Гл. ред. и сост. А. Ю. Казарян. — М.-СПб.: Нестор-История, 2017. — 264 с.

ТИТУЛ И СОДЕРЖАНИЕ (pdf)

С. С. Ванеян
КАМЕНЬ ОТКРОВЕНИЯ — I. ТОПИКА И ТОПОЛОГИЯ САКРАЛЬНОГО, ТЕКСТУАЛЬНОГО И ТЕКТОНИЧЕСКОГО

Подвергшись архитектоническому воздействию, топика профанного видоизменяется тектонически. Более радикальные перемены сопровождают дискурсивно-текстуальные попытки фиксации теофанического (нуминозного), неудержимого в своей и разрушительной, и восстанавливающей динамике, вершина и предел которой — евангельская керигма. На пути от опыта Иакова в Вефиле до опыта учеников перед пустым Гробом — вся череда «архитектонического нарратива», с участием камня, положенного и поставленного, скрижалей, разбитых и восстановленных, Храма, установленного и разрушенного, завета и жертвы — утвержденных и отторгнутых, земли и Неба — отвергнувших друг друга и эсхатологически обретших себя в Плоти и Крови Агнца.

Ключевые слова: архитектура, тектоника, сакральное, камень откровения, скрижали, храм, скиния

В. В. Карпов
ШАРЛЬ БЛАН И ЖЮЛЬЕН ГВАДЕ: РИТОРИКА И ГЕРМЕНЕВТИКА КОМПОЗИЦИИ, РИСУНКА И ЦВЕТА. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ШАРЛЬ БЛАН. ГРАММАТИКА ИСКУССТВ РИСУНКА

Рассмотрение двух трактатов второй половины XIX ст. — «Грамматика искусств рисунка. Архитектура, скульптура, живопись» (1867) Шарля Блана и «Елементы и теория архитектуры» (1901) Жюльена Гваде — как двух теоретических оснований курсов визуальных искусств и архитектуры в L’École des Beaux-Arts и развития академической традиции в искусстве и архитектуре в целом, способствует выявлению определяющей роли композиции (Блан, Гваде), рисунка и цвета в их взаимосвязи (Блан) как в образовательных программах, так и в художественной и архитектурной практике академизма. Наряду с рассмотрением очевидного и общепризнанного влияния этих идей и положений на дальнейшее развитие искусства и архитектуры, выявляются внутренне им присущие инструменты — риторика и герменевтика — в их единстве и взаимопроникновении, которые не только определяют, часто непреднамеренно, структурное построение и смысловое содержание двух теорий, но и становятся средствами исторического описания и теоретического осмысления искусства и архитектуры, во многом определяющими инструментальные приемы создания художественных и архитектурных произведений.

Ключевые слова: академическая традиция, Блан, Гваде, герменевтика, композиция, рисунок, риторика, теория искусства и архитектуры, художественное и архитектурное образование, цвет

Л. Г. Хрушкова
ХЕРСОНЕС ТАВРИЧЕСКИЙ: АРХИТЕКТУРНЫЙ ДЕКОР «БАЗИЛИКИ 1935»

Большинство ранневизантийских базилик Херсонеса было раскопано в конце XIX — начале XX в. Исключение составляет т. н. «базилика 1935 г.», которую исследовал известный археолог Григорий Д. Белов (1898–1979) при участии Анатолия Л. Якобсона. Она представляет собою комплекс, состоящий из четырех сменявших друг друга сооружений. Вначале была построена небольшая синагога, ее сменила базилика, затем она была перестроена и расширена. Эта последняя, трехнефная базилика, с нартексом и дополнительными помещениями с юга, и получила название «базилики 1935 г.». В эпоху позднего Средневековья на руинах базилики построили часовню. Памятник пережил реставрационные работы в 1936, 1956 и частично в 2000-х гг. Сейчас на базилике находятся не только те капители, которые украшали ее первоначально. Раскопки 1935–1936 гг. обнаружили серию ранневизантийских капителей, которые относятся к трем типам:

1) композитные капители с двумя рядами ажурных листьев тонкого зубчатого аканфа (ранее т. н. «феодосианские» капители). В Херсонесе известно 7 образцов такого типа, из них четыре достоверно происходят из базилики и датируются второй половиной V в.;

2) коринфские капители второй пол. V в., три из которых «нормального» типа с двумя рядами листьев мягкого аканфа и одна, утраченная капитель, относится к подтипу коринфских «V-образных»;

3) импостные капители, одна из которых сохранилась до наших дней и находит аналогии в церкви Св. Иоанна Предтечи (Студийской) в Константинополе (453).

Раскопки обнаружили также малые капители от алтарной преграды и ряд других изделий из мрамора. Согласно сложившемуся мнению, мраморный декор соотносится с двумя строительными периодами памятника, даты которых определяются по-разному. Я допускаю, что большинство элементов декора относится к «базилике 1935 г.» в ее окончательно сложившемся виде. Реконструкция полной строительной истории комплекса требует дополнительных изысканий.

Ключевые слова: Византия, ранневизантийская архитектура, базилика, проконнесский мрамор, капители, колонны, плиты

Е. С. Лаврентьева
ГОЛГОФА В ХРАМЕ ГРОБА ГОСПОДНЯ: ВОПРОСЫ И ДИСКУССИИ

В данной статье рассматриваются наиболее важные вопросы и научные дискуссии, связанные с изучением архитектурного оформления Голгофы, которая является одним из центральных символов христианства. По одной из версий, в IV в. гора Голгофа была включена в пространство базилики Мартириона, находившейся к востоку от Гроба Господня, в XI в. она оказалась в пространстве внутреннего двора храма Воскресения в Иерусалиме и уже в XII в. была интегрирована в основное пространство храма, возведенного во времена крестоносцев. По другой версии, гора не была включена в план храма вплоть до его перестройки в XII в., но на ее вершине находилась небольшая часовня (приблизительно с V в.). Применение разных методов при изучении архитектурного облика храма Гроба Господня стало причиной расхождения мнений исследователей. До сих пор в научной литературе отсутствует единая точка зрения о том, как выглядела Голгофа в период раннего христианства и Средневековья.

Ключевые слова: Голгофа, Лобное место (Кальвария), Краниево место, голова Адама, «пуп Земли» (средоточие Земли), Гробница садовника, храм Гроба Господня, архитектура Иерусалима

С. В. Клименко
СУБОРДИНАЦИЯ АРХИТЕКТУРОЙ ВЛАСТИ ВО ФРАНЦИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В.

В 1664 г. при короле Людовике XIV была учреждена должность сюринтенданта Управления Королевских зданий, чем было положено начало формированию новой модели организации архитектурно-строительной деятельности во Франции. Рассматривается существовавшая в этой службе система проектирования, строительства и контроля. Отмечается ее влияние на развитие планировочной структуры городов, в регулировании которой была значительной роль такого административного органа, как полиция. Сформировавшиеся во Франции к началу XVIII в. институты создали модель управления архитектурно-строительными процессами, оказавшую влияние и на практику других стран, в том числе и России.

Ключевые слова: Управление Королевских зданий, сюринтендант, Первый архитектор короля, архитектурная власть, полицейское управление, архитектурно-строительный процесс

О. В. Линникова
АРХИТЕКТОНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕШЕТОК КУЛЬТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В АНДАЛУСИИ

В эпоху Возрождения искусство художественного металла в Испании достигло своего подлинного расцвета. На протяжении XVI в. в решеточном деле происходил настоящий Ренессанс, проявленный творчеством выдающихся мастеров-решеточников, создавших большое количество уникальных произведений. Среди наиболее выдающихся творений испанского Ренессанса — решетки хора, главного алтаря, алтаря собора Непорочного зачатия в Севилье, решетка алтаря Королевской часовни в Гранаде, решетка хора собора в Баэсе, решетка главного алтаря храма Вирхен-де-ла-Кабеса в Сьерра-Морена и многие др. Тема произведений художественной ковки эпохи испанского Возрождения не поднималась отечественными исследователями. Несмотря на то что уникальным произведениям художественной ковки Испании посвящен целый ряд работ испанских исследователей, среди которых И. Домингес Куберо, Ф. де Олакер Фелиу, Л. Тоуссаинт, Т. Андрес, А. Гайего де Мигель и др., этот своеобразный вид искусства все еще не оценен в должной степени учеными и оставляет простор для изучения и постановки научной проблематики. В статье будет показана роль, которую играют решетки в организации пространства и в создании художественного образа интерьеров испанских соборов.

Ключевые слова: решетки эпохи Возрождения, решеточное дело в Испании, искусство эпохи Возрождения в Испании

А. Гулаки-Вутира, Г. Карадедос
ЦЕРКОВНАЯ СКУЛЬПТУРА НА ЭГЕЙСКИХ ОСТРОВАХ (XVI–XX ВВ.)

Систематическое изучение мраморной резьбы, особенно на иконостасах греческих православных храмов XVI–XX вв. на Эгейских островах приводит к выявлению каменорезных мастерских и художников, которые в поствизантийский период стояли у истоков современной греческой скульптуры. Остров Хиос представляется связанным с происхождением этого искусства, тогда как Тинос являлся одним из важнейших центров резного производства в XIX в. Результаты нашего исследования опубликованы в нескольких статьях, но наиболее полноценно — в трех монографиях 1996, 2001 и 2011 гг.

Ключевые слова: Скульптура церквей, поствизантийское искусство, иконостасы, современная греческая скульптура, мастерские мраморной резьбы, мраморная резьба, скульптура на Эгейских островах

А. В. Анисимов
АРХИТЕКТУРА ТЕАТРА НАКАНУНЕ XX В.

Опера Гарнье, Венская опера и театр в Будапеште довели эклектическую архитектуру барочного по своей структуре театра до возможного предела разгула декоративных украшений. Казалось, что спектакль уже никого всерьез не интересует. Но одновременно с конца XIX в. делаются успешные попытки поиска новой структуры демонстрационного пространства, новой технологии и сценографии. Появляются принципиально новые решения в таких театрах, как театр Вагнера Байрейте, ведутся поиски новых форм в театральной архитектуре Ван де Вельде и Огюста Перре. Делаются попытки создания театральных зданий на базе совместной творческой работы архитектора и режиссера (иногда композитора). Это направление определило будущее развитие одного из путей театральных зданий. Однако барочный ярусный театр, несмотря на многие недостатки, оказался достаточно живуч и продолжал еще долгое время развиваться и совершенствоваться. Появились театр Колизеум в Лондоне, театр Колон в Буэнос-Айресе и многие другие, любимые публикой и певцами за хорошую акустику и блеск интерьеров.

Ключевые слова: архитектура театра, Опера Гарнье, Ла Скала, театр Вагнера Байрейте, театр Колон, театр Колизеум

Н. А. Коновалова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА 1910 Г.: ДИАЛОГ ЯПОНИИ С МИРОМ

Японско-британская выставка 1910 г. стала ключевым моментом в выстраивании Японией диалога с окружающим миром. Она имела сильнейшее влияние на формирование японско-британских отношений (политических, культурных) и стала толчком в распространении моды на японское искусство в Европе и России. Посредством архитектуры павильонов и расположенных внутри них экспозиций Японией ставилась сверхзадача показать себя страной с богатыми культурными традициями, предъявить модернизацию страны в качестве закономерного этапа развития. Центральным выставочным сооружением Японии стала трехъярусная пагода. Японские пагоды — это древнейшие высотные сооружения страны, именно они являются общепризнанным символом красоты и гармонии в архитектуре.

Ключевые слова: международные выставки, японско-британская выставка 1910 г., выставочная архитектура Японии

А. В. Иванов
РЕГУЛЯРНЫЙ ВЕРНАКУЛЯР: СВОБОДА ВНУТРИ РЕШЕТКИ (ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ГЮМРИ XIX — СЕРЕДИНЫ XX В.)

Гюмри (ранее Александрополь, Ленинакан) в XIX — начале ХХ в. был самым крупным городом Армении в границах Российской империи, ее торговым, экономическим и культурным центром. Несмотря на социальные пертурбации и природные катастрофы (стремительная индустриализация и смена укладов городской жизни в советский период, разрушительные землетрясения 1926 и 1988 гг., постсоветский экономический коллапс), историческая часть города — спланированные малоэтажные кварталы, застроенные местными мастерами-каменщиками, акторами «срединной» архитектурной культуры, практически без участия профессиональных зодчих, — сохранилась в достаточно полном виде и продолжает выполнять функции городского центра.

В статье высвечиваются особенности исторической вернакулярной архитектуры Гюмри в контексте сосуществования и взаимодействия трех средовых слоев, соответствующих основным периодам истории города (А-Л-Г). Анализ нескольких специфичных для города архитектурно-средовых кейсов (регулярный вернакуляр — свобода внутри решетки; Дзори майла — избывание регулярности; Аменапркич — вернакулярный храм; дом мастера Петроса — живой вернакуляр 1950-х гг.) позволяет подойти к более стереоскопичному раскрытию понятия «вернакулярный город», предложенного ранее урбанистом А. Высоковским. Впервые вводится категория «вернакулярный ансамбль», адекватно отражающая особенности среды такого города; рассматриваются ее принципиальные отличия от традиционного понятия «архитектурный ансамбль».

Ключевые слова: вернакуляр, субъекты городской среды, регулярное и незапланированное, архитектурная культура, вернакулярный город, вернакулярный ансамбль

Е. В. Конышева
ПРОБЛЕМА «РЕГИОНАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ» НА МЕЖДУНАРОДНЫХ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ КОНГРЕССАХ 1900–1930-Х ГГ.

В начале XX в. в мировом градостроительном процессе обозначилась новая тенденция — интернационализация градостроительных поисков. Площадкой обсуждения западной градостроительной практики стали регулярные международные конгрессы. Они играли ключевую роль в консолидации сообщества городских планировщиков, в формулировании и обсуждении актуальных градостроительных проблем, в организации систематического международного обмена градостроительными идеями и практическими новациями. В данной статье анализируется постановка и обсуждение одной из главных проблем западного градостроения первой трети XX в. — регулирование и упорядочивание развития города и создание агломерационных систем.

Ключевые слова: градостроительство, 1900–1930-е гг., международные конгрессы, моноцентрическая и полицентрическая агломерация

И. В. Белинцева
АРХИТЕКТУРА БАЛТИЙСКОГО КУРОРТА НОЙКУРЕН (СОВР. ПОСЕЛОК ПИОНЕРСКИЙ, КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ): ЗИГЗАГИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Рыбацкая деревня Нойкурен в Восточной Пруссии была объявлена курортом в 1837 г. К 1912 г. поселение считалось третьим по значению местом для отдыха на Балтийском море. Литературные описания Нойкурена оставил поклонник курорта Й. Карл. В 1837 г. предприниматель К. Дуглас построил четыре гостевых дома, что сделало город популярным курортом, как и строительство железной дороги в 1900-х гг. Здание курхауса в стиле модерн придало привлекательный облик модному курорту (в настоящее время — детский санаторий). В первой половине XX в. Нойкурен стал практическим и научным рыболовецким центром побережья Замланда. В начале 1920-х гг. здесь возвели образцовый поселок для рыбаков по проекту архитектора К. Фрика. В межвоенное время построили аэродром и типовое поселение для летчиков. В послевоенное время поселок почти не менялся, но в третьем тысячелетии здесь были построены президентская резиденция, новые кварталы «Прусской деревни» и другие сооружения, существенно повлиявшие на развитие Пионерского.

Ключевые слова: архитектура, история, балтийский курорт, образцовый поселок, XIX–XX вв.

Г. А. Птичникова
ГОРОДСКАЯ РАТУША В СТОКГОЛЬМЕ: ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ И ПОИСК «ГЕНИЯ МЕСТА»

В статье раскрываются концептуальные подходы к проектированию и созданию Стокгольмской ратуши, лучшего произведения национального романтизма в Швеции в XX в. Исследование архитектурного объекта идет через изучение двух главных принципов его проектирования: поиск «гения места» и преемственность градостроительных традиций. Особое внимание уделяется творчеству архитектора Рагнара Эстберга, автора проекта ратуши.

Ключевые слова: архитектура, Стокгольмская ратуша, национальный романтизм, Рагнар Эстберг

В. Ш. Хаирова
К ПРОБЛЕМЕ ДЕМОНСТРАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ: НЕВОПЛОЩЕННЫЕ ПРОЕКТЫ Ч. Р. МАКИНТОША

Последние годы отличаются повышенным интересом к творчеству Чарльза Ренни Макинтоша. Внимание исследователей привлекают и невоплощенные в свое время проекты, с которыми мастер участвовал в разных конкурсах, но не получал наград. По сохранившимся 14 чертежам из альбома «Meister der Innenkunst» в 1996 г. в Глазго построен «Дом для любителя искусств». Тогда же был возведен особняк, являющийся репликой гипотетического Загородного дома художника. Остальные неиспользованные в свое время проекты воссозданы современными мастерами в виде макетов. Все реализованные идеи Макинтоша позволяют говорить об их ценности для дальнейшего изучения стиля модерн в Европе.

Ключевые слова: Макинтош, невоплощенные проекты, макет, выставка, Лондон


ENGLISH VERSION