Книга исследует правила организации изобразительных образов и композиций в искусстве Ирана. Изобразительное искусство средневекового Ирана рассматривается на широком фоне иных проявлений культуры: литературы, философии, ремесла. Прослеживается логика движения искусства, его трансформации на пути перехода от графических форм художественного выражения до сугубо изобразительных. Особенное внимание уделяется персидской поэтологической терминологии, а также современной терминологической оснастке истории и теории искусства, риторики и литературной поэтики.

В разделах второй главы книги на примере пространственных архитектурных форм анализируется связь двух составляющих визуальной риторики – слова и визуальности. Автор освещает проблему визуальной риторики архитектуры Ирана.

Заключает работу серия практических разработок, исследующих правила формирования отдельных образов и композиционных схем, базирующихся на теоретических выводах в основном тексте исследования.

Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований по проекту № 20-112-00206.


Содержание

Предисловие

Введение

I. Судьбы арабской графики в Иране

От графического знака к визуальному концепту

Точка как визуальный концепт

Картина мира в графических начертаниях

II. О визуальной аргументации

Этимология словесно-архитектурной формы купола

О двух фигурах орнамента

Орнамент и пустота

Божественные истечения на архитектурном теле

Совершенный Человек – архитектор и храм

III. Камал ал-Дин Бехзад

Метатекст и диаграмматология

Расчерчивание пространства: терминологическая оснастка внутренней структуры рукописной страницы

Взгляд изнутри. Диаграмматология миниатюр Бехзада

Портрет при переходе от мыслимого к осмысленному

Экскурсы

О видимом и невидимом. На примере омейадской мечети в Дамаске

О въезде Хосрова в замок Ширин. Аргументы к атрибуции одной композиционной схемы

Драконы Китая в Иране. Еще раз о китайских образах в культуре Ирана

Заключение

Библиография

Указатель

Abstract