном и формальном сходстве церковной главы с мандорлой, обозначающей в христианском изобразительном искусстве священное обрамление образа Божия. Показаны разные типы мандорлы—от узкой с заостренными концами до круглой, подобной нимбу. Это позволяет находить принципиальную общность между пологими полусферическими куполами и сложными по своим формам шлемовидно-луковичными главами, достигавшими иногда исключительной пластической выразительности. Специальное внимание уделяется сравнению церковной главы с шарообразной царской державой. Как держава представляла собой идеализированную модель мира, так и церковная глава могла символизировать грядущий оплот жизни истинной, который снизойдет с неба в конце времен.

Ключевые слова: христианское зодчество, купол, церковная глава, мандорла, нимб, держава, образ мира, пластика, семантика, символика форм.

Петров Д. А.
О некоторых архитектурных решениях церкви Вознесения в Коломенском: граненый руст и вимперги

Статья посвящена поискам аналогов двух архитектурно-декоративных приемов, использованных в церкви Вознесения в Коломенском (1532), — диагональной сетки из граненых белокаменных камней на гранях шатра и остроугольных вимпергов на фасадах постройки. Такие приемы в русской архитектуре неизвестны. Однако они постоянно используются в итальянской архитектуре в памятниках 1460–1540-х гг. (граненый руст, в том числе и в виде линейных рисунков, на всей территории Италии) и XIV—конце XV в. (вимперги, Северная Италия).

Ключевые слова: Церковь Вознесения в Коломенском, Петрок Малый, «бриллиантовый» руст, вимперги, диагональная сетка из каменных блоков.

Салимов А. М.
Церковь Николы в Капустниках и тверское зодчество второй половины — конца XVII века

Статья посвящена малоизвестному памятнику средневековой архитектуры Твери, выстроенному во второй половине XVII в., кардинально перестроенному в XVIII столетии и разобранному в 1950-е гг. Созданный в 1660–1670-е гг. Никольский храм положил начало новому этапу в храмоздательстве столицы Верхневолжья, начавшемуся после больших строительных работ, проведенных в Тверском кремле в 60-е — середине 70-х гг. XVII в. Церковь Николы в Капустниках рассматривается в контексте ряда каменных храмов, возведенных в Твери и ее окрестностях в 1670-е гг., в работе делается попытка выявить общие композиционные и типологические особенности утраченной на сегодняшний день группы памятников.

Ключевые слова: Средневековое зодчество Твери, Никольская церковь в Капустниках, архиепископ Иоасаф, тверские храмы 1670-х гг., Тверь.

Троскина Н. Д.
Собор Покрова Богородицы на Рву: ремонты и поновления 1670–1680-х годов

В статье рассмотрены поновления Покровского собора на Рву в 1679–1684 гг.: сделали «по образцам» новые фигурные главы с железными каркасами, заменили центральную главу гладкой, построили в 1679 г. шатровую колокольню, завершили сводами, крытыми черепицей, обходную паперть и центральную часть собора, рундуки крылец увенчали шатрами. К собору по указу царя пристроили каменные храмы с престолами десяти деревянных церквей, стоявших на Красной площади. В 1688 г. черепичное окрытие заменили деревянными стропильными кровлями.

Ключевые слова: Покровский собор на Рву, XVII в., поновление, ремонт, фигурные главы, своды, черепица.

Масиель Санчес Л. К.
Допетровская архитектура Вологды

Вологда была третьим по значению строительным центром России середины XVII—начала XVIII в., но здесь не сложилось собственной архитектурной школы. Первые здания были связаны с мастерами, работавшими в Ярославле, Костроме и Галиче. Последующие храмы «дивного узорочья» были возведены при участии московских мастеров. Скромные храмы раннепетровского времени связаны также с Поволжьем и Устюгом и, воспроизводя формы местного узорочья, очень робко обращаются к нарышкинским формам.

Ключевые слова: региональный, Вологда, узорочье, русская архитектура, церковь.

Яковлев А. Н.
Иконография храмов-ротонд эпохи зрелого барокко в России и творчество Ф. Б. Растрелли

Храмы-ротонды эпохи зрелого барокко в России были связаны с двумя иконографическими линиями. Первая линия имела истоки в архитектуре Петровской эпохи и отталкивалась от образа идеальной центрической отдельно стоящей ротонды. Вторая линия, связанная с творчеством Ф. Б. Растрелли, развивала более сложные объемно-пространственные композиции храмовых построек. Среди новаторских проектов круглых храмов эпохи барокко выделяются многообъемные композиции, например пятиглавые ротонды с башнями.

Ключевые слова: Ф. Б. Растрелли, барокко, церковь, ротонда, Смоленская церковь в Троице-Сергиевой лавре, церковь Александра Невского в Мошонках, церковь Троицы в Берлине, Казанская церковь в Курбе, Богоявленская церковь в погосте Псовец, Казанская церковь в Лайкове, Покровская церковь в Клинах, церковь Михаила Архангела в Летове, Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, Воскресенский собор Смольного монастыря, Воскресенский собор в Вологде, церковь Ильи Пророка в Старице, Казанская церковь в Тельме, прототип, повторение, аналог, иконографический образец.

Ухналёв А. Е.
Палладианские образцы в творчестве Юрия Фельтена и его мастерской. К проблеме стилевого плюрализма в архитектуре эпохи Екатерины II

Особенности сложившейся в архитектуре екатерининской эпохи ситуации сосуществования в сложном взаимодействии разных стилевых течений рассмотрены на примере работ приверженца палладианства Д. Кваренги и архитекторов, работавших в «стиле Людовика XVI», — Ю. Фельтена и его сотрудников. Конкретные примеры показывают не только множественные пересечения творческих путей приверженцев разных стилевых течений, но и легкую смену стилистики в зависимости от особенностей задания или указанных императрицей образцов, вплоть до прямого копирования стилистически чуждых архитекторам проектов модных европейских авторов.

Приводимые примеры дают новые основания для предметного рассмотрения вопроса о значении для русской архитектуры английских образцов, прежде всего работ Р. Адама. Как показано, стимулируемое императрицей обращение к английским образцам стало актуальным для работавших в русле французской стилистики Ю. Фельтена и его сотрудников.

Ключевые слова: Ю. Фельтен, Д. Кваренги, Р. Адам, проект, образец, стиль, палладианские образцы, Екатерина II.

Микишатьев М. Н.
Спасо-Преображенский собор в Петербурге. К 250-летию со дня рождения Василия Петровича Стасова. Часть первая

Первая часть очерка, посвященного истории создания и особенностям архитектуры собора Преображения Господня в Санкт-Петербурге. Построенный в середине XVIII в. по проекту архитекторов М. Г. Земцова, П. А. Трезини и Ф. Б. Растрелли, собор сгорел в 1825 г. и был восстановлен В. П. Стасовым. Рассказывается о первоначальном соборе, исследуются некоторые спорные вопросы его истории и архитектуры. Произведению Стасова будет посвящена вторая часть очерка. Статья публикуется к 250-летию архитектора В. П. Стасова, отмечаемому в 2019 г.

Ключевые слова: В. П. Стасов, М. Г. Земцов, П. А. Трезини, Ф. Б. Растрелли, Спасо-Преображенский собор, Петербург, барокко, ампир.

Зинина О. А., Носкова А. Г., Ходаковский Е. В.
Деревянное храмовое зодчество Каргополья второй трети XIX века: Георгиевская церковь в Замошье и Одигитриевская церковь в Малой Шалге

Статья посвящена двум малоизученным памятникам деревянного храмового зодчества второй трети XIX в. на территории Каргопольского района Архангельской области (бывшего Каргопольского уезда Олонецкой губернии) — церкви Св. Георгия в Замошье (1832–1838) и Одигитриевской церкви на погосте Малая Шалга (1833–1835). На основании проведенных архивных изысканий и натурных обследований воссоздается строительная история обоих храмов, рассмотренных в самом широком контексте деревянного храмостроительства XIX в. на Русском Севере. Статья снабжена подробными обмерными чертежами и приложением с публикацией архивного первоисточника — контракта на по- стройку Одигитриевской церкви в Малой Шалге (1833).

Ключевые слова: деревянная архитектура, история русской архитектуры, Русский Север, XIX век, Архангельская область, Олонецкая губерния, Каргополье, архитектурные обмеры.

Павлова А. Л.
Иконография и стиль росписей Казанского храма села Русское-Кошево Тверской области

Впервые в научный оборот вводится уникальный памятник русского классицизма второй четверти XIX в.—первоначальные росписи Казанского храма села Русское-Кошево Краснохолмского района Тверской области, которые подробно описаны, проанализированы с точки зрения стиля и поставлены в художественный контекст. Каждая композиция соотнесена с иконографическим прототипом—гравюрами Библии Кристофа Вайгеля (1695). Статья снабжена не публиковавшимися ранее фотографиями и схемами размещения сюжетов.

Ключевые слова: церковные росписи, классицизм, гравюрные образцы, Тверская область, Казанский храм, Русское-Кошево, Кристоф Вайгель.

Дудина Т.А.
Новая атрибуция иконостаса домовой церкви в доме князей Голицыных в Малом Знаменском переулке (по материалам Архива Нового времени, Мендризио, Швейцария)

Прослеживается история домовой церкви князей Голицыных «Михайловичей» в их «московском доме»—родовом гнезде этой ветви княжеского рода. Приведены архивные документы, из которых известны мастера и художники, работавшие там на протяжении XVIII–XIX вв. Атрибутированы чертежи из Архива Нового времени в кантоне Тичино в Швейцарии, где хранится графическое наследие нескольких поколений семьи Жилярди. Установлено, что автор иконостаса и проекта росписи домовой церкви — Александр Жилярди, много работавший для семейного клана князей Голицыных.

Ключевые слова: А. О. Жилярди, Д. А. Шер, дом Голицыных, Малый Знаменский переулок, домовая церковь, иконостас, Архив Нового времени (Швейцария).

Лисицына А. С.
Отделка интерьеров Петрикирхе — последняя петербургская работа М. Е. Месмахера

Рассмотрена последняя петербургская работа М. Е. Месмахера— переделка интерьеров немецкой лютеранской церкви Св. Петра на Невском проспекте. Обнаруженные архивные материалы позволили дополнить и расширить имеющиеся сведения, воссоздать хронологию работ, прояснить некоторые факты, связанные с разработкой проекта и выбором подрядчиков, и даже получить представление о некоторых чертах личности зодчего.

Ключевые слова: М. Е. Месмахер, лютеранская церковь Св. Петра, Петрикирхе, эклектика, церковные интерьеры.

Нащокина М. В.
Галерейные дома в Зарядье в XIX — начале XX века

Тип экономичного галерейного дома со входами в небольшие жилые покои с открытых галерей, расположенных с одной стороны здания, достаточно широко распространен в архитектуре Нового времени. Этот тип дома имеет богатую историю. В XIX—начале XX в. он был характерен прежде всего для городов европейского юга, однако немало галерейных жилых построек появилось и в Москве. Большинство их уже исчезло, до наших дней сохранились единицы. Несмотря на общность названия, галерейные дома Москвы существенно отличались от западноевропейских жилых домов по мотивам возникновения и устройству, тесно связанному с торговлей. Особенно много галерейных домов было в Зарядье. Сохранившиеся архивные документы, легшие в основу статьи, позволили проследить процесс формирования такой застройки и ее исчезновения.

Ключевые слова: галерейные дома, застройка, Зарядье, Китай-город, галереи-пандусы, доходные дома

Шашкова Н. О.
Курский вокзал в Москве: история развития и архитекторы (1866–1896)

На основе неопубликованных архивных материалов последовательно раскрыта история строительства и дальнейших трансформаций наименее изученного железнодорожного вокзала столицы в дореволюционный период: уточнены топографические и хронологические данные о сооружении, рассмотрены осуществленные и неосуществленные проекты, дополнены сведения об архитекторах и инженерах, участвовавших в создании станции и пассажирского здания.

Ключевые слова: железнодорожная архитектура, Курский вокзал, центральный вокзал, архитектура Москвы, М. Г. Арнольд, И. П. Ропет, Н. И. Орлов.

Гладких Е. В.
Новые сведения о строительстве церкви Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот по проекту архитектора Н. В. Никитина

Статья посвящена истории строительства церкви Казанской Божией матери у Калужских ворот, а также оформлению ее интерьеров по проекту московского архитектора Н. В. Никитина в последней трети XIX в. Творческое переосмысление зодчим форм древнерусской архитектуры в совокупности с новаторской композицией явилось свидетельством возможностей развития национального стиля на византийских началах.

Ключевые слова: Н. В. Никитин, церковь Казанской Божией матери у Калужских ворот, Спасо-Преображенский собор в Чернигове, эклектика.

Нугманова Г. Г.
Российская деревня в последней трети XIX — начале XX века: «попечение о лучшем устройстве селений». Часть вторая. «Постепенное улучшение их расположения»

Исследуется неизученный процесс пространственно-планировочного переустройства российской деревни в последней трети XIX—начале XX в. Он рассматривается на примере деятельности Казанского земства, которое добивалось лучшего устройства селений, руководствуясь изданными им самим правилами, поощряя обмен усадеб и перенос строений на плановые места пособиями и одновременно преследуя за самовольно и неправильно возведенные постройки.

Ключевые слова: Земство, Казанская губерния, местное самоуправление, местные постановления, план селения, страховой агент.

Кириков Б. М.
Ретроспективные тенденции и реконструкция исторических зданий Петербурга в 1906–1908 годах

В 1906–1908 гг. Таврический и Мариинский дворцы были реконструированы для Государственной думы и Государственного совета. Устройство новых залов заседаний сопровождалось изменением пространственной структуры дворцов, но следовало заданной стилистике существовавших интерьеров. Перестройки нескольких других исторических зданий в те же годы были выполнены в классицистических приемах. Во всех рассмотренных примерах прослеживается влияние ретроспективных тенденций. Наибольший интерес среди них представляет работа Л. Н. Бенуа в Мариинском дворце.

Ключевые слова: Петербург, ретроспективизм, классицистические традиции, реконструкция зданий, Л. Н. Бенуа, Таврический дворец, Мариинский дворец.

Штиглиц М. С.
Этапы архитектурно-планировочного развития фабричного комплекса «Красное знамя» (от А. Аккермана до Э. Мендельсона)

История застройки крупного промышленного комплекса, расположенного на западной окраине Петроградской стороны, делится на два периода: дореволюционный, связанный с семейством предпринимателей Керстен, и советский, когда фабрика получила новое название —«Красное знамя». Различаются стилистика и планировка этих двух очередей строительства, отразивших разные подходы к формированию пространства. Первый архитектурный комплекс, включающий корпуса, выполненные в «кирпичном стиле», неоклассике, модерне и протоконструктивизме, сформировался к началу ХХ в. Автор большинства построек — гражданский инженер С. П. Кондратьев. В строительстве фабричных корпусов принимали также участие архитекторы А. И. Аккерман и М. С. Лялевич. Сооружение в 1926–1930-е гг. в соседнем квартале нового комплекса стало примером новаторского архитектурно-планировочного решения. Произведение Э. Мендельсона, не получившее поначалу общего признания, стало одним из ключевых в развитии ленинградского авангарда.

Ключевые слова: промышленный комплекс, Керстен, С. П. Кондратьев, М. С. Лялевич, Э. Мендельсон, Красное знамя, кирпичный стиль, протоконструктивизм, модерн, авангард.

Шурыгина О. С.
Дом Советов в Махачкале (1925–1932): к истории постройки

Статья посвящена истории проектирования и строительства Дома Советов Дагестанской АССР в Махачкале, одной из первых построек И. В. Жолтовского конца 1920-х гг., т. е. периода торжества авангарда, когда подход к проектированию, свойственный Жолтовскому, находился на периферии архитектурного процесса. На основании выявленных и изученных документальных источников по-новому освещена история создания Дома Советов в Махачкале, в частности вопрос о конкуренции проектов Жолтовского и М. Я. Гинзбурга (последний, по всей видимости, посвятил Жолтовскому и его единомышленникам разгромную статью в журнале «Современная архитектура»). Гипотеза о конкурсе была выдвинута С. О. Хан-Магомедовым. Но состоялась ли победа Жолтовского в рамках конкурса?

Ключевые слова: И. В. Жолтовский, М. Я. Гинзбург, Дом Советов, Махачкала, Дагестан.

Славина Т. А.
Классика и Авангард

В статье оспорен привычный для архитектуроведения взгляд, согласно которому ряд выдающихся произведений советской архитектуры 1920-х—начала 1930-х гг. отнесены к «конструктивизму». Доказательства построены на положениях теории деятельности и на анализе построек И. Фомина, Н. Троцкого, В. Щуко и В. Гельфрейха. Авангард рассмотрен как девиация в отечественном архитектурном процессе.

Ключевые слова: советская архитектура, 1920-е—начало 1930-х гг., советская классика, авангард, творческий метод.