Архитектура рассматриваемого времени — последнего этапа турецкого владычества над городом — изучена мало, хотя именно эти постройки, а не знаменитые древние храмы, определяют современный облик исторического центра города. С середины XIX в. началась радикальная трансформация Иерусалима, когда вокруг Старого города быстро выросли новые кварталы, строившиеся при помощи европейских благотворителей для еврейских переселенцев и христианских паломников всех деноминаций. Интенсивное храмовое строительство вылилось в своеобразное архитектурное соревнование, где представители каждой из держав стремились архитектурно оформить наиболее выигрышные с точки зрения рельефа или планировки участки городской территории.

Строительство местных общин — еврейской, мусульманской, восточнохристианской — было очень скромным. Мусульмане, будучи сосредоточены на ремонтах и поновлениях святынь Храмовой горы, не возвели ни одного заметного здания. Евреи построили несколько синагог, из которых выделяются два монументальных купольных здания, возведенные при участии придворного турецкого архитектора Асада-эфенди в традициях позднеосманской эклектики — Бейт-Яков, более известная как Хурва (1856–1864, не сохр.) и Тиферет-Исраэль (1857–1872, не сохр.). Из местных общин только эфиопы, опираясь на помощь императора Иоанна IV, возвели большой ротондальный храм Богородицы Завет милосердия (ок. 1888–1893), подражавший архитектуре ротонды Воскресения храма Гроба Господня.


Эфиопский храм Богородицы "Завет милосердия"

Россия оказалась одной из главных европейских держав, развернувших в Иерусалиме обширное строительство. К северо-западу от Старого города был возведен т. н. Русский комплекс (основное строительство 1860–1865), состоявший из нескольких подворий и большого Троицкого собора (1860–1872, М. И. Эппингер). Собор выдержан в византийском стиле, к основному пятиглавому объему примыкает удлиненная западная часть с двумя башнями на фасаде. Наибольшую известность приобрели храмы на Елеонской горе. В Елеонском монастыре на ее вершине по проектам архимандрита Антонина (Капустина) был построены собор Вознесения (1873–1881) и 64-метровая колокольня («русская свеча»), видная почти со всех точек города. Архитектура осененного огромным куполом храма, наполненная византийскими и армянскими реминисценциями, органически вписалась в облик города. Напротив, построенный на средства царской семьи храм св. Марии Магдалины (1885–1888, Д. И. Гримм) в Гефсимании, на склоне Елеона, всем своим обликом утверждал русское присутствие на Святой земле. Он был построен в стиле посадского зодчества втор. пол. XVII в.; его золотые купола эффектно читаются на фоне темно-зеленых деревьев на склоне горы. Помимо Елеонского монастыря, по проектам архимандрита Антонина были возведены скромные ц. Встречи Богородицы и св. Елизаветы (1880–1881, освящена 1883) и колокольня в Горненском монастыре в пригороде Айн-Карем. Незадолго да начала 1-й мировой войны здесь началось строительство Троицкого собора (1911–1914, архит. архим. Леонид (Сенцов)), архитектура которого была близка местной традиции и остальным зданиям монастыря. Построенные недавно (2003–2007) своды и пятиглавие придали собору, освященному в честь Всех российских святых, национальный характер. Наконец, в Старом городе также было возведено русское подворье (1887–1891, Г. Франгья, Н. Г. Вальсамаки) с ц. Александра Невского (осв. 1896).


"Русская свеча" на Елеонской горе


Собор Горненского монастыря

Англиканские храмы Иерусалима немногочисленны. Первым иностранным христианским храмом Иерусалима была церковь Христа Мессии (1845–1849) в Старом городе, строившаяся как кафедральная для совместного англикано-лютеранского епископства (существовало в 1841–1887). Это качественный образец английской неоготики (Gothic Revival). В той же стилистике, но с большей монументальностью был возведен собор cв. Георгия (1895–1899, Дж. Джеффри) к северу от Старого города. Наконец, небольшая ц. cв. Павла (1874, К. Шик), расположенная близ Русского комплекса, апеллирует к формам сельских романских храмов.


Англиканский собор св. Георгия

Наиболее многочисленными из построенных в Иерусалиме в этот период храмов были католические. Первоначально они сооружались в Старом городе. Наиболее важными стали австрийский странноприимный дом (1857–1863, А. Эндлихер) с церковью св. Семейства, церковь Ecce Homo монастыря Сестер Сиона и романский армянский католический храм Страданий Богородицы (1881) на Via Dolorosa, а также неготическая церковь Латинского патриархата (1872) и неоклассический собор Спасителя (1886–1888), принадлежащий Кустодии св. Земли.

Самыми многочисленными из католических построек были французские, среди которых наиболее важные расположены непосредственно к северо-западу от Старого города. Одной из крупнейших в городе является странноприимный дом с церковью Нотр-Дам-де-Франс (1884–1904, Э. Бубе) — четырехэтажное П-образное здание с фланкированным 2 башнями ризалитом входа, в причудливой смеси элементов неоренессанса и неоготики. Рядом с ним — скромный госпиталь cв. Людовика (1879–1896), южнее — монастырь св. Винцента де Поль (1886) в формах неоренессанса с гигантской аркадой на фасаде. По образцу романской церкви св. Марии Магдалины в Везле (20-е – 30-е гг. XII в.) был возведен собор доминиканского монастыря cв. Стефана (1900) с клуатром и прилегающими постройками. Наконец, кармелитский монастырь Pater Noster на Елеонской горе (1870–1874) с его недостроенным клуатром (Ж. Леконт дю Нуи) и трехнефной базиликой (Ж.-Б. Гиймо?) выдержан в формах неоготики.


Комплекс Нотр-Дам-де-Франс


Доминиканская церковь св. Стефана

Ряд монументальных и важных с градостроительной точки зрения построек был возведен немцами; особенностью их строительства было заинтересованное личное участие императорской семьи Гогенцоллернов. Важнейшей доминантой Старого города стала лютеранская церковь Искупителя (1893–1898, Ф. Адлер) с 50-метровой колокольней. Храм был освящен в присутствии Вильгельма II и его супруги Августы Виктории. Трехнефная купольная базилика построена в характерных для крестоносного Иерусалима переходных от романских к готическим формах, сдержанных и благородных; она включила в себя фрагменты зданий XII в. На горе Сион, на земле, приобретенной Вильгельмом II, была возведена католическая церковь Успения Богоматери (1898–1910, Г. Ренард). Огромная ротонда храма и высока колокольня, стоящие на видном месте у стены Старого города, видны со многих точек Иерусалима. Архитектура храма вдохновлена образцами позднероманской прирейнской архитектуры и трактована в формах национально-романтического модерна. Близкую архитектуру имеет комплекс зданий госпиталя Августы Виктории с лютеранской церковью Вознесения (1907–1910, Роберт Лейбниц), на освящении которой присутствовал принц Эйтель Фридрих, второй сын Вильгельма II. Расположенное в северной части Елеонской горы, здание построено в виде романского монастыря. Его монументальная колокольня видна со многих точек города и является достойным архитектурным соперником «русской свечи» и колокольни французского монастыря Pater Noster (1886). Среди других немецких построек выделяется католический странноприимный дом cв. Павла (1910) у Дамасских ворот, выстроенный всё в тех же формах неороманского модерна.


Лютеранская церковь Искупителя


Католическая церковь Успения Богоматери на Сионе


Лютеранская церковь Вознесения при госпитале Августы Виктории

Наконец, архитектурное присутствие Италии ограничивается единственным зданием — итальянским госпиталем (1913–1914, 1917) в традициях флорентийской архитектуры. Это первая постройка знаменитого архитектора Антонио Барлуцци (в соавторстве с братом Джулио). Барлуцци станет ведущим церковным архитектором Иерусалима 1920-е – 1950-е гг., и единственным, для которого работа в этом городе будет главной в его жизни. Его смерть совпала с полным прекращением христианского храмостроения во Святом граде.


Итальянский госпиталь