
Старший научный сотрудник Отдела современных проблем средоформирования и градорегулирования, кандидат искусствоведения.
Родилась в 1985 г. В 2007 г. окончила факультет истории и теории изобразительного искусства МГАХИ им. В.И. Сурикова. С 2007 по 2008 г. работала в отделе живописи первой половины ХХ века Государственной Третьяковской галереи.
В 2011 г. защитила кандидатскую диссертацию в отделе монументального искусства и художественных проблем архитектуры НИИ РАХ на тему «Реконструкция исторического центра Рима в 1920-1930-е годы и архитектура рационализма». В рамках работы над диссертацией получила две исследовательских стипендии Министерства иностранных дел Италии и стажировалась в Риме на кафедре архитектуры модернизма архитектурного факультета университета Сапиенца.
В 2007-2008 гг. работала в должности младшего научного сотрудника отдела живописи первой половины ХХ века Государственной Третьяковской галереи. С 2010 г. – научный сотрудник НИИТИАГ, с 2013 г. – старший научный сотрудник. Участвует в коллективных фундаментальных научных исследованиях Института.
В 2015 г. защитила диссертацию на кафедре истории архитектуры Римского университета Тор Вергата на тему «Архитектура, искусство, политика и экономика между Италией и Россией-СССР в 1910-1940-е годы».
С 2007 г. читает лекции по истории архитектуры и искусства ХХ века в вузах и специализированных институтах: МГАХИ им. В.И.Сурикова, МГУ, Институте «Стрелка», НИИ РАХ, Европейском институте дизайна (IED) в Риме и в Римском университете Тор Вергата.
С 2006 г. – автор «Большой российской энциклопедии», а также научных и популярных статей, переводов и интервью в российских и итальянских периодических изданиях.
В 2019 г. стала одним из кураторов выставки «Терраньи и Голосов: Новокомум в Комо - Клуб им. Зуева в Москве. Сходства и параллели в авангарде» в г. Комо (Италия) и в Москве.
Область научных интересов: история архитектуры и искусства ХХ века, модернизм, проблема интерпретации исторического наследия, искусство и архитектура при тоталитарных режимах.
Награды:
- Золотой знак ХХIV Международного фестиваля «Зодчество» за коллективную монографию «Массовое жилище как объект творчества. Роль социальной инженерии и художественных идей в проектировании жилой среды. Опыт ХХ и проблемы XXI века», 2016 г.
- Золотой знак ХХVI Международного фестиваля «Зодчество» за коллективную монографию «Советское градостроительство. 1917-1941», 2018 г.
Публикации
Иофан 130. Пути архитектуры 1920-1940-х годов. Тезисы международной научной конференции / Под ред. А.Г. Вяземцевой. – М.: Кучково поле, 2021. – 52 с.
130-летний юбилей Б.М. Иофана (1891–1976) дает новый повод для осмысления архитектурного наследия 1920–1940-х гг. в нашей стране и в мире.
Вяземцева А.Г. Искусство тоталитарной Италии. – М.: РИП-Холдинг, 2018. – 464 c.
Книга Анны Вяземцевой «Искусство тоталитарной Италии» посвящена сложному и многогранному феномену итальянского искусства межвоенных лет, развивавшемуся в период диктатуры фашизма.
Список трудов
Монографии, участие в колл. монографиях:
- Ломакина Мария Владимировна. Живопись, графика. – М., 2009 (Составитель каталога, совместно с Ермаковой Т.А.)
- Советское градостроительство. 1917-1941. Кн. 1 и 2 / Отв. ред. Ю.Л. Косенкова. – М.: Прогресс-Традиция, 2018 (Главы «Основные тенденции градостроительства стран Европы и Америки в 1920-1930-е годы», «Корпоративный город» в Италии: модель взаимодействия политики, экономики и градостроительства», «Архитектура и градостроительство СССР на страницах итальянской прессы, 1920-1930-е годы»)
- Искусство тоталитарной Италии. – М.: РИП-Холдинг, 2018
- Реконструкция триумфа (проект Триумфальной арки А. Либера, 1937) 2008. https://archi.ru/world/11424/rekonstrukciya-triumfa
- Футуризм, Рационализм, Новеченто. // Проблемы изучения искусства эпохи модернизма. - М., 2009 Включает перевод статьи-манифеста объединения итальянских архитекторов-рационалистов (1926)
- «Авилов М.», «Андреев Н.», «Богомазов А.», «Вольтер А.», «Дейкин Б.» // Академический каталог собрания Государственной Третьяковской галереи, том «Искусство первой половины ХХ века. А-И.»
- Павильон России на Экспо в Шанхае. Каким ему быть? // Проект Россия, №49, 2008 (совместно с Малининой Т.Г.)
- «На вершине мира» (к 100-летию футуризма»). https://archi.ru/world/14868/na-vershine-mira (2009)
- Magical Mystery Tour: прогулки по разуму (об оформлении выставки «Искусство, гений, безумие, выполненном архитекторами студии Милани, Сиена). https://archi.ru/world/16855/magical-mystery-tour-progulki-po-razumu (2009)
- Рим Первый – Рим Третий. Советская делегация на XIII Международном Конгрессе архитекторов, 1935. // Россия - Италия: этико-культурные ценности в истории. Ред. М.Г.Талалай. - М.: ИВИ РАН, 2011. С.163–179
- «Между прошлым и настоящим нет противоречия»: исторический контекст в архитектуре итальянского рационализма. // Academia. Архитектура и строительство. 2010, №4
- Городу и миру. О римском музейном строительстве. https://archi.ru/world/27831/gorodu-i-miru-o-rimskom-muzeinom-stroitelstve (2010)
- Рим. Апология исторического как свойство современности. Реконструкция итальянской столицы в первой трети ХХ века. // Искусствознание, 1–2/11. М., 2011. С. 284–320
- Перевод Витторио Греготти. Территория архитектуры. 2-я часть: Форма территории. // Проект International. 2011, n. 28. С. 201–219
- Перевод Манфредо Тафури. Проект и утопия. Архитектура и развитие капитализма. // Проект International. 2011, n. 29. С. 164–172
- Обретенный причал. Стефано Боери Аркитетти. Реконструкция комплекса Арсенала, Дом моря. Ла-Маддалена, Италия. // SPEECH, №7, 2011
- Чино Дзукки: сложность не в том, чтобы быть оригинальным, а в том, чтобы быть уместным. Интервью и перевод. // SPEECH, №9, 2012. С. 187–210
- Италия. Архитектура конца XVIII-XIX веков // Православная энциклопедия. Т. XXVIII, - М., 2012, pp. 218-222 (с Л. К. Масиелем Санчесом)
- Италия. Архитектура XX-XXI веков // Православная энциклопедия. Т. XXVIII, - М., 2012, pp. 222-225
- Рационализм и археология: археологические раскопки и новая архитектура в Риме в 1920 – 1930-е гг. // Классическая традиция в архитектуре и изобразительном искусстве Новейшего времени. - С-Пб., 2013
- Научный перевод статьи Ф.Патти “Борис Иофан в Риме: учеба, контакты, проекты и реализованные постройки 1914 — 1924” для каталога выставки Б.Иофана в Государственном научном музее архитектуры им. Щусева
- Марция Марандола: «Журналы требуют стерилизованный рассказ о проекте» (Интервью с итальянским архитектурным критиком Марцией Марандола о проблемах современной архитектурной критики). https://archi.ru/world/48657/marciya-marandola-zhurnaly-trebuyut-sterilizovannyi-rasskaz-o-proekte
- Il colore della Rivoluzione: cromatismo e avanguardie storiche nella Russia Sovietica, in: La conservazione delle policromie nell'architettura del XX secolo, ed. by Giacinta Jean, SUPSI-Nardini, Lausanne, 2013, pp. 85-95
- На пути к "освоению наследия": архитектура в итальянско-советских отношениях 1920-1930-х гг. // Актуальные проблемы теории и истории искусства - 2014: тезисы докладов 5-й международной конференции. - СПб., 2014. С. 242
- Что скрыто за фасадом? (О реставрации архитектурных памятников Рима в период правления Б.Муссолини). https://archi.ru/world/54960/chto-skryto-za-fasadom
- Итальянский павильон на Венецианской биеннале-2014. https://archi.ru/world/56028/privivka-sovremennosti
- Экспозиция “Monditalia” на Венецианской биеннале-2014. https://archi.ru/world/56436/krizis-i-bolshie-vozmozhnosti-ot-afrikanskikh-peskov-do-alpiiskikh-snegov
- Вводный доклад на круглом столе «Проблемы исторического описания основных событий мирового градостроительства 1920-1930-х годов» // НИИТИАГ РААСН, 21 апреля 2014
- Генеральный план Рима 1931 года как совокупность основных тенденций градостроительства межвоенного времени // Вопросы всеобщей истории архитектуры, НИИТИАГ РААСН, 29-30 мая 2014, Материалы конференции
- Il futuro incerto della Casa Melnikov. // Rassegna di architettura e urbanistica, a. XLIX, n. 145, gennaio aprile 2015, pp. 70-76
- Экспо, которой не было. Квартал Всемирной выставки ’42 в Риме. // Проект International, n. 39, 2015
- В Гонконге открылась ярмарка Арт Базель. // The Art News Paper Russia, 13 марта 2015. http://www.theartnewspaper.ru/posts/1407/
- «Нельзя делать карикатуры на прошлое». Интервью с архитектором Марио Ботта. http://archi.ru/world/65629/mario-botta-nelzya-delat-karikatury-na-proshloe
- «Найти себя в истории других»: о выставке шедевров из тунисского музея Бардо в Аквилее. http://archi.ru/world/66462/naiti-sebya-v-istorii-drugikh (2015)
- «Архитектор об архитектуре и о самом себе». Рецензия на переводы двух книг Альдо Росси: «Архитектура города» и «Научная автобиография», М.: Strelka Press, 2015. http://archi.ru/world/66900/arkhitektor-ob-arkhitekture-i-o-samom-sebe
- Élisabeth Essaïan, Le Prix de Rome. Le “Grand Tour” des architectes soviétiques sous Mussolini. // Roma moderna e contemporanea, 2014, n. 2, pp. 347-349 (pubblicazione maggio 2016)
- Ampliamento dell’Harvard Art Museums a Cambridge, USA / Harvard Art Museums Renovation and Expansion, Cambridge, USA, in: L’Industria delle costruzioni, n. 447, pp. 64-79 (на итал. и англ. яз.)
- Новый Рим в зеркале культуры итальянской столицы 1920-1930-х годов. // Современное западное искусство. 1930-е годы. - М.: ГИИ, 2016, с. 259-291
- Архитектура социальных инициатив на периферии Рима ХХ-XXI веков. // Современное массовое жилище как объект творчества архитекторов, художников, дизайнеров. - М., 2016, c. 343-352
- Массимилиано Фуксас: «Меня интересует индивид, его способностью меняться, развиваться и чувствовать». https://archi.ru/world/71962/massimiliano-fuksas-menya-interesuet-individ-ego-sposobnostyu-menyatsya-razvivatsya-i-chuvstvovat (2016)
- Круглый стол « Колебание исторической дистанции», с Н. Фроловой, А. Броновицкой, С. Куликовым (2016). https://archi.ru/world/71906/kolebanie-istoricheskoi-distancii
- Италия – на благо общества (репортаж о павильоне Италии на архитектурной Венецианской Биеннале – 2016). https://archi.ru/world/69531/italiya-na-blago-obschestva
- L’archiettura sovietica e gli architetti italiani: publicazioni, mostre, opinioni, in: Atti del convegno internazionale “Ilya Golosov/Giuseppe Terragni. Avanguardie Artistiche Mosca/Como”. Como, Ordine degli Architetti, Politecnico di Milano, Associazione MAARC, 29 ottobre 2016 (в печати)
- Nuovo Museo degli Innocenti, Firenze New Museo degli Innocenti, Florence, in: “Industria delle costruzioni”, n. 452, 2016, pp. 36–51
- Artisti e architetti russi a Roma nel primo Novecento: questioni di integrazione, in: “Becoming Roman: Artistic Immigration in the Urbe from the Sixteenth to the Twentieth Centuries” British School of Rome, 20 maggio 2016 (в печати)
- Le immagini dell'architettura per la Memoria delle due guerre in Russia-URSS: i signifcati culturali, le associazioni storiche e mitologiche. With. Dott. Tatjana Malinina, “Lest we forget: Cemeteries and Military Ossuaries of Twentieth-Century in Europe”, Accademia Nazionale di San Luca, Roma (в печати)
- Soviet architects in fascist Italy: travelling looking for identity. International conference “Beyond nostalgia and canon? Architects travelling to Italy in the 20th century”. Bibliotheca Hertziana, Istituto Max-Planck per la Storia dell’Arte, Rome, Munich (в печати)
- I contemporanei di Giovannoni: I delegati stranieri al Convegno Internazionale degli Architetti a Roma, 1935, in: Atti del convegno «Gustavo Giovannoni e l’architetto integrale», Accademia Nazionale di San Luca, Roma (в печати)
- Splendor marmoris. I colori del marmo, tra Roma e l’Europa, da Paolo III a Napoleone III, a cura di Grégoire Extermann, Arianne Varela Braga. - Roma: De Luca editori d’arte, 2016, 497 pp. (рецензия) // Вопросы всеобщей истории архитектуры, 2017 (в печати)
- Costruttivismo sovietico: attualità degli studi di de Feo // Rassegna di architettura e urbanistica, n. 152, maggio-agosto 2017, pp. 29–36
- Глазго
- Голосов Илья
- Гольц Георгий
- Кур
- Креспи Д’Адда
- Либера Адальберто
- Линджери Пьетро
- Мафаи Марио
- Маццони Андело
- Микелуччи Джованни
- Милан
- Новеченто
- Пьячентини Марчелло
- Рационализм (архитектура)
- Рим (архитектура конца XVIII – XXI вв.)
- Росси Альдо
- Сант’Элия Антонио
- Терраньи Джузеппе
- Тоталитарное искусство (статья снята)
- Функционализм
- Футуризм (в изобразительном искусстве)