18.00.01 – Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Хабаровск – 2007

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В мировой архитектуре стиль модерн занимает особое место как яркое и заслуживающее особого внимания явление. Общеизвестно, что модерн тяготел к созданию новых форм архитектуры, сопротивляясь засилью безликой массовости. Стилистическое и идейное многообразие модерна до сих пор привлекает внимание зодчих, то и дело обнаруживающих в архитектуре этого стиля интересные моменты в области организации и оформления архитектурно-пространственных композиций. Причины популярности архитектурных поисков рубежа XIX–XX вв. объясняются их ключевой ролью для самоопределения новейших течений зодчества. Замечено, что инновационная архитектура, характеризующая сегодняшний облик городов, в некоторой степени является порождением модерна.

В последние годы вновь становится востребованным эстетическое начало стиля модерн с его духом преобразования и стремлением к прекрасному, поскольку российское общество подходит к новому качеству восприятия архитектуры. Современные требования к сооружениям архитектуры не ограничиваются лишь повышенным интересом к функциональности, эргономичности и экономичности. Возрастает эстетическая ценность архитектуры, определённым образом позволяющая украсить жизнь человека во времени и пространстве.

Для эффективного использования в архитектуре сегодняшнего дня модернистских тенденций важно исследовать их проявления в исторической ретроспективе. В настоящее время в отечественном искусствоведении архитектура модерна достаточно изучена на уровне столичного архитектурного наследия, но не на региональном. Вместе с тем, в отдельных провинциальных регионах России в последние годы наблюдается рост интереса к исследованию данной темы, что представляется нам чрезвычайно важным.

Изучение сохранившегося архитектурного наследия в дальневосточном регионе в совокупности с архивными и научными материалами позволяет выявить среди различных стилистических направлений дальневосточной архитектуры стиль модерн, в развитии которого, в свою очередь, просматриваются как общие для российской архитектуры тенденции, так и местная, региональная специфика. При этом архитектура Дальнего Востока России в рассматриваемый исторический период интересна не только присутствием в ней модерна, но особенно тем, что данный этап совпал в регионе со становлением архитектуры как таковой.

Таким образом, актуальность исследования очевидна. Она обусловлена, с одной стороны, потребностью восполнения существующих пробелов в истории архитектуры российских регионов и выявления культурной и художественной ценности памятников, относящихся к периоду конца XIX–начала XX вв., а с другой, важностью исследования и обобщения материалов, касающихся модерна, нового стилистического явления рубежа XIX–XX вв., имевшего распространение не только в центральной России, но и на далеких ее окраинах.

Степень изученности темы. В научном мире накоплен значительный объем знаний по проблемам истории возникновения, особенностей применения и типологии стиля модерн. Его образуют исследования, проведенные как в зарубежном, так и в российском искусствоведении. Стиль изучен на уровне национальных школ и направлений в большинстве стран мира, где модерн имел распространение. Историко-архитектурные материалы российских исследователей последнего времени в некоторой степени трансформировали существовавшие ранее в российском обществе взгляды на определение данного стиля.

Современные исследования проблемы стиля модерн в архитектуре предложили общие принципы подхода к ней, выявили локальные варианты наиболее обобщенных закономерностей развития модерна в российской архитектуре, проследили её взаимосвязи с архитектурой модерна в Европе.

Анализ трудов, созданных отечественными учеными, позволил систематизировать их с учетом предмета исследования и выделить несколько направлений в изучении архитектуры эпохи модерна.

Общетеоретическим вопросам посвящены исследования таких ученых как Е.И. Кириченко, В.В. Кириллов, Г.Ю. Стернин, А.В. Иконников, Е.А. Борисова, Т.П. Каждан, М.В. Нащокина, Б.М. Кириков. Тема стилистического развития русского искусства рубежа XIX-XX вв. была раскрыта в фундаментальных трудах Д.В. Сарабъянова, Д.О. Швидковского, а исследования В.С. Горюнова и М.П. Тубли широко охватили проблему архитектуры эпохи модерна в контексте общемирового культурного развития.

Другая группа работ посвящена столичному модерну, который стал известен благодаря глубоким исследованиям М.В. Нащокиной, выявившей имена архитекторов московского модерна, составившей подробный каталог памятников архитектуры и систематизировавшей архитектурные особенности московского модерна.

Историю и особенности санкт-петербургского модерна достаточно полно осветили в своих трудах В.В. Кириллов, Б.М. Кириков. Архитектуре модерна Нижнего Новгорода посвятила своё монографическое исследование О.В. Орельская. Особенности прибалтийской архитектуры эпохи модерна рассмотрены в работе Я.А. Крастиньша, а проблемы символа в архитектуре модерна – в исследовании С.И. Николаевой. Отдельные стороны стиля модерн в архитектуре рассматривали в своих работах также С.О. Хан-Магомедов, В.Г. Лисовский, А.И. Власюк, А.Л. Пунин и др.

Большинство исследований стиля модерн выполнены в рамках архитектуры столичных городов Москвы и Санкт-Петербурга. Провинциальная архитектура этой эпохи вызывает не меньший интерес. Появившиеся в последние годы немногочисленные региональные исследования, рассматривая типичные явления архитектурной практики в различных региональных условиях, способствуют накоплению данных о провинциальном модерне. Их обобщение создает предпосылки для выявления общероссийского пути развития архитектурного модерна и наиболее полного понимания истории российской архитектуры.

На современном этапе, когда модерн признаётся в качестве уникального, легко узнаваемого «большого» стиля в искусстве и архитектуре, данная работа является логическим продолжением исследования его архитектурного наследия на региональном уровне.

Архитектура Дальнего Востока России до настоящего времени остаётся малоизученной. Памятники архитектуры и градостроительного искусства рубежа XIX–XX вв., созданные в отдельных случаях на незаурядном качественном уровне, долгое время оставались без внимания в силу советского скептического отношения к дореволюционной истории страны. В последние годы появились публикации местных исследователей, посвящённые вопросам истории развития Дальнего Востока России и дальневосточной архитектуры. Среди них монографии и научные статьи Н.П. Крадина, исследования истории дальневосточной архитектуры С.С. Левошко, Ю.И. Лиханского, О.Г. Обертаса, А.П. Ивановой и другие материалы, представленные учеными на различных региональных научно-практических конференциях. Автор данного исследования признает важность научных достижений и учитывает их в своей работе. В то же время, осмысление проведенных изысканий, свидетельствует о том, что всеми уважаемые авторы далеко не исчерпали проблему присутствия модерна в архитектурной среде дальневосточного региона. Даже в совокупности эти исследования не дают полного и всестороннего представления о феномене дальневосточного архитектурного модерна.

В данном научном труде автор стремился восполнить образовавшийся пробел и достичь научно значимой цели.

Цель исследования: выявление и определение типологических и стилистических особенностей модерна как одного из стилевых направлений в архитектуре городов Дальнего Востока конца XIX – начала XX вв.

Задачи исследования. Для достижения поставленной цели в ходе проведения изысканий решались следующие задачи:
- изучить основные особенности становления архитектурной среды дальневосточных городов на рубеже XIX–XX вв.;
- проследить истоки стиля модерн в дальневосточной архитектуре рассматриваемого периода, рассмотреть историю его развития и определить временные границы существования в регионе;
- выявить типологию памятников архитектуры модерна на Дальнем Востоке;
- раскрыть особенности интерпретации идеи модерна на провинциальной почве Дальнего Востока;
- определить роль модерна в формировании архитектурной среды крупных дальневосточных городов.

Решение выше перечисленных задач позволяет выйти на основную проблему исследования, которая заключается в установлении культурного значения и специфики архитектуры модерна Дальнего Востока России, явившейся своего рода откликом на трансформацию мироощущения человека рубежа XIX-XX вв.

Хронологические рамки исследования: конец 1890-х – 1910-е гг. Выбор данного периода обусловлен результатами изысканий автора. Конец 1890х гг. связан с первыми проявлениями модерна в архитектурных сооружениях городов Дальнего Востока. 1910-е гг. – завершение массового использования стиля модерн в архитектурно-строительной деятельности дальневосточной окраины России.

Территориальные границы исследования включают архитектурное пространство наиболее крупных населенных пунктов юга Дальнего Востока России, где стиль модерн нашел наибольшее распространение. Среди них такие города как Хабаровск, Благовещенск, Владивосток и Уссурийск (Никольск-Уссурийский) в очерченных выше хронологических рамках.

Объектом исследования является архитектура исторических городов российского Дальнего Востока, обладающая наиболее выраженными стилевыми признаками и являющаяся прямым или опосредованным результатом профессиональной архитектурной деятельности.

Предметом исследования является стиль модерн в архитектуре городов Дальнего Востока России.

Методы научного исследования. Основополагающими научными методами, позволившими автору достичь цели, стали аналитический, сравнительный, описательный, систематический, источниковедческий. На их основе были разработаны различные приемы и разработана методика проведения исследования.

Методика исследования. Характер основных задач определил комплексную методику исследования в ее историческом и аналитическом аспектах, что предполагало:
- анализ научных исследований, касающихся архитектуры исторических городов Дальнего Востока России конца 1880-х –1910-х гг. для получения наиболее полной информации и выработки объективных критериев в оценке ее значимости;
- выявление и изучение историко-архивных материалов: текстовых документов, чертежей и дореволюционных фотографий сохранившихся зданий; поиск графических изображений утраченных памятников архитектуры дальневосточных городов;
- натурные обследования архитектурных объектов, их фотофиксация;
- стилистический и сравнительный анализ зданий и сооружений.

Полученный материал систематизирован автором по типам зданий и их стилевым характеристикам в избранном хронологическом периоде, что позволило выявить особенности восприятия и архитектурного воплощения стиля модерн в городах Дальнего Востока России.

Источниковая база исследования. Главными объектами данного исследования стали сохранившиеся памятники архитектуры эпохи модерн в современных городах российского Дальнего Востока. Источниковой базой послужили архивные материалы, связанные с архитектурной и строительной деятельностью на Дальнем Востоке России в рассматриваемый период. Документальные и изобразительные источники были собраны в крупнейших российских и дальневосточных хранилищах: Российском государственном историческом архиве (РГИА), Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), Российском государственном историческом архиве Дальнего Востока (РГИА ДВ), Государственном архиве Хабаровского края (ГАХК), Государственном архиве Приморского края (ГАПК), Государственном архиве Амурской области (ГААО), Государственном архиве Читинской области (ГАЧО), Дальневосточной государственной научной библиотеке (ДВГНБ), Приморском государственном объединенном музее им. В.К. Арсеньева (ПГОМ им. В.К. Арсеньева), Дальневосточном государственном художественном музее (ДГХМ), Хабаровском краевом краеведческом музее им. Н.И. Гродекова (ХККМ).

Автором использованы как важнейшие информационные продукты профессиональная литература, описывающая архитектуру периода конца XIX – начала XX вв. в целом, и исследования, посвящённые истории формирования и развития стиля модерн в зарубежной и отечественной архитектуре (дореволюционные и современные издания). Кроме того, немаловажными источниками стали справочные, статистические и периодические издания конца XIX – начала XX вв.

Научная новизна исследования. Автором впервые предпринята попытка комплексного исследования архитектуры российского Дальнего Востока рубежа XIX–XX вв. и выявления в ней памятников стиля модерн, определения его истоков и масштабов распространения, степени влияния и характерных признаков. В диссертации прослежены пути проникновения и особенности стиля модерн в архитектуре дальневосточных городов, проанализированы планировочные, объёмно-пространственные композиционные особенности памятников архитектуры этого стиля, а также характерные признаки их художественно-декоративного оформления.

Практическая значимость работы заключается в установлении памятников архитектуры модерна в дальневосточных городах с целью сохранения полной картины исторического архитектурного наследия Дальнего Востока России рубежа XIX-XX вв. При этом были учтены и самые тривиальные, с архитектурной точки зрения, постройки, в которых модерн проявился лишь в отдельных незначительных деталях, поскольку даже такие сооружения являются частью общей системы развития стиля в регионе, приобретая, таким образом, важное социокультурное и искусствоведческое значение. Это позволяет шире взглянуть на проблему исторического наследия и перейти от изучения отдельных памятников к сохранению всего комплекса историко-культурного ландшафта. Диссертация вводит в научный оборот новый фактологический материал, даёт оценочные характеристики развития стиля модерн в архитектуре российского Дальнего Востока.

Материалы исследования могут применяться в реставрационной практике при реконструкции исторической застройки дальневосточных городов, для организации экскурсионных маршрутов по дальневосточным городам, а также в практической деятельности по охране и сохранению историко-культурного наследия Дальнего Востока России. Основные положения и фактологические данные диссертации используются в лекционных курсах для студентов, а также могут применяться в практике проведения дальнейших исследований в области искусствоведения.

Апробация исследования. Основные положения диссертации обсуждались на международных и региональных симпозиумах и конференциях, были опубликованы в научной (4 статьи) и периодической (3 статьи) печати, а также размещались в электронном журнале. Материалы диссертации были использованы автором в лекционных курсах, прочитанных для студентов художественно-графического факультета ДВГГУ.

На защиту выносятся следующие положения:
• Обоснование хронологических границ развития стиля модерн в городах Дальнего Востока.
• Обоснование местных особенностей распространения и освоения форм стилевой архитектуры модерна на Дальнем Востоке.
• Определение роли и места стиля модерн в архитектуре городов Дальнего Востока.

Структура диссертации. Работа представлена в двух томах.
Том 1 выдержан в соответствии с требованиями к данному типу научных трудов. Он состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы (всего 257 наименований). Общий объём 1-го тома – 177 стр.
Том 2 (приложение) включает таблицы экспозиции и архитектурные паспорта зданий (фотографии, графические и текстовые материалы), дополняющие текстовую часть исследования. Общий объём 2-го тома – 186 стр.

СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, отражена степень её изученности, определены предмет и объект исследования, его хронологические и территориальные рамки, сформулированы цели, задачи, методы и методика исследования. Кроме того, введение содержит обзор литературных и архивных источников, в нем приведены аргументы практической значимости исследования, а также изложена структура диссертации.

В первой главе «Особенности архитектуры Дальнего Востока в эпоху модерна» выявлены основные тенденции формирования архитектурной среды дальневосточных городов на рубеже XIX-XX вв. Автором дана характеристика архитектурной деятельности на Дальнем Востоке России в тот период, выделены её различные стилевые направления, обозначены социально-экономические предпосылки, повлиявшие на архитектурное разнообразие застройки, даны сравнительные стилевые характеристики этих направлений, показаны пути их развития и взаимодействия. В данной главе диссертации определено место модерна среди других стилистических направлений и его значение в архитектурной практике рассматриваемого периода. Диссертантом обоснованы хронологические границы периода модерна в архитектуре дальневосточного региона, исследованы этапы его развития. Автором высказаны аргументы, подтверждающие умозаключение о путях проникновения данного стиля в архитектуру современных дальневосточных городов, среди которых особое внимание уделено деятельности, связанной со строительством КВЖД и поселений в Маньчжурии в 1890-е гг.

Присоединение к России Приамурья и Приморья, закреплённое Айгунским (1858 г.) и Пекинским (1860 г.) договорами, положило начало экономическому и культурному развитию дальневосточного региона. Активизация градостроительной деятельности Дальнего Востока на рубеже XIX–XX вв. напрямую зависела от строительства железных дорог (Транссибирской, КВЖД, Уссурийской и Амурской), способствовавших активному заселению далёкой окраины. Железные дороги стали основой создания структуры поселений на Дальнем Востоке и обеспечили прочное положение России на дальневосточных рубежах.

Изначально большинство дальневосточных поселений возводилось силами солдат строительных батальонов, и они имели статус военных постов. Среди них выделился ряд наиболее важных стратегических пунктов с выгодным географическим положением, ставших в 1880 г. городами Хабаровском, Владивостоком и Благовещенском (Никольск-Уссурийский получил статус города в 1898 г.). Именно с того момента начался их активный рост, увеличились объёмы строительства, и в каменной архитектуре зазвучали различные стилистические направления.

Плюрализм российской архитектуры рубежа XIX–XX столетий выразился в стилевом многообразии сооружений дальневосточных городов. В число стилистических направлений архитектуры Дальнего Востока на тот период входят: эклектика, модерн, ретроспективизм (иначе называемый «неоклассицизм»). В архитектурной практике рассматриваемого региона из всех направлений эклектики больше других имела распространение имитация форм древнерусского зодчества и архитектуры европейского средневековья, как правило, проявлявшихся в кирпичной архитектуре. Постепенно архитекторов и заказчиков всё большее внимание стали привлекать модерн и ретроспективизм, импонировавшие своей новизной и выраженными репрезентативными чертами. В провинциальной дальневосточной трактовке эти стили оказались близки друг другу, хотя в столице концептуально противопоставлялись. Почти одновременный приход различных стилистических направлений в архитектуру региона не мог не вызвать и формального отношения к ним. Стилистические отличия в архитектуре часто носили поверхностный характер, ограничиваясь только декором фасадов. Большинство сооружений представляло собой определённый упрощённый остов здания, оформленный декором, соответствовавшим тому или иному стилю. Таким образом, модерну порой не удавалось избежать неверной трактовки, причиной которой было использование в нём внешне сходных приёмов с эклектикой.

Повышению качества застройки способствовал постепенный приток профессиональных архитектурных и инженерных кадров, привлечение которых осуществлялось во многом благодаря правительственной политике. За очень короткий срок с момента своего основания молодые дальневосточные города сумели преодолеть то отставание в развитии архитектуры, которое наблюдалось в прежнее время. Приезжая на службу на отдалённые российские рубежи, специалисты приносили с собой достижения, приёмы и идеи, характерные архитектуре центральных регионов России. Благодаря этому фактору первая каменная дальневосточная архитектура характеризуется наличием элементов нового стиля модерн. Формирование застройки центральных частей дальневосточных городов, происходившее параллельно со строительством КВЖД, сложилось в период с конца 1890-х – по 1910-е гг., что хронологически совпадает с периодом эпохи модерна в столицах.

Модерн проявился на Дальнем Востоке почти одновременно с его появлением во всех крупных городах центральной России, несмотря на то, что интенсивное развитие региона началось совсем незадолго до этого. Размах строительной деятельности стимулировал его быстрое распространение уже в 1900-х гг. Начало распространения стиля в рассматриваемых городах совпадает со временем строительства ряда городов в Северо-Восточном Китае – Харбина, Дальнего и Порт-Артура, превратившихся в крупные культурно-экономические центры Дальнего Востока всего за несколько лет своего существования. Они создавались по европейскому образцу, с использованием лучших достижений русской и европейской архитектурно-строительной практики.

Представленный анализ дает все основания утверждать, что модерн проник в молодые дальневосточные города не столько из столиц, как это происходило с другими провинциальными регионами России, сколько из Маньчжурии, где столичные архитекторы взяли его основным программным стилем при строительстве новых городов. Так, например исследованием выявлено, что типы особняков, построенных в г. Харбине в 1899-1901 гг., спустя 8-10 лет нашли воплощение в архитектуре г. Свободного Амурской области, когда строилась на этом участке Амурская железная дорога.

Как показало исследование, сооружения «чистого» модерна в дальневосточной архитектуре принадлежат по большей части тем архитекторам, которые имели за плечами строительную практику в Маньчжурии (Г.Р. Юнгхендель, А.К. Левтеев, В.А. Плансон, С.А. Венсан и др.), либо недавним выпускникам столичных архитектурных учебных заведений (В.К. Гольденштедт, Ф.Ф. Постников и др.). В их исполнении постройки нового стиля являли собой примеры европейского модерна с лаконичной и ясной архитектурной композицией и характерным декором.

По большей же части всё строительство в рассматриваемых дальневосточных городах велось силами военных инженеров – выпускников Николаевской военно-инженерной академии. Они обеспечивали проектирование и строительство самых разнообразных объектов: от сооружений военного и гражданского назначения до частных особняков и храмов. В архитектурной практике этих специалистов также проявились черты нового стиля модерна, причём в некоторых случаях весьма на незаурядном уровне (Б.А. Малиновский, С.О. Бер, Д.В. Шебалин, Д.В. Виноградов и др.).

Деятельность дальневосточных архитекторов дореволюционного периода в последнее время всё чаще привлекает внимание исследователей, однако, опубликованных работ на эту тему не много. Проблема заключается в том, что архивных источников обнаруженных по данной теме крайне мало, имеющиеся сведения о многих из них носят фрагментарный характер. Список дальневосточных архитекторов, установленный современными учеными, на сегодняшний день ещё недостаточно полный, есть необходимость продолжать поиск.

На формирование культурной среды молодых дальневосточных городов самым активным образом влиял их деловой мир. Именно его представители (купцы, промышленники, крупные домовладельцы, банкиры и т.д.) отдавали предпочтение современному направлению архитектуры. В распространении модерна в архитектуре частных и коммерческих построек помимо архитекторов участвовали и заказчики, среди которых выделялось значительное количество иностранных (в основном немецких) предпринимателей, обосновавшихся на рубеже XIX-XX вв. на Дальнем Востоке (в том числе и в Китае). В отличие от русских предпринимателей, часто придерживавшихся прямоугольных кубических объемов и плоскостных решений фасадов, иностранные предприниматели отдавали предпочтение приемам модерна с его игрой объемов, контрастов и асимметрией. В отдельных случаях черты европейской архитектуры вносились в строительство сооружений на Дальнем Востоке и непосредственно самими европейскими зодчими. На сегодняшний день установлено имя только одного из них. Это Г. Р. Юнгхендель, некоторые постройки которого сохранились во Владивостоке.

Всё новое в архитектуре и искусстве рассматриваемого периода освещалось в современной периодической печати – модных изданиях и специальных журналах. Это были едва ли не единственные источники информации для профессиональных кадров далёких дальневосточных городов. Журналы оповещали о строительных новинках как российской, так и зарубежной архитектуры. В них часто были опубликованы различные проекты ведущих архитекторов и фотографии их известных сооружений. Есть основания полагать, что возможно благодаря этим изданиям внедрение архитектурных принципов модерна в дальневосточное строительство происходило достаточно интенсивно, ведь не случайно обнаруживается сходство некоторых дальневосточных строений эпохи модерна с отдельными столичными образцами. Так, например, в ходе исследования было выявлено сходство доходного дома В.Ф. Зандау (ок. 1913 г.) в Хабаровске с особняком М. Кшесинской в Санкт-Петербурге (1904-1906 гг., арх. А.И. фон Гоген).

Хронологическими рамками периода модерна в архитектуре дальневосточных городов следует считать начало 1900-х – 1915 гг. Наиболее ранние сооружения в городах дальневосточного региона, наделённые чертами модерна, относятся к самому концу 1890-х – 1900-м гг. Основная масса сооружений «нового стиля», была возведена здесь в середине 1900-х – первой половине 1910-х гг. Датировка последних сооружений модерна на Дальнем Востоке совпадает с датировкой заката стиля модерн в центральной части России, обозначенной ведущими российскими исследователями.

Отдельные сооружения в стиле модерн появлялись на Дальнем Востоке и после политических событий 1917 г. в силу удалённости региона, а также некоторых специфических условий, в которых развивалась местная строительная деятельность. Однако подобные случаи являлись скорее уникальными, нежели закономерными и по ним нельзя заключить, что развитие модерна в рассматриваемом регионе имело затянувшийся характер.

Во второй главе «Модерн как стилевое явление в архитектуре Дальнего Востока» «новый стиль» проанализирован как крупное стилистическое явление в дальневосточной архитектуре, имеющее ряд своих специфических особенностей в регионе. В первом разделе главы на уровне анализа сохранившихся архитектурных памятников представлена эволюция дальневосточного модерна от эклектического воспроизведения раннего европейского модерна – к подчёркнуто-рациональной архитектуре и далее к использованию элементов конструктивизма и неоклассицизма. Проведённое исследование зданий, созданных на рубеже XIX-XX вв. в стилистике модерна, позволило выявить наиболее ценные из них, обладающие высокими архитектурно-художественными характеристиками. Во втором разделе главы проанализированы стилистические особенности архитектуры модерна на Дальнем Востоке России, связанные с субъективными предпосылками возникновения и развития стиля в регионе, а также с местными условиями развития архитектуры. Диссертантом выявлены характерные признаки модерна в дальневосточной архитектуре (конструктивные и декоративные), раскрыто символическое содержание некоторых из них.

Развитие архитектуры модерна на Дальнем Востоке в целом соответствовало общероссийскому ходу распространения стиля, шедшего от декоративных архитектурных решений – к более рациональным. Дальневосточный модерн, взявший своё начало от архитектурных поисков столичных (санкт-петербургских) зодчих, работавших на строительстве новых городов в Маньчжурии и в профессиональной основе которых лежали образцы европейской школы модерна конца 1890-х гг., оказался неравнодушен к яркому выразительному декору. По мере развития стиля в проектных разработках для Маньчжурии в нём проступали рациональность, сдержанность форм и декора – всё то, что становилось неотъемлемыми чертами санкт-петербургской архитектуры модерна. Таким образом, формируясь в Санкт-Петербурге, модерн видоизменялся и на новой отдалённой территории, имевшей важное геополитическое значение и застраивавшейся согласно новым архитектурным идеалам. В рассматриваемых дальневосточных городах он оказался востребованным несколько позже, чем на территории Северо-Восточного Китая. Модерн пришёл туда сразу в его различных стилистических проявлениях, как в раннем, более декоративном, так и в подчёркнуто-рациональном. Эти направления развивались параллельно друг другу и в равной степени часто встречались на фасадах зданий.

Присутствие черт санкт-петербургского (северного) модерна в дальневосточной архитектуре конца XIX – начала XX вв. вполне может считаться одной из главных особенностей дальневосточного модерна. Большая часть квалифицированных кадров, застраивавших Дальний Восток, прошла подготовку в специальных учебных заведениях Санкт-Петербурга. Выпускники санкт-петербургских архитектурных учебных заведений конца XIX в., ознакомленные с европейскими тенденциями нового стиля в архитектуре, продолжили их развитие в своём творчестве на строительстве КВЖД. В эту работу оказались вовлеченными и некоторые крупные архитекторы северной столицы. Известно, что в разработке проектов для КВЖД в 1900-е гг. участвовали И.- Т.В. Подлевский, П.П. Кондратьев, А.И. фон Гоген . Большинство проектов для Дальнего Востока разрабатывалось в самом Санкт-Петербурге. Столичным архитекторам принадлежат первые генеральные планы новых городов в Маньчжурии, проекты их основных зданий.

В целом ряде сооружений архитектуры «нового стиля», созданных на Дальнем Востоке, проявились характерные черты санкт-петербургского модерна: приверженность к криволинейным формам, ясность объёмной структуры, сочетание различных фактур материалов, декоративные варианты фахверка, разнообразие окон, высокие кровли и пр. Сходство с «северным» модерном ярко проступило в архитектуре Владивостока, оно присутствовало в особняках, доходных домах и общественных зданиях Хабаровска, Благовещенска и Никольск-Уссурийска.

В архитектуре дальневосточных городов проступил ряд особенностей, отражающих местные условия. Помимо переселенцев славянского происхождения Дальний Восток на протяжении многих веков, в силу географических особенностей, заселялся ещё и азиатскими народами. Молодые города заполнялись этнически разнородным населением, и как следствие происходило активное взаимовлияние различных культур. В отдельных случаях оно сказалось на архитектуре модерна. Оказавшись рядом со специфической восточной культурой, российские архитекторы создавали порой весьма оригинальные архитектурные образцы, соединяя в них современные европейские и традиционные восточные (в основном китайские) архитектурные приёмы.

В большей степени это проявилось в архитектуре русских городов в Маньчжурии, где происходило смешение модерна с восточным традиционным строительством. Как показало исследование, в городах на территории российского Дальнего Востока, архитекторами чаще заимствовались восточная символика и декор. Здесь нашли применение различные орнаменты и иероглифика. Всё это нередко сопровождало постройки непосредственных носителей восточной культуры – китайских и японских предпринимателей.

В развитии модерна на Дальнем Востоке встречается обращение к стилизации национального архитектурного наследия (национально-романтическая линия модерна) или неорусский стиль. Неорусский стиль оказался востребованным в строительстве официальных общественных зданий. Тем не менее, претворение эстетических концепций модерна через призму национальной архитектуры всё же является редким явлением в дальневосточной архитектуре. Примеров неорусского стиля на Дальнем Востоке очень немного.

В общей архитектурной палитре строившихся городов Дальнего Востока, не обладавшей на тот момент определённой стилистической направленностью, модерн, как правило, стремился выявить себя в активности пластического решения фасада. В наиболее упрощённом, характерном для провинции варианте, присутствие «нового стиля» сводилось к использованию на фасадах домов его отдельных ярких примет. Некоторые из них были призваны подчеркнуть стилистическую принадлежность здания к модерну, в связи с тем, что они часто сопутствовали архитектуре западного или столичного модерна, а значит, были модными. Стилеобразующими признаками модерна становились накладные декоративные элементы, фактурные материалы, кованые детали и т.п.

Декоративными приметами (символами) модерна в дальневосточной архитектуре могут считаться накладные украшения в виде лепных флореальных рисунков, маскароны, шахматный узор, создаваемый майоликовой плиткой. В подавляющем большинстве случаев своеобразным «знаком» модерна служит орнамент, условно называемый в исследовании «подвеской», представляющий собой различные комбинации из колец и прямых линий. Это является по существу особенностью стиля в рассматриваемом регионе, поскольку такой декор нигде более не встречается в таком количестве, в каком он представлен на Дальнем Востоке.

За непродолжительный срок своего существования на Дальнем Востоке модерн проявил себя в смешении с другим современным ему направлением – ретроспективизмом. Характерным явлением дальневосточной архитектуры рассматриваемого периода стала эклектическая смесь модерна с архитектурными мотивами неоренессанса, элементами барокко и неоклассицизма.

В третьей главе диссертации «Типология памятников архитектуры модерна Дальнего Востока» рассмотрена типология архитектурных сооружений эпохи модерна на Дальнем Востоке России, охватывающая практически все виды жилых и общественных зданий – особняки, доходные дома, гостиницы, а также торговые и промышленные здания и административные сооружения. Среди них просматривается определённая иерархия, обусловленная значимостью того или иного сооружения в социокультурном пространстве того времени, переменами в социально-экономической жизни Приморья и Приамурья.

Строительный подъём стимулировался интенсивным развитием торговли и промышленности, а также проникновением иностранного капитала в экономику Приморья и Приамурья. Активизация экономической, социальной и общественной жизни новых городов Дальнего Востока обусловили возведение большого количества именно тех типов зданий, которые приносили доход своим владельцам. Стилистическое решение такой архитектуры часто сводилось к использованию декоративных и композиционных приёмов модерна, поскольку заказчики видели в нём способность придавать индивидуальность и необычность сооружениям, что в свою очередь служило хорошей рекламой.

В каменных дальневосточных особняках, среди которых встречаются весьма выразительные образцы нового стиля, модерн проявил себя в значительной степени как рациональное направление архитектуры. Большинство из них было создано в период с 1905 – 1915 гг. Это, как правило, двух- или трёхэтажные постройки, планировка и композиции которых создавались по законам индивидуальной целостности. Их архитектурно-художественные особенности во многом зависели от характера среды, в которую они включались.

Иногда они входили в строчную застройку улиц, что влекло за собой концентрацию внимания архитектора только лишь на одном – уличном фасаде, в других случаях они располагались на открытых, хорошо просматриваемых участках, благодаря чему в них получала развитие идея всефасадности модерна. Вопреки столичной тенденции, на Дальнем Востоке особняки не были лидирующим типом сооружений модерна. Это объясняется тем, что количество заказчиков данной архитектуры в регионе было не велико. Прагматичные и предприимчивые горожане предпочитали вкладывать деньги в строительство доходных домов, необходимость в которых в регионе была очень острой.

Стилистика доходных домов, как нового типа зданий, часто соотносилась с новым стилем, что выражало их подчёркнуто коммерческое назначение. Однако модерн не всегда получал своё полное воплощение в данном типе сооружений. Многие доходные дома дальневосточных городов носили выраженный фасадный характер, и черты нового стиля проявлялись только в отношении оформления фасадов. Наиболее распространённой чертой доходных домов стало выделение в них первых этажей, где обычно размещались магазины. Как правило, это осуществлялось посредством больших витринных окон. В ряде случаев они имели полуциркульную или омегообразную форму. Скорее всего, такой приём был заимствован из архитектуры торговых домов, которые изобиловали крупными витринными окнами. Расцвет строительства доходных и торговых домов в дальневосточных городах приходится на один и тот же период – вторую половину 1900-х гг.

Особой сферой для процветания модерна на Дальнем Востоке стали торговые и промышленные сооружения различных видов и назначения. Они занимали важное место в облике новых городов и порой формировали целые кварталы главных центральных улиц. Особенно показательными в отношении стилистического воплощения модерна выглядят универмаги крупных торговых фирм, таких как «Кунст и Альберс» и «И.Я. Чурин и К», имеющиеся почти во всех дальневосточных городах.

Характерной чертой большинства дальневосточных универмагов является асимметричность объёмно-пространственных композиций, в которых наиболее выразительным выглядит так называемый «пятый фасад», или фасад срезанного угла, выходящего не перекрёсток, традиционно с декорированным порталом и увенчанный куполом или башней. Насыщенная пластика фасадов включала в себя самые современные отделочные материалы – майолику, лепнину, скульптуру и т.д. В условиях конкуренции торговые фирмы не экономили средств на создание эффектных зданий магазинов и универмагов – своего рода дворцов торговли – с целью привлечения наибольшего количества покупателей. Своей архитектурой эти здания претендовали на роль главных городских сооружений, выделяясь среди рядовой застройки. Таким образом, на Дальнем Востоке торговля стала основным двигателем прогрессивных идей в области архитектуры.

Использование приёмов модерна в решении объёмно-пространственных композиций и фасадного оформления было характерно и для промышленных сооружений. Как правило, лучшие образцы дальневосточной промышленной архитектуры в стиле модерн принадлежали тем же владельцам, что и наиболее яркие торговые сооружения этого стиля. Нередко они входили в ансамбли торговых домов (складские постройки крупных торговых фирм, рефрижераторы и т.п.).

Развиваясь практически во всех типологических направлениях архитектуры, новый стиль не мог не затронуть административную и общественную архитектуру дальневосточных городов. По аналогии с доходными и торговыми сооружениями модерн проник в архитектуру гостиниц, банков, клубов, кинотеатров, конторских зданий и пр. Новый стиль получил распространение в архитектуре учебных заведений, в которой зодчие стремились отразить гражданственность и демократичность современного образования.

На Дальнем Востоке стилистика модерна имела особое место в прижелезнодорожном строительстве. Согласно сохранившимся архивным материалам (альбом проектных чертежей КВЖД, открытки и фотографии начала XX в.) именно модерн стал основным стилем для многих построек вдоль железных дорог на этапе их строительства. К сожалению, большинство из этих сооружений на сегодняшний день утрачено. Железнодорожные вокзалы конечных пунктов Транссибирской магистрали решены в неорусском стиле. Примечательно, что это вокзалы самых крупных городов Дальнего Востока – Благовещенска, Владивостока, Хабаровска. Стилистика данных вокзалов представляет собой своего рода перекличку с Ярославским вокзалом в Москве, от которого начинается транспортная связь центра России с тихоокеанским побережьем. Наибольшее сходство со столичным прототипом в идейном и пластическом содержании достигнуто в облике железнодорожного вокзала во Владивостоке.

Таким образом, типологическая палитра дальневосточной архитектуры эпохи модерна богата частными и государственными сооружениями различного назначения, в которых наблюдается активное увлечение зодчих модерном.

В заключении диссертации излагаются основные выводы исследования:
1. В дальневосточные города модерн был привнесен из Маньчжурии, где он в конце 1890-х гг. внедрялся архитекторами Санкт-Петербурга, разрабатывавшими проекты различных зданий и комплексов для новых поселений вдоль КВЖД. Используя при разработке проектов лучшие достижения российской и европейской архитектурно-строительной практики, зодчие стремились придать модерну роль программного стиля, что не могло не оказать влияния и на архитектуру городов российского Дальнего Востока. Таким образом, в архитектуру Дальнего Востока модерн проник практически одновременно с его появлением на территории европейской России, вопреки тому, что развитие самого региона началось в середине XIX в.
2. Дальневосточная архитектура стиля модерн обладает рядом особенностей, связанных с общим ходом развития дальневосточной окраины на рубеже XIX – XX вв. Первая особенность связана с субъективным фактором распространения модерна на Дальнем Востоке и заключается в сходстве дальневосточной архитектуры стиля модерн с архитектурой «северного модерна». Поиски нового стиля в архитектурной среде Санкт-Петербурга одновременно отразились на периферийных проектах зодчих, в число которых входила разработка зданий для поселений ВКЖД. Помимо этого современные архитектурные принципы были привнесены молодыми специалистами – выпускниками высших и средних специальных учебных заведений северной столицы, направленными на строительство новых дальневосточных городов. Вторая особенность выразилась в некоторой самобытности дальневосточного модерна, связанной с привнесением элементов азиатской культурной традиции. Она возникла самопроизвольно в связи с территориальным фактором развития модерна в дальневосточной архитектуре. Многонациональный состав населения накладывал отпечаток на стилистические особенности архитектуры, в результате чего иногда возникало вкрапление элементов восточной культуры в архитектуру дальневосточного модерна.
3. В архитектуре Дальнего Востока модерн, хотя и получил значительное распространение, отразившись на застройке рассматриваемых городов, но в большей степени, новый стиль проявился в оформлении фасадов зданий и не всегда касался их конструкции. Формальное отношение к модерну приводило к тому, что в дальневосточной архитектуре он часто носил определенно выраженный фасадный характер. Данный фактор способствовал и тому, что модерн на Дальнем Востоке часто представал в смешении с другими стилистическими направлениями, в частности, с ретроспективизмом. Параллельное развитие в региональной архитектуре модерна и ретроспективизма, резко противопоставлявшихся друг другу в столичной архитектуре, привело к их органичному смешению в строительной практике дальневосточных городов.
4. На региональном уровне выявлены свои типологические особенности архитектуры модерна: в городах Дальнего Востока модерн превалирует в архитектуре торговых зданий (магазины, универмаги) и доходных домов. Среди общественных зданий более чётко модерн проступил в архитектуре административных сооружений и учебных зданий. В наименьшем количестве данный стиль затронул архитектуру частных особняков и промышленных сооружений. В рассматриваемых городах коммерческая архитектура являлась основным проводником современных архитектурных течений. Таким образом, наибольшую роль в распространении модерна сыграл в основном заказчик – передовые, наиболее активные слои населения – предприниматели, купцы, промышленники.
Исследованием выявлено достаточно обширное наследие дальневосточной архитектуры в стиле модерн, который занимал одно из лидирующих мест в архитектурном фасаде городов Дальнего Востока. С истоков становления дальневосточной архитектуры модерну в ней отводилась особая роль. Появление доходных, торговых и других построек в модерне оказало значительное влияние на формирование среды центральных улиц дальневосточных городов. Эти сооружения выполняли миссию олицетворения культурно-экономического прогресса и являлись зрительным воплощением новейших течений зодчества. Экспансия модерна на Дальнем Востоке была оправдана зафиксировавшейся в сознании людей параллелью «модерн – современность». Заполняя, хотя бы частично, фасады зданий, модерн создавал подчёркнуто современную архитектурную среду новых дальневосточных городов, составляя основу их своеобразия.
Явление модерна в градостроительной ситуации дальневосточных городов трудно переоценить. Архитектура Дальнего Востока конца XIX – начала XX вв. – значительный пласт архитектурного наследия региона. Модерн в нем занимает почетное ведущее место. Он тождественен новому краю, новой жизни, новой эпохе. Освоение и обустройство дальневосточных земель, а также территории Манчжурии связывалось и ассоциировалось с будущим развитием российского государства, возлагавшего большие политические и экономические надежды на дальневосточный регион.

Список опубликованных работ по теме диссертации
1. Артемьева А.А., Крадин Н.П. Модерн и современная архитектура // Материалы Четвёртой международной научной конференции ИАС ХГТУ «Новые идеи нового века». – Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2004. – С. 61- 65.
2. Артемьева А.А. Модерн в архитектуре Хабаровска // Четвёртые Гродековские чтения. Материалы региональной научно-практической конференции Дальнего Востока России: Приамурье в историко-культурном и естественно -научном контексте России. Часть 2. – Хабаровск: Изд-во ХККМ им. Н.И. Гродекова, 2004. – С. 47-53.
3. Артемьева А.А. Стиль модерн и архитектура // Материалы международной научной конференции «Миграционные процессы на Дальнем Востоке (с древнейших времён до начала XX века)». – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2004. – С. 20-24.
4. Артемьева А.А., Крадин Н.П. Роль декоративных элементов в архитектуре модерна дальневосточных городов // Материалы Пятой международной научной конференции ИАС ХГТУ «Новые идеи нового века». – Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2005. – С. 129-133.
5. Артемьева А.А. Модерн в архитектуре Дальнего Востока // Вести Союза архитекторов России. – № 3 (29). – М., 2006. – С. 40- 44.
6. Артемьева А.А. Особняк М.Ф. Кшесинской в Санкт–Петербурге и его дальневосточный аналог // Архитектон: Известия вузов. – 2006.– №16., Режим доступа: http: // archvuz.ru/magazine/Numbers/2006_04/template_article ar = IA/ia2
7. Артемьева А.А. Московский стиль в архитектуре железнодорожных вокзалов Дальнего Востока // Архитектура и строительство Москвы. – № 3. – М., 2007. – С. 15-18
8. Артемьева А.А. Ориентальные мотивы в архитектуре дальневосточных городов рубежа XIX-XX веков // Известия Орёл ГТУ. Строительство. Транспорт. – Орёл, 2007 (в печати)
9. Артемьева А.А. Неорусский стиль в прижелезнодорожной архитектуре Дальнего Востока // Aсademia. Архитектура и строительство. – № 2. – М: «Стройиздат» Мининформпечати РФ; Росс. академ. арх-ных и строит-ных наук, 2007 (в печати)