Старший научный сотрудник Отдела современных проблем средоформирования и градорегулирования, кандидат искусствоведения.

Родилась в 1985 г. В 2007 г. окончила факультет истории и теории изобразительного искусства МГАХИ им. В.И. Сурикова. С 2007 по 2008 г. работала в отделе живописи первой половины ХХ века Государственной Третьяковской галереи.

В 2011 г. защитила кандидатскую диссертацию в отделе монументального искусства и художественных проблем архитектуры НИИ РАХ на тему «Реконструкция исторического центра Рима в 1920-1930-е годы и архитектура рационализма». В рамках работы над диссертацией получила две исследовательских стипендии Министерства иностранных дел Италии и стажировалась в Риме на кафедре архитектуры модернизма архитектурного факультета университета Сапиенца.

В 2007-2008 гг. работала в должности младшего научного сотрудника отдела живописи первой половины ХХ века Государственной Третьяковской галереи. С 2010 г. – научный сотрудник НИИТИАГ, с 2013 г. – старший научный сотрудник. Участвует в коллективных фундаментальных научных исследованиях Института.

В 2015 г. защитила диссертацию на кафедре истории архитектуры Римского университета Тор Вергата на тему «Архитектура, искусство, политика и экономика между Италией и Россией-СССР в 1910-1940-е годы».

С 2007 г. читает лекции по истории архитектуры и искусства ХХ века в вузах и специализированных институтах: МГАХИ им. В.И.Сурикова, МГУ, Институте «Стрелка», НИИ РАХ, Европейском институте дизайна (IED) в Риме и в Римском университете Тор Вергата.

С 2006 г. – автор «Большой российской энциклопедии», а также научных и популярных статей, переводов и интервью в российских и итальянских периодических изданиях.

В 2019 г. стала одним из кураторов выставки «Терраньи и Голосов: Новокомум в Комо - Клуб им. Зуева в Москве. Сходства и параллели в авангарде» в г. Комо (Италия) и в Москве.

Область научных интересов: история архитектуры и искусства ХХ века, модернизм, проблема интерпретации исторического наследия, искусство и архитектура при тоталитарных режимах.

Награды:

Публикации

Иофан 130. Пути архитектуры 1920-1940-х годов. Тезисы международной научной конференции / Под ред. А.Г. Вяземцевой. – М.: Кучково поле, 2021. – 52 с.

130-летний юбилей Б.М. Иофана (1891–1976) дает новый повод для осмысления архитектурного наследия 1920–1940-х гг. в нашей стране и в мире.

Вяземцева А.Г. Искусство тоталитарной Италии. – М.: РИП-Холдинг, 2018. – 464 c.

Книга Анны Вяземцевой «Искусство тоталитарной Италии» посвящена сложному и многогранному феномену итальянского искусства межвоенных лет, развивавшемуся в период диктатуры фашизма.

Список трудов


Монографии, участие в колл. монографиях:
  1. Ломакина Мария Владимировна. Живопись, графика. – М., 2009 (Составитель каталога, совместно с Ермаковой Т.А.)
  2. Советское градостроительство. 1917-1941. Кн. 1 и 2 / Отв. ред. Ю.Л. Косенкова. – М.: Прогресс-Традиция, 2018 (Главы «Основные тенденции градостроительства стран Европы и Америки в 1920-1930-е годы», «Корпоративный город» в Италии: модель взаимодействия политики, экономики и градостроительства», «Архитектура и градостроительство СССР на страницах итальянской прессы, 1920-1930-е годы»)
  3. Искусство тоталитарной Италии. – М.: РИП-Холдинг, 2018
Научные статьи:
  1. Реконструкция триумфа (проект Триумфальной арки А. Либера, 1937) 2008. https://archi.ru/world/11424/rekonstrukciya-triumfa
  2. Футуризм, Рационализм, Новеченто. // Проблемы изучения искусства эпохи модернизма. - М., 2009 Включает перевод статьи-манифеста объединения итальянских архитекторов-рационалистов (1926)
  3. «Авилов М.», «Андреев Н.», «Богомазов А.», «Вольтер А.», «Дейкин Б.» // Академический каталог собрания Государственной Третьяковской галереи, том «Искусство первой половины ХХ века. А-И.»
  4. Павильон России на Экспо в Шанхае. Каким ему быть? // Проект Россия, №49, 2008 (совместно с Малининой Т.Г.)
  5. «На вершине мира» (к 100-летию футуризма»). https://archi.ru/world/14868/na-vershine-mira (2009)
  6. Magical Mystery Tour: прогулки по разуму (об оформлении выставки «Искусство, гений, безумие, выполненном архитекторами студии Милани, Сиена). https://archi.ru/world/16855/magical-mystery-tour-progulki-po-razumu (2009)
  7. Рим Первый – Рим Третий. Советская делегация на XIII Международном Конгрессе архитекторов, 1935. // Россия - Италия: этико-культурные ценности в истории. Ред. М.Г.Талалай. - М.: ИВИ РАН, 2011. С.163–179
  8. «Между прошлым и настоящим нет противоречия»: исторический контекст в архитектуре итальянского рационализма. // Academia. Архитектура и строительство. 2010, №4
  9. Городу и миру. О римском музейном строительстве. https://archi.ru/world/27831/gorodu-i-miru-o-rimskom-muzeinom-stroitelstve (2010)
  10. Рим. Апология исторического как свойство современности. Реконструкция итальянской столицы в первой трети ХХ века. // Искусствознание, 1–2/11. М., 2011. С. 284–320
  11. Перевод Витторио Греготти. Территория архитектуры. 2-я часть: Форма территории. // Проект International. 2011, n. 28. С. 201–219
  12. Перевод Манфредо Тафури. Проект и утопия. Архитектура и развитие капитализма. // Проект International. 2011, n. 29. С. 164–172
  13. Обретенный причал. Стефано Боери Аркитетти. Реконструкция комплекса Арсенала, Дом моря. Ла-Маддалена, Италия. // SPEECH, №7, 2011
  14. Чино Дзукки: сложность не в том, чтобы быть оригинальным, а в том, чтобы быть уместным. Интервью и перевод. // SPEECH, №9, 2012. С. 187–210
  15. Италия. Архитектура конца XVIII-XIX веков // Православная энциклопедия. Т. XXVIII, - М., 2012, pp. 218-222 (с Л. К. Масиелем Санчесом)
  16. Италия. Архитектура XX-XXI веков // Православная энциклопедия. Т. XXVIII, - М., 2012, pp. 222-225
  17. Рационализм и археология: археологические раскопки и новая архитектура в Риме в 1920 – 1930-е гг. // Классическая традиция в архитектуре и изобразительном искусстве Новейшего времени. - С-Пб., 2013
  18. Научный перевод статьи Ф.Патти “Борис Иофан в Риме: учеба, контакты, проекты и реализованные постройки 1914 — 1924” для каталога выставки Б.Иофана в Государственном научном музее архитектуры им. Щусева
  19. Марция Марандола: «Журналы требуют стерилизованный рассказ о проекте» (Интервью с итальянским архитектурным критиком Марцией Марандола о проблемах современной архитектурной критики). https://archi.ru/world/48657/marciya-marandola-zhurnaly-trebuyut-sterilizovannyi-rasskaz-o-proekte
  20. Il colore della Rivoluzione: cromatismo e avanguardie storiche nella Russia Sovietica, in: La conservazione delle policromie nell'architettura del XX secolo, ed. by Giacinta Jean, SUPSI-Nardini, Lausanne, 2013, pp. 85-95
  21. На пути к "освоению наследия": архитектура в итальянско-советских отношениях 1920-1930-х гг. // Актуальные проблемы теории и истории искусства - 2014: тезисы докладов 5-й международной конференции. - СПб., 2014. С. 242
  22. Что скрыто за фасадом? (О реставрации архитектурных памятников Рима в период правления Б.Муссолини). https://archi.ru/world/54960/chto-skryto-za-fasadom
  23. Итальянский павильон на Венецианской биеннале-2014. https://archi.ru/world/56028/privivka-sovremennosti
  24. Экспозиция “Monditalia” на Венецианской биеннале-2014. https://archi.ru/world/56436/krizis-i-bolshie-vozmozhnosti-ot-afrikanskikh-peskov-do-alpiiskikh-snegov
  25. Вводный доклад на круглом столе «Проблемы исторического описания основных событий мирового градостроительства 1920-1930-х годов» // НИИТИАГ РААСН, 21 апреля 2014
  26. Генеральный план Рима 1931 года как совокупность основных тенденций градостроительства межвоенного времени // Вопросы всеобщей истории архитектуры, НИИТИАГ РААСН, 29-30 мая 2014, Материалы конференции
  27. Il futuro incerto della Casa Melnikov. // Rassegna di architettura e urbanistica, a. XLIX, n. 145, gennaio aprile 2015, pp. 70-76
  28. Экспо, которой не было. Квартал Всемирной выставки ’42 в Риме. // Проект International, n. 39, 2015
  29. В Гонконге открылась ярмарка Арт Базель. // The Art News Paper Russia, 13 марта 2015. http://www.theartnewspaper.ru/posts/1407/
  30. «Нельзя делать карикатуры на прошлое». Интервью с архитектором Марио Ботта. http://archi.ru/world/65629/mario-botta-nelzya-delat-karikatury-na-proshloe
  31. «Найти себя в истории других»: о выставке шедевров из тунисского музея Бардо в Аквилее. http://archi.ru/world/66462/naiti-sebya-v-istorii-drugikh (2015)
  32. «Архитектор об архитектуре и о самом себе». Рецензия на переводы двух книг Альдо Росси: «Архитектура города» и «Научная автобиография», М.: Strelka Press, 2015. http://archi.ru/world/66900/arkhitektor-ob-arkhitekture-i-o-samom-sebe
  33. Élisabeth Essaïan, Le Prix de Rome. Le “Grand Tour” des architectes soviétiques sous Mussolini. // Roma moderna e contemporanea, 2014, n. 2, pp. 347-349 (pubblicazione maggio 2016)
  34. Ampliamento dell’Harvard Art Museums a Cambridge, USA / Harvard Art Museums Renovation and Expansion, Cambridge, USA, in: L’Industria delle costruzioni, n. 447, pp. 64-79 (на итал. и англ. яз.)
  35. Новый Рим в зеркале культуры итальянской столицы 1920-1930-х годов. // Современное западное искусство. 1930-е годы. - М.: ГИИ, 2016, с. 259-291
  36. Архитектура социальных инициатив на периферии Рима ХХ-XXI  веков. // Современное массовое жилище как объект творчества архитекторов, художников, дизайнеров. - М., 2016, c. 343-352
  37. Массимилиано Фуксас: «Меня интересует индивид, его способностью меняться, развиваться и чувствовать». https://archi.ru/world/71962/massimiliano-fuksas-menya-interesuet-individ-ego-sposobnostyu-menyatsya-razvivatsya-i-chuvstvovat (2016)
  38. Круглый стол « Колебание исторической дистанции», с Н. Фроловой, А. Броновицкой, С. Куликовым (2016). https://archi.ru/world/71906/kolebanie-istoricheskoi-distancii
  39. Италия – на благо общества (репортаж о павильоне Италии на архитектурной Венецианской Биеннале – 2016). https://archi.ru/world/69531/italiya-na-blago-obschestva
  40. L’archiettura sovietica e gli architetti italiani: publicazioni, mostre, opinioni, in: Atti del convegno internazionale “Ilya Golosov/Giuseppe Terragni. Avanguardie Artistiche Mosca/Como”. Como, Ordine degli Architetti, Politecnico di Milano, Associazione MAARC, 29 ottobre 2016 (в печати)
  41. Nuovo Museo degli Innocenti, Firenze New Museo degli Innocenti, Florence, in: “Industria delle costruzioni”, n. 452, 2016, pp. 36–51
  42. Artisti e architetti russi a Roma nel primo Novecento: questioni di integrazione, in: “Becoming Roman: Artistic Immigration in the Urbe from the Sixteenth to the Twentieth Centuries” British School of Rome, 20 maggio 2016 (в печати)
  43. Le immagini dell'architettura per la Memoria delle due guerre in Russia-URSS: i signifcati culturali, le associazioni storiche e mitologiche. With. Dott. Tatjana Malinina, “Lest we forget: Cemeteries and Military Ossuaries of Twentieth-Century in Europe”, Accademia Nazionale di San Luca, Roma (в печати)
  44. Soviet architects in fascist Italy: travelling looking for identity. International conference “Beyond nostalgia and canon? Architects travelling to Italy in the 20th century”. Bibliotheca Hertziana, Istituto Max-Planck per la Storia dell’Arte, Rome, Munich (в печати)
  45. I contemporanei di Giovannoni: I delegati stranieri al Convegno Internazionale degli Architetti a Roma, 1935, in: Atti del convegno «Gustavo Giovannoni e l’architetto integrale», Accademia Nazionale di San Luca, Roma (в печати)
  46. Splendor marmoris. I colori del marmo, tra Roma e l’Europa, da Paolo III a Napoleone III, a cura di Grégoire Extermann, Arianne Varela Braga. - Roma: De Luca editori d’arte, 2016, 497 pp. (рецензия) // Вопросы всеобщей истории архитектуры, 2017 (в печати)
  47. Costruttivismo sovietico: attualità degli studi di de Feo // Rassegna di architettura e urbanistica, n. 152, maggio-agosto 2017, pp. 29–36
Статьи в Большой российской энциклопедии:
  1. Глазго
  2. Голосов Илья
  3. Гольц Георгий
  4. Кур
  5. Креспи Д’Адда
  6. Либера Адальберто
  7. Линджери Пьетро
  8. Мафаи Марио
  9. Маццони Андело
  10. Микелуччи Джованни
  11. Милан
  12. Новеченто
  13. Пьячентини Марчелло
  14. Рационализм (архитектура)
  15. Рим (архитектура конца XVIII – XXI вв.)
  16. Росси Альдо
  17. Сант’Элия Антонио
  18. Терраньи Джузеппе
  19. Тоталитарное искусство (статья снята)
  20. Функционализм
  21. Футуризм (в изобразительном искусстве)