Гл. ред., сост. И. А. Бондаренко. — СПб.: Коло, 2020. — 292 с.

ТИТУЛ И СОДЕРЖАНИЕ (pdf)

В очередном выпуске представлены материалы новейших исследований по архитектуре и градостроительству России. Рассматривается история создания малоизвестных памятников, развитие региональных архитектурных традиций. Обоснованы новые атрибуции, подтвержденные археологическими исследованиями и ранее неизвестными архивными источниками. Ряд статей посвящен церковному зодчеству: символике, архитектуре и интерьерам. Значительное внимание уделено архитектуре конца XIX — первой половины XX в.

Ключевые слова: история архитектуры, история градостроительства, архивные материалы, региональные архитектурные решения.

Бондаренко И. А.
Вновь об истоках традиции диагонального построения плана русской избы

Статья нацелена на раскрытие причин появления устойчивой традиции выделения и ранжирования в интерьере русской избы четырех углов. Первостепенное внимание уделяется главному — красному углу, располагающемуся всегда по диагонали от печного. Обосновывается мысль о том, что диагонали однокамерного жилища обозначали основные пространственные оси, по концам которых — в углах — находились швы, скрепляющие четыре стены, соотносимые в свою очередь со сторонами света. План избы, тем самым, оказывается сходен с квадратной индийской мандалой, в ортогональную структуру которой вписан сидящий и простертый из угла в угол первочеловек Пуруша. Автор отмечает космологическую значимость и универсальность традиции заключения в контуры здания антропоморфной фигуры, показывая при этом, что в европейской архитектуре оси и диагонали получили иную трактовку, нежели в «пуруша-мандале». Отсюда следует объяснение необычности пространственной организации русской избы, которая осталась в малой степени затронутой византийским и западноевропейским влиянием, несмотря на приобщение Древней Руси к христианскому миру. Утверждение новой веры заставило лишь поменять местами расположение входа, печи и красного угла.

Ключевые слова: изба, сруб, углы, очаг, вход, мандала, диагонали, оси, стороны света, созвездия, модель мира.

Носов К. С.
Башенные бойницы русских кремлей «в итальянском стиле» конца XV — первой трети XVI века: классификация и сравнение с бойницами в итальянском оборонительном зодчестве

В работе исследуются бойницы в башнях шести памятников русского военного зодчества конца XV — первой трети XVI в.: Новгородского, Московского, Нижегородского, Тульского, Коломенского и Зарайского кремлей. Автор предлагает собственную классификацию огневых позиций и сравнивает бойницы русских кремлей с бойницами итальянских крепостей. Отмечается факт редкого применения в России итальянских типов огневых позиций и форм бойниц, показаны отличительные черты устройства русских бойниц.

Ключевые слова: бойница, кремли, крепости, замки, фортификация, военное зодчество, итальянские мастера.

Кишик Ю. Н.
Белорусский Могилев: структурирующие системы города в XVI–XVIII веках

В статье выясняются средства достижения единства и своеобразия структуры Могилева в XVI–XVIII вв. В этом аспекте рассмотрена роль трех структурирующих систем города — планировки, высотных доминант и оборонительных сооружений. В XVI в. Могилев был частично перепланирован с использованием новых ренессансных подходов. Система высотных доминант сложилась на основе нескольких эффективных принципов и достигла высокой степени художественного совершенства. Система оборонительных сооружений дополнительно структурировала городскую территорию тремя концентрическими линиями. Системы действовали независимо, но синхронно.

Ключевые слова: Могилев, природный ландшафт, планировочная структура, высотные доминанты, оборонительные сооружения, целостность, своеобразие, XVI–XVIII века.

Мерзлютина Н. А.
Никольская церковь в селе Желчино (Жолчино): к вопросу о датировке утраченного вотчинного храма «иже под колоколы»

Церковь Свт. Николая Чудотворца в селе Жолчино Рыбновского района Рязанской области разрушена в советское время. Особенности архитектуры этого нарышкинского вотчинного храма «под звоном» вызывали интерес у многих исследователей. Собранные в статье материалы (чертежи, описания, опубликованные документы) позволяют подробно проанализировать архитектурные особенности утраченного памятника и приводят к выводам, что храм построен в вотчине стольника Ивана Ивановича Нарышкина в середине 1710-х гг.

Ключевые слова: церковная архитектура, вотчинные храмы «иже под колоколы», нарышкинский стиль.

Бодэ А. Б., Воеводин И. В.
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Сушково — уникальный памятник деревянного зодчества Подмосковья

На материалах исторических источников и натурного обследования рассматривается строительная история Казанской церкви в Сушково. Выявляется необычная для деревянного зодчества художественная обработка фасадов, относящаяся к XVIII в. Раскрывается первоначальный архитектурный облик и устанавливается его связь с архитектурой барокко конца XVII в. Таким образом, в развитии каменной и деревянной архитектуры средней России видятся единые стилистические тенденции.

Ключевые слова: деревянное зодчество, Сушково, методика реставрации.

Масиель Санчес Л. К.
Традиционные столпные храмы в эпоху барокко и классицизма

В XVI–XVII вв. столпный храм был главным архитектурным типом. Исследование, впервые обобщившее сведения о всех храмах этого типа (более 40), построенных после 1730 г., показало, что они теперь обычно копировали региональный образец и строились преимущественно в селах. Сам тип стал более разнообразным за счет новых вариаций с одним и восьмью столбами, а также гибридов с восьмериковыми и многолепестковыми храмами.

Ключевые слова: русская архитектура, Русская православная церковь, традиционализм, узорочье, нарышкинский стиль, барокко.

Яковлев А. Н.
Антикизирующие церкви-ротонды в России эпохи классицизма. Часть первая

Иконография храмов-ротонд эпохи классицизма в России была связана с идеей подражания античности. Ярким воплощением этой тенденции стали ротонды с колоннадой типа толоса, или ротонды наподобие Пантеона. Образ колонной ротонды был наполнен богатыми библейскими и масонскими ассоциациями с храмами Соломона и Премудрости. Образ Пантеона трактовался весьма разнообразно. Иногда два типа переплетались. Популярность ротонд в России эпохи Екатерины Великой была связана с культом прославления императрицы.

Ключевые слова: ротонда, классицизм, античность, Просвещение, Премудрость Божия, церковная архитектура, Н. А. Львов, Дж. Кваренги, М. Ф. Казаков, В. П. Стасов, О. Бове, христианство, масонство, книги, гравюры, образцовые проекты, прототип, повторение, аналог, иконографический образец.

Кириков Б. М.
Влияние творчества М. А. Макарова на архитектуру Петербурга 1870–1880-х годов

Итоги творческой деятельности М. А. Макарова показывают его ведущую роль в формировании зрелой эклектики. Произведения этого зодчего оказали заметное влияние на работы А. В. Иванова, Н. Ф. Беккера, В. М. Некоры и других архитекторов Петербурга и Москвы 1870–1880-х гг. Наиболее отчетливо это воздействие проявилось в строительстве доходных домов и в использовании неороманских форм фасадов.

Ключевые слова: М. А. Макаров, зрелая эклектика, неороманские мотивы, доходные дома.

Баева О. В.
К творческой биографии архитектора Т. С. Хилинского: новые материалы

Т. С. Хилинский проработал в Самарской губернии с 1883 по 1905 г., но перед этим сразу после окончания Института гражданских инженеров он был направлен на должность городского архитектора Нахичевани-на-Дону. Этому начальному периоду его творческой биографии, до настоящего момента остававшемуся неизученным, и посвящена статья. Анализ нахичеванских работ архитектора свидетельствует о том, что уже на раннем этапе творчества сложились узнаваемые черты авторского почерка, который просматривается в его работах, к каким бы стилистическим приемам не обращался архитектор.

Ключевые слова: Т. С. Хилинский, архитектура Нахичевани-на-Дону, архитектура Самарской губернии, городской архитектор Нахичевани-на-Дону, архитектура Коммерческого клуба в Нахичевани-на-Дону.

Орельская О. В.
Знаковые произведения архитектора А. А. Яковлева (старшего) в первой половине XX века в Нижнем Новгороде

Статья посвящена анализу ряда произведений в Нижнем Новгороде известного архитектора А. А. Яковлева (ст.) на разных этапах развития советской архитектуры. Многие его произведения являются знаковыми вехами для истории нижегородской архитектуры и для сегодняшнего облика города. А. А. Яковлев являлся признанным лидером нижегородских (горьковских) архитекторов рассматриваемого периода. На примере его творчества можно наблюдать изменения, происходившие в российской и советской архитектуре в первой половине XX в.

Ключевые слова: нижегородская архитектура, конструктивизм, постконструктивизм, освоение классического наследия, новые типы зданий и сооружений, творчество зодчего.

Слёзкин А. В.
Собор Воронцовского монастыря — малоизвестный памятник неорусского стиля

Статья посвящена малоизвестной работе петербургского архитектора первой половины XX в. Александра Игнатьевича Владовского — собору Воронцовского монастыря в нынешней Тверской области. На основе сопоставления неатрибутированного чертежа А. И. Владовского устанавливается твердая атрибуция храма, опровергается атрибуция Н. Н. Никонова, проясняются хронология строительства и исторический контекст.

Ключевые слова: Воронцовский монастырь, неорусский стиль, атрибуция, стилизация, церковная архитектура, модерн, А. И. Владовский.

Аксененко М. Б.
Еще раз об истории проектирования здания Музея изящных искусств в Москве. Факты и версии

Статья посвящена двум важным эпизодам из истории проектирования и строительства Р. И. Клейном здания Музея изящных искусств при Московском университете и состоит из двух частей. В первой части выясняются обстоятельства проведения архитектурного конкурса на здание Музея изящных искусств в Москве, выбора окончательного проекта и кандидатуры архитектора-строителя. Подробно рассмотрены этапы выработки проекта фасадов здания. Попутно проанализирована библиография по этому вопросу. Вторая часть посвящена обстоятельствам проектирования центральной лестницы музея и вопросу о возможности участия в этом И. В. Жолтовского. Предлагаемое исследование основано на документальных источниках и проектных материалах, часть из которых привлекается впервые. Уточнены датировки и авторство некоторых из них.

Ключевые слова: Р. И. Клейн, П. С. Бойцов, И. В. Жолтовский, И. В. Цветаев, Музей изящных искусств в Москве, проект фасада Музея изящных искусств, парадная лестница Музея изящных искусств, архитектурный конкурс на здание Музея изящных искусств.

Долгова А. И.
Участие В. П. Апышкова в проектировании и строительстве мостов. Часть 1. Неосуществленные проекты

Статья посвящена сотрудничеству архитектора В. П. Апышкова с инженерами Г. Г. Кривошеиным и С. Н. Чаевым в работе над проектами мостов — перестройкой существующих и строительством новых (в первую очередь в Петербурге). Рассмотрена история планировавшихся в начале XX в. реконструкций Чернышева и Пантелеймоновского мостов, проектирования Сампсониевского моста, участие соавторов в конкурсах на возведение Дворцового моста в столице и Перолльского моста в Швейцарии, а также ряд других проектов.

Ключевые слова: В. П. Апышков, Г. Г. Кривошеин, С. Н. Чаев, мосты Петербурга, мостостроение, Чернышев мост, мост Ломоносова, Пантелеймоновский мост, Сампсониевский мост, Дворцовый мост, Перолльский мост.

Печёнкин И. Е., Шурыгина О. С.
Проектирование и строительство здания Московского почтамта (1910–1912) в свете архивных источников

Статья посвящена истории проектирования и строительства одного из важнейших памятников московской архитектуры начала XX в. Несмотря на большую известность здания, в имеющейся литературе и официальных документах присутствует разноречивая и недостоверная информация о нем. В результате архивных изысканий авторам удалось реконструировать процесс выработки осуществленного проекта Московского почтамта, уточнить даты его строительства, прояснить вопрос об участии в его проектировании различных архитекторов, выявить круг подрядчиков и поставщиков, опровергнув, между прочим, устойчивое мнение о причастности к постройке фирмы А. В. Бари и лично инженера В. Г. Шухова.

Ключевые слова: Москва, XX век, почтамт, О. Р. Мунц, Веснины, неоклассицизм, неовизантийский стиль, световые перекрытия, металлические конструкции, Санкт-Петербургский металлический завод, архивные исследования.

Иванова-Веэн Л. И.
Учебные проекты и программы архитектурного отделения УЖВЗ, 1909–1918 годы

Рассматриваются программы-задания, составленные педагогами с III по VI (выпускной) классы архитектурного отделения УЖВЗ. Приводятся проекты учащихся 1909–1918 гг. (из собраний ГНИМА и музея МАРХИ), большая часть которых публикуется впервые.

Ключевые слова: МХО, УЖВЗ, архитектурное отделение, программы, учебные проекты, ВХУ ИАХ.

Штиглиц М. С.
Главная подстанция Волховской ГЭС — пример неоромантизма в промышленной архитектуре 1920-х годов

Неоромантическое направление, зародившееся в промышленной архитектуре предреволюционного периода, воплотилось в сооружениях первенца советской энергетики — Волховской ГЭС. Ярким примером этого направления служит Главная понижающая подстанция на Полюстровском проспекте. В этом здании, также как и в решении самой гидроэлектростанции, О. Р. Мунц — известный практик и теоретик, принадлежавший к старшему поколению советских зодчих, совместил рациональность с романтической трактовкой образа, напоминающего архитектуру северной Италии. Расположение комплекса в несформированной городской среде обусловило недостаточную известность этого выдающегося памятника.

Ключевые слова: неоромантизм, кирпичный стиль, рационализм, Волховская ГЭС, подстанции, О. Р. Мунц, промышленная архитектура, 1920-е годы.

Старостенко Ю. Д.
Новые материалы к истории становления советского градостроительства. Часть первая. Забытый съезд Всероссийского союза городов, 1916–1917 годы

Статья посвящена восстановлению истории Съезда по оздоровлению городов, подготовкой которого в 1916–1917 гг. занимался Всероссийский союз городов. На основе широкого круга публикаций, подготовленных союзом, и архивных материалов (РГВИА) рассматривается деятельность Союза городов, связанная с проблемами городского благоустройства, реконструируется процесс подготовки Съезда по оздоровлению городов, анализируются сохранившиеся материалы съезда и причины, по которым он так и не состоялся.

Ключевые слова: Съезд по оздоровлению городов, Всероссийский союз городов, благоустройство городов, оздоровление городов, Первая мировая война, советское градостроительство.

Конышева Е. В.
Деятельность проектного института «Стандартгорпроект / Горстройпроект» в 1930-е годы

В статье рассматривается деятельность проектного института «Стандартгорпроект / Горстройпроект» с момента его образования и на протяжении 1930-х гг. Анализируются структура треста, поставленные перед ним задачи, специфика кадровой политики и кадрового состава, вычленяются этапы развития. Основное внимание уделяется сложению методологии проектных работ и градостроительной методологии и их эволюции в течение 1930-х гг., как и работе по стандартизации, типизации и индустриализации этого строительства. Также рассматриваются роль иностранных специалистов в деятельности треста и примеры интерпретации иностранного опыта.

Ключевые слова: советское градостроительство, 1930-е гг., Горстройпроект.

Ванин А. А.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» и его влияние на архитектурную практику Саратова середины 1950-х годов

В статье рассматривается процесс реализации постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» в крупном провинциальном городе, анализируются восприятие этого постановления архитектурной общественностью города и его влияние на формирование городской среды Саратова. «Борьба с излишествами» не позволила реализовать в городе ряд архитектурных проектов 1950-х гг., однако советский неоклассицизм и принципы периметральной застройки доминировали в нем до начала 1960-х гг.

Ключевые слова: советская архитектура 1950-х гг., «борьба с излишествами», городское пространство, Саратов.

Гинзбург А. В., Николаева Е. И., Боровикова Е. А., Старостина А. С.
Как построен дом Наркомфина: мифы и практика реставрации. Строительные технологии архитектуры советского авангарда 1920-х годов

В 2020 г. завершилась первая научная реставрация дома Наркомфина. Статья суммирует предшествующие реставрационным работам исследования, позволившие архитекторам и инженерам глубоко проникнуть в строительные технологии архитекторов авангарда. Полученные данные развеивают широко распространенный миф о некачественных материалах и технологических ошибках архитекторов и позволяют говорить о строительных технологиях 1920-х гг., как об основе современной функциональной архитектуры.

Ключевые слова: М. Я. Гинзбург, И. Ф. Милинис, С. Л. Прохоров, товарищество «Техбетон», дом Наркомфина, технологии строительства, конструктивизм.