Гл. ред., сост. И.А. Бондаренко. – СПб.: Коло, 2019. – 288 с.

ТИТУЛ И СОДЕРЖАНИЕ (pdf)

В очередном выпуске представлены материалы новейших исследований по архитектуре и градостроительству России. Рассматривается история создания малоизвестных памятников, развитие региональных архитектурных традиций. Обоснованы новые атрибуции, подтвержденные археологическими исследованиями и ранее неизвестными архивными источниками. Ряд статей посвящен церковному зодчеству: символике, архитектуре и интерьерам.

И. А. Бондаренко
Русский церковный шатер как символ неба

Разбирается вопрос о воплощении в архитектуре русских шатровых храмов христианских и дохристианских представлений о небе. Для этого к анализу привлечены канонические и апокрифические средневековые источники космологического содержания. Выявлены общие черты христианского храмостроения и отличительные особенности древнерусского шатрового зодчества, с особой яркостью запечатлевшего стремление человека подняться мысленным взором в небесные выси. Отмечая некоторое сходство русских шатров с европейскими и азиатскими, автор обращает внимание на их самобытность, объясняемую тем, что они создавались не столько по иноземным образцам, сколько на основании творческой интерпретации местными мастерами известных умозрительных представлений о строении мира, отразившихся в авторитетных текстах и преданиях, получивших в московское время особое эсхатологическое звучание.

Ключевые слова: архитектура, свод, купол, шатер, костер, гора, небо, твердь, ось мира, геоцентрическая вселенная, образ, архетип, символ.

Д. Е. Яковлев
Владычные сени в структуре новгородского Владычного двора в XIV–XVII вв. Проблемы атрибуции и топографии

Цель статьи — начать рассмотрение проблем реконструкции первоначального устройства, планировки и архитектуры и их последующих изменений архиепископского Владычного двора в Великом Новгороде в XV–XVII вв. Рассмотрена проблема так называемых Владычных сеней, известных по ключевым летописям и другим историческим документам. Опираясь как на данные письменных источников, так и на результаты натурных исследований здания Владычной палаты и материалы археологических раскопок окружающей ее территории Владычного двора в новгородском кремле, мы определили общее функциональное назначение Владычных сеней, уточнили их историю и место в иерархии помещений новгородского Владычного двора, предложили решения проблем исторической топографии Двора, связанных с сенями, и проч. Также предложен вариант атрибуции некоторых сохранившихся и утраченных помещений Владычной палаты в качестве летописных «сеней».

Ключевые слова: Владычные сени, Владычный двор, Владычная палата, сени, возведение на сени, всход на сени, сенные церкви.

К. С. Носов
Московский Кремль и Кастелло Сфорцеско: опыт архитектурно-планировочного сравнения военной архитектуры

Проведен сравнительный анализ планировки и архитектурных форм двух памятников военного зодчества, строившихся почти одновременно. В результате проведенного исследования подвергнут сомнению широко утвердившийся в литературе тезис, что Кастелло Сфорцеско послужил образцом для возведения стен Московского Кремля. Признавая итальянское влияние на укрепления Московского Кремля в целом, автор доказывает, что отличий в военной архитектуре этих двух памятников больше, чем сходства.

Ключевые слова: Московский Кремль, Кастелло Сфорцеско, крепости, замки, фортификация, военное зодчество, итальянские мастера.

Ю. Н. Кишик
К проблеме исследования ранних белорусских городов

Подчеркнуты актуальность, но недостаточная изученность своеобразия планировочной структуры раннесредневековых белорусских городов Гродно, Витебска и Могилева. Разъяснены основные положения ретрогрессивного метода ее воссоздания и даны ответы на критические замечания о предложенном варианте реконструкции плана раннего Гродно. Выполнено сравнение до- и послелокационной структуры Могилева.

Ключевые слова: природный ландшафт, дорога, град, поселение, торг, планировочная структура, воссоздание, своеобразие.

А. Б. Бодэ, О. А. Зинина
Часовня Спаса Нерукотворного образа бывшего Троицкого Муезерского монастыря

В составе построек Троицкого Муезерского монастыря в северной Карелии сохранилась деревянная часовня Спаса Нерукотворного образа конца XVII в. В статье представлены результаты натурного обследования памятника и историко-архивных изысканий. Раскрыта строительная история часовни, выявлены этапы и изменения, которые происходили со временем, приведены аналоги. Отмечены уникальные черты, свойственные именно этому памятнику. Представлены рассуждения о методических подходах выработки оптимального проектного реставрационного решения для памятника, имеющего сложную строительную историю. Варианты проекта реставрации оцениваются с позиций максимального сохранения подлинных частей и деталей, минимизации удалений позднейших наслоений, и вместе с тем учитывается важность раскрытия эстетики традиционной деревянной постройки.

Ключевые слова: русское деревянное зодчество, деревянная часовня, Муезерский монастырь, резное распятие, методика реставрации, часовня Спаса Нерукотворного образа

Е. В. Ходаковский, А. А. Ермакова, Е. В. Фролова
Никольская церковь в Ловзанге — памятник деревянного зодчества Каргополья
XIX века

Статья посвящена церкви Св. Николая Ловзангского погоста (дер. Жуковская), построенной в 1881–1883 гг. и освященной в 1890 г. На основании письменных источников воссоздана  история Ловзангского погоста в XVII–XIX в., раскрываются обстоятельства возведения Никольской церкви, установлен автор проекта (О. А. Клаузен) и подрядчик-исполнитель работ (Стефан Иванов Захарьин). Церковь Св. Николая рассмотрена в широком контексте каргопольской деревянной архитектуры, а также в связи с общими тенденциями эпохи эклектики в истории русского зодчества второй половины XIX в. Статья снабжена подробными обмерами, выполненными в 2018 г. в ходе экспедиции в Каргопольский район Архангельской области в рамках проекта Российского фонда фундаментальных исследований.

Ключевые слова: деревянная архитектура, история русской архитектуры, Русский Север, XIX век, Архангельская область, Олонецкая губерния, Каргополье, архитектурные обмеры, эклектика, Оскар Клаузен.

Н. А. Мерзлютина
К вопросу о происхождении композиции «иже под колоколы» в вотчинных храмах конца XVII века

В вотчинных храмах конца XVII в. широкое распространение получила композиция «иже под колоколы». К этому времени русская церковная архитектура прошла долгий путь создания образа церкви «под звоном», но памятники нарышкинского стиля, имеющие подобную композицию, всё же отличаются от русских храмов «иже под колоколы» всего предшествующего периода. Их появление и широкое распространение связано, по нашему мнению, с влиянием образов голландских крещатых церквей с башенкой в средокрестии.

Ключевые слова: церковная архитектура, вотчинные храмы «иже под колоколы», нарышкинский стиль, XVII в.

А. И. Савенкова
Каменные храмы типа «восьмерик на четверике» конца XVII — первой трети XVIII века в Астрахани и Нижнем Поволжье

Проведен анализ архитектуры трех разновременных памятников, сгруппированных по типу объемно-пространственной композиции: собора Иоанна Предтечи (1688/9–1697), Входоиерусалимской (1700–1703) и Крестовоздвиженской (1734) церквей. На основе неопубликованных ранее чертежей и сохранившихся фотографий можно проследить, как изменилась архитектура астраханских храмов рассматриваемого типа, выявить их характерные особенности и отличительные черты. Астраханские храмы рассмотрены в контексте аналогичных памятников Нижнего Поволжья.

Ключевые слова: Астрахань, Нижнее Поволжье, восьмерик на четверике, нарышкинский стиль, архитектура конца XVII — первой трети XVIII в., собор Иоанна Предтечи, Иоанно-Предтеченский монастырь, Входоиерусалимская церковь, Крестовоздвиженская церковь.

А. Е. Ухналёв
Невская акватория в пространстве Санкт-Петербурга петровского времени

На основе анализа панорам Петербурга начала XVIII в. дана характеристика центрального городского пространства — акватории Невы у Петропавловской крепости. Пространственность петровского Петербурга дает основания для оценки города как произведения градостроительного искусства барокко. Однако центром схождения силовых линий композиции города становится не дворец монарха, как это характерно для барокко, а центральное городское пространство, к которому обращены все олицетворяющие монаршее присутствие объекты.

Ключевые слова: акватория, барокко, застройка, ландшафт, панорама, пространство, Санкт-Петербург, XVIII в.

Н. В. Новосёлов
Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге: строительная техника и перепланировки в первые годы существования здания (по материалам архитектурно-археологических исследований 2010–2015 гг.)

Изложены основные результаты архитектурно-археологических исследований Летнего дворца Петра I в Санкт-Петербурге, выполненных в ходе проектных и реставрационных работ в 2010–2015 гг. Проведенные исследования позволили выявить строительно-технические и конструктивные особенности сооружения и ответить на многие вопросы, связанные с его строительной историей и до недавнего времени спорные.

Ключевые слова: Летний дворец Петра I, строительная техника, фундамент, кирпичная кладка, перепланировки.

М. В. Николаева
Каменное храмовое строительство в дворянских сельских усадьбах Московского уезда в послепетровское и аннинское время: новые архивные источники

Архитектурно-строительная история дворянских сельских усадеб, в частности церковное строительство, второй половины 1720-х — 1730-х гг. является одним из значимых направлений в исследовании строительного процесса России раннего Нового времени. Главным препятствием в дальнейшей разработке этой проблемы — дефицит источниковой базы, которую в определенной степени восполняют публикуемые строительные подрядные, посвященные 12 храмам Московского и соседних с ним уездов.

Ключевые слова: дворянская сельская усадьба, церковь, 1720—1730-е гг., подрядные.

Л. К. Масиель Санчес
Архитектура вологодских земель в 1730–1770-е годы

Предлагаемое исследование — первое, анализирующее обширное наследие (более каменных 70 храмов) архитектуры Вологды и окрестных сёл. Господствующим стилем здесь в 1730-е — 1760-е гг. был нарышкинский, в 1770-е гг. барокко. В Вологде иногда работали мастера из Каргополя, Устюга, Москвы и Украины, но, в отличие от предшествующего периода, здесь все же сложилась архитектурная традиция. Для нее характерно сочетание черт консервативных (одноэтажные пятиглавые храмы, встречается двустолпие и допетровский декор) и новаторских (малый восьмерик и полуглавия). Отличительными формами являются окна на четверике в две оси и нарышкинские наличники с многолопастными очельями.

Ключевые слова: региональный, Вологда, барокко, нарышкинский стиль, русская архитектура, церковь, традиционализм

М. Н. Микишатьев
Спасо-Преображенский собор в Петербурге. К 250-летию со дня рождения Василия Петровича Стасова. Часть вторая

Вторая часть очерка, посвященного истории создания и особенностям архитектуры собора Преображения Господня в Санкт-Петербурге. Построенный в середине XVIII в. по проекту архитекторов М. Г. Земцова, П. А. Трезини и Ф. Б. Растрелли, собор сгорел в 1825 г. и был восстановлен В. П. Стасовым. Вкратце говорится об истории реконструкции собора в 1827–1829 гг. Главным образом работа посвящена анализу архитектуры собора и его художественного убранства. В центре внимания композиционные особенности архитектуры собора и ее историческое место в развитии культового зодчества первой половины XIX в.

Ключевые слова: В. П. Стасов, Спасо-Преображенский собор, Петербург, провинция, барокко, ампир.

А. А. Ефимов
Проект возведения резиденций для сыновей Александра II как поворотный момент в подходе к дворцовому строительству в Санкт-Петербурге

Статья посвящена одному эпизоду строительной деятельности Министерства императорского двора, связанному с подготовкой к возведению дворцов детям Александра II. Изучены процедура выбора места для резиденций, подготовка и проведение архитектурного конкурса с рассмотрением всех проектов. В заключение представлены особые мнения двух членов конкурсной комиссии, повлиявшие, как полагает автор, на решение Александра II по введению норматива финансирования строительства великокняжеских дворцов.

Ключевые слова: Александр II, Министерство императорского двора, Санкт-Петербург, великокняжеская резиденция, строительство.

Л. И. Иванова-Веэн
Архитектурное отделение Училища живописи, ваяния и зодчества и его выпускные проекты на серебряные медали, 1866–1908 годы

Статья посвящена архитектурному отделению УЖВЗ на стадии выполнения учебных проектов. Рассмотрен период с 1866 по 1908 г., когда за выпускной проект ученики получали малые и большие серебряные медали. Проанализированы программы, составленные педагогами, на выполнение проектов с младшего (3-й класс) до выпускного класса. Приведены проекты, сохранившиеся в ГНИМА, МИМ, музее МАРХИ, РГАЛИ. Большая часть представленных проектов публикуется впервые.

Ключевые слова: МХО, УЖВЗ, история архитектурного образования, учебные проекты, программы, МАРХИ.

Б. М. Кириков
Ретроспективный вариант неоклассики в строительстве жилых домов Петербурга 1907–1909 годов

В конце 1900-х гг. ретроспективный вариант неоклассики получил последовательное воплощение при строительстве немногочисленных петербургских особняков (архитекторы Е. С. Воротилов, М. С. Лялевич). В доходных домах классицистические формы неизбежно соединялись с новыми структурными схемами. Характерной особенностью стало сочетание ордерных элементов с эркерами. Вместе с тем влияние модерна в рассматриваемой группе доходных домов 1907–1909 гг. было в основном преодолено. Композиционно-стилевые приемы, выработанные на этой стадии, в постройках Л. Л. Шретера, С. Г. Гингера, М. М. Перетятковича и других архитекторов, заложили базу для дальнейшего развития петербургского неоклассицизма 1910-х гг.

Ключевые слова: петербургский ретроспективизм, неоклассицизм, особняки, доходные дома, Е. С. Воротилов, Л. Л. Шретер, С. Г. Гингер, М. С. Лялевич, М. М. Перетяткович.

И. Е. Печёнкин, О. С. Шурыгина
Выставочные павильоны И. В. Жолтовского. К творческой биографии зодчего

Статья посвящена малоисследованным эпизодам творческой биографии И. В. Жолтовского. На основе архивных материалов предпринята попытка реконструкции истории создания Русского павильона на Всемирной выставке в Риме 1911 г., а также впервые описаны обстоятельства появления проекта павильона СССР на Миланской ярмарке 1926 г. Кроме того, авторами статьи предложена переатрибуция некоторых листов проектной графики, хранящихся в ГНИМА им. А. В. Щусева и НИМ РАХ, в том числе приписываемых до сей поры другим мастерам.

Ключевые слова: советская архитектура, выставочная архитектура, XX век, И. В. Жолтовский, неоклассицизм, неоренессанс, палладианство, Академия художеств, всемирные выставки, Миланская ярмарка, архивные исследования.

С. Б. Ткаченко
Неосуществленное кольцо «А» — Бульварное кольцо Москвы

Статья посвящена истории принятия управленческих и проектных решений о пробивке в Замоскворечье транспортного кольца «А» — Бульварного кольца Москвы, и влиянию этого вол-нового процесса на эволюцию центральной части столицы. Фоку-сом внимания исследования стали неосуществленные этапы трансформации исторического ядра Москвы — от возникновения концепции четырех транспортных и рекреационных озелененных колец в 1918 г. до отказа от пробивки кольца «А» после организации заповедных зон, подтвержденного последовавшими за этим решением проектами планировки. Проблемное поле исследования — социальные и экономические противоречия, связанные с фазой развития столицы и советского общества, указавшие на несоответствие предлагавшихся градостроительных идей принимаемым концепциям территориального развития города. Работа основана на публикациях в профессиональных изданиях, изучении проектных графических материалов и письменных источников, хранящихся в государственных и частных архивах и коллекциях.

Ключевые слова: Бульварное кольцо, кольцо «А», реконструкция Москвы, советское градостроительство, проект планировки центра Москвы.

А. Г. Вяземцева
Итальянские инженеры в СССР в эпоху первых Пятилеток: Первый государственный подшипниковый завод им. Кагановича в Москве (1929–1935)

Статья посвящена строительству одного из первых заводов, возведенных по программе индустриализации первого пятилетнего плана, — Первому ГПЗ (1929–1935). Спецификой было участие иностранного предприятия — итальянской фабрики «ФИАТ». Изучение роли «ФИАТ» в реализации проекта ГПЗ-1 и личного опыта участников строительства поможет открыть новые перспективы в понимании истории архитектуры того периода в Италии и СССР, а также должно привлечь внимание к ГПЗ-1 как к памятнику промышленной архитектуры.

Ключевые слова: промышленная архитектура, советская архитектура, Италия, СССР, международные отношения, 1920–1930-е гг., ГПЗ-1.