30.10.2019

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
(Международная лаборатория исследований русско-европейского интеллектуального диалога)

Филиал ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» НИИТИАГ


Доклад Андреа Спирити
АРХИТЕКТОРЫ ЛОМБАРДИИ В РОССИИ XV-XIX ВВ.


Время проведения: 30 октября 2019 года, 18.00
Место проведения: НИУ ВШЭ, ул. Старая Басманная, д. 21/4, стр. 1, ауд. 502


30 октября 2019 года в рамках семинара «Запад и Восток: универсализм культуры» Международной лаборатории исследований русско-европейского интеллектуального диалога НИУ ВШЭ состоится доклад Андреа Спирити, ординарного профессора факультета гуманитарных наук и инновации Университета Инсубрии, Варезе–Комо (Италия), на тему «Архитекторы Ломбардии в России XV-XIX вв.».

Присутствие художников региона озер Ломбардии (intelvesi, valsoldesi и porlezzini, campionesi, sottenerini, ceresini) в России совпадает, с одной стороны, с установлением отношений между государствами италийского полуострова и Москвой, а с другой – с политической эволюцией Великого Московского княжества в «царскую империю». При дворе Ивана III, Василия III и Ивана IV работали такие личности, как Антон «Фрязин» (возможно, это были два архитектора), Аристотель Фиораванти (уроженец Болоньи, но долгое время живший в Милане, столице Герцогства, к которому принадлежали «художники озер»), Пьетро Антонио Солари (представитель одного из крупнейших родов региона, преимущественно зоны Кароны и Верны), Луиджи Каркано, загадочный Петр «Фрязин» и Алевиз Новый из Ланцо. Качество проектов итальянских архитекторов, реализованных в период между 1475 годом и первыми десятилетиями XVI в., начиная с Кремля, значительно изменило образ Москвы как столицы. Среди построек итальянцев были и монастыри, и укрепительные системы, и дворцовые резиденции. Система международных связей, которая была характерной для «художников озер», гарантировала немедленное получение информации о новых тенденциях в Италии и Европе: примерами могут служить Грановитая палата в Кремле, схожая с Palazzo dei Diamanti при дворе герцогов д’Эсте в Ферраре.

В период с середины XVI до начала XVIII вв. ломбардских архитекторов в России становится меньше, но вместо них работают многочисленные каменщики, мастера по мрамору, штукатуры. Достаточно привести в качестве примера украшение собора Василия Блаженного на Красной площади, где художественное оформление играет огромную роль. В XVIII в., когда все было сконцентрировано на строительстве новой столицы – Санкт-Петербурга, происходит возвышение Доменико Трезини (уроженца Астано, в тот момент части Швейцарии) и Антонио Ринальди (уроженца Тренто, но принадлежащего к творческой «семье с озер»), а также его соперника флорентийца Растрелли и позже неаполитанца Росси, в то время как Кваренги из Бергамо принимает роль блестящего посредничества, характерную для уроженца земли, тесно связанной с художниками озер. Даже в XIX в. нет недостатка в итальянских мастерах: достаточно вспомнить мастеров семьи Скотти из Лаино Интельви, плодотворно работавших в качестве архитекторов, скульпторов, художников и сценографов между Санкт-Петербургом и Москвой. Это массовое присутствие ломбардских мастеров, более и менее выдающихся, ощутимо вплоть до распада Российской империи в 1917 году. Благодаря своим особым чертам – системе семейных отношений с четкой кооптацией, устройству артели, способной управлять как строительством, так и художественным оформлением, взаимопомощи, введению ноу-хау, – ломбардские мастера долго и усердно выстраивали систему своего присутствия в России, умело приспосабливаясь к особенностям российского государства на разных этапах его истории.


Модераторы: заместитель заведующего МЛРИД Ольга Анатольевна Жукова и главный научный сотрудник МЛРИД Алексей Алексеевич Кара-Мурза.
Специальный гость: Анна Геннадиевна Вяземцева.

Рабочий язык – русский. Приглашаются все желающие.

Для заказа пропуска в здание НИУ ВШЭ просим отправить заявку с указанием ФИО на адрес adoronina@hse.ru до 18:00 28 октября 2019 года (пн.).