23.01.2007

23 января 2007 года в РААСН состоялись очередные ежегодные Иконниковские научные чтения, проводимые отделом теории архитектуры НИИТАГ. Чтения приурочены ко дню рождения выдающегося исследователя архитектуры А.В. Иконникова (20 января) и являются данью памяти о нем.

На заседании было прочитано 17 докладов, группирующихся в большие тематические циклы: мастера авангарда, проблемы градостроительства и жилища, теоретические проблемы архитектуры и ее взаимодействия с культурой и наукой.

Первый тематический цикл открыл доклад И.А. Азизян «Теоретическое наследие В.В. Кандинского в третьем тысячелетии (к 140-летию со дня рождения)». В завершение доклада и в качестве крещенского подарка коллегам докладчик показала неизвестное ранее живописное произведение великого художника XX века – его «Импровизацию» 1919 года из частного собрания.

Доклад С.О. Хан-Магомедова был посвящен Г. Людвигу – одному из инициаторов основания Академии архитектуры и ее первому ученому секретарю. Г. Людвиг был не только архитектором, участвовавшим во всех конкурсах на проект Дворца Советов (все эскизы сохранились), но и весьма разносторонним ученым в области этнологии, акустики.

Третий доклад первого тематического цикла, прочитанный Е.Б. Овсянниковой, рассказывал о творчестве и парадоксальных жизненных коллизиях Н.А. Милютина.

Второй большой тематический цикл о проблемах градостроительства и жилища открыл доклад директора НИИТАГ И.А. Бондаренко на тему «Органическое градостроительство». И хотя доклад был посвящен современности, естественно, что он был проникнут гуманитарной проблематикой – города для человека и гражданского общества, а не для банков, казино или большой коммерции.

Интереснейший экскурс в историю жилища древнейшего периода совершил Г.В. Есаулов в своем докладе «Эволюция форм древнейшего периода на Северном Кавказе и в Причерноморье».

Доклад аспирантки НИИТАГ З.А. Камышановой «Новый город А. Сант-Элиа. Утопия или реальность?» перекидывал смысловой мостик между первым и вторым тематическими циклами, открывая неизвестное об известном итальянском архитекторе начала XX века и одновременно о функциональной и образной проблематике современного города в серии эскизов Сант-Элиа «Новый город» 1914 года. Изобразительный ряд доклада с неизвестными материалами А. Сант-Элиа из музея в Комо расширил представление профессиональной аудитории о единственном архитекторе, который примкнул к объединению итальянских футуристов, возглавляемых Маринетти, и которого современные итальянские исследователи предпочитают причислять к архитектурному экспрессионизму.

Интересным и своевременным представляется обращение Ю.П. Волчка в его докладе «Урбанисты и дезурбанисты: культурологический эксперимент» к знаменитому историческому спору 1920-х, затеянному ОСА.

Доклад А.С. Щенкова «О синхронности западноевропейского и отечественного подхода к градостроительной реконструкции во второй половине XX века» выявил парадоксальную профессиональную близость отечественных и западноевропейских архитекторов в сфере градостроительной реконструкции после второй мировой войны и вплоть до рубежа веков и тысячелетий.

Н.П. Крайняя в докладе «Средовые ресурсы градостроительных структур» заострила внимание на сохранении города и городской среды как живого организма гражданского общества за счет поддержания разнообразия реконструируемого и возводимого жилого фонда для разных групп населения в исторически сложившихся частях города. Современный культурный процесс направлен на индивидуализацию личного пространства человека и одновременно на создание среды бесконфликтного сосуществования различных социальных слоев общества. В качестве средства социально-пространственной гармонизации докладчику видится обращение к наиболее глубинным основам целостности разнообразного – исторически устойчивым имманентным структурам пространства города и его застройки.

Эта проблема была проиллюстрирована Т.А. Смолицкой на примере реновации района Доклендс в Лондоне, которая (реновация), помимо превращения заброшенных доков в оживленный деловой и жилой район, продолжила заложенную современными английскими архитекторами традицию создания прибрежных панорам по Темзе и придания им роли композиционного стержня культурного ландшафта столицы Британии. Опыт английских архитекторов по реновации ландшафта Темзы может быть востребован московскими коллегами в восстановлении и культурной трансформации московских прибрежных территорий, в придании им нового качества для жителей и гостей российской столицы.

Теоретические проблемы функции архитектуры были рассмотрены в двух докладах: М.Р. Савченко «Проблемы исследования архитектурной функции» и Г.С. Лебедевой «Функция в контексте теории архитектуры. Уроки А.В.Иконникова». Взамен узко понятой утилитарности М. Савченко трактует функцию как отношение связи архитектуры со всем внеархитектурным миром, а также возможность собственными архитектурными средствами обеспечивать и поддерживать эту связь. Культурная обусловленность архитектуры и ее креативный потенциал в развитии, поддержании и трансляции культурных смыслов стали предметом доклада Н.А. Коноваловой «Целостность японской культуры и ее воплощение в архитектуре ЭКСПО-2000 и ЭКСПО-2005». Тема культурной экспансии архитектурной профессии и ее участия в трансформации одной из важнейших составляющих культуры – образа жизни – была рассмотрена в докладе аспиранта Н.Ю. Васильева «Архитекторы в дизайне 1960-1990-х».

Последний тематический блок, посвященный взаимодействию новейшей архитектуры и современной науки, получил раскрытие в докладах И.А. Добрицыной «Поэтика вычислений в современной архитектуре» и аспиранта А.А. Айрапетова «Роль математики в архитектуре рубежа веков». И.А. Добрицына обозначила наиболее вероятные тенденции необходимого на данном этапе проектных исследований сближения архитектурного и инженерного подхода в художественном освоении нового вычислительного метода. В докладе А.А. Айрапетова заострено внимание на связи современных авангардных архитектурных экспериментов с «неклассическими» разделами математики. Отмечено, что утверждаются два ярких экспериментальных направления, ориентированных на математические методы и поддержанных компьютером: топологическая архитектура (или архитектура «деформации») и фрактальная архитектура; также усиливается интерес архитекторов к математической теории групп.

В целом научные чтения показали разнообразие и глубину научной проблематики, связь теории с историей и активное участие молодых научных кадров в разработке актуальных теоретических проблем архитектуры.

д. иск. И.А. Азизян