Хотя эта книга отчасти как в фактическом отношении, так и в плане гипотез опирается на работы Анатолия Ахутина и Светланы Месяц, автор, известный своими исследованиями в областях методологии, культурологии, философии науки и техники, смог по-новому взглянуть на понятие природы и эволюцию представлений о природе. Например, он показывает, что в Древнем мире в силу магической ориентации понятие природы, как мы его сегодня понимаем, не могло возникнуть вообще. Что природа начинает «торчать», когда в античной культуре ищут возможность объяснить ошибки в практической деятельности и сущность вещей. Что Аристотель намечает по меньшей мере четыре представления о природе, а в Cредние века происходит кардинальное их переосмысление, в том числе формулируется идея о математическом устройстве природы. Что, наконец, в Новое время понятие природы, предложенное Ф. Бэконом, выполняло две разные, хотя и взаимосвязанные роли: задавало смысл для нового типа культуры, а также предельную онтологию для новых (естественных) наук. Анализируются в предложенной книге и некоторые последствия развития культуры, обусловленные становлением новых представлений о природе, естественных наук и инженерии. Вадим Розин не только предлагает новую концепцию природы, но и старается охарактеризовать разные исторические варианты этого понятия. Кроме того, как методолог, он распредмечивает наше знание о природе, а это одно из условий преодоления кризиса в понимании современной науки.