Гл. ред., сост. Н.А. Коновалова. – М.-СПб.: Нестор-История, 2020

ТИТУЛ И ОБОРОТ ТИТУЛА (pdf)

Н.В. Касьянов
АРХИТЕКТУРА, ПРИРОДА И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Поиски фундаментальной общности и отличий формообразования в архитектуре и природе требуют применения достижений науки и техники начала третьего тысячелетия, включая искусственный интеллект. Анализ и моделирование архитектурных объектов и принципов их построения во взаимосвязи с изучением природных явлений и ландшафтов ведут к выявлению не раскрытых ранее аспектов и возможностей формообразования. Результаты мировых исследований в области физико-математических наук способствуют развитию топологической теории морфогенеза, поисковым разработкам концепций самоорганизации, эмерджентности, «тенсегрити» и моделированию с применением фрактальной геометрии. Междисциплинарные подходы к решению проблем, актуальных для архитектуры и градостроительства, вовлекают также данные, полученные естественнонаучными, техническими и гуманитарными исследованиями. Комплексные решения этих проблем должны способствовать созданию более гуманистичной, комфортной и экологичной архитектурно-ландшафтной среды будущего.

Ключевые слова: архитектура, природа, формообразование, междисциплинарность, самоорганизация, информационные технологии

N.V. Kasyanov
ARCHITECTURE, NATURE AND INNOVATION TECHNOLOGY

The search for fundamental commonality and differences in shaping in architecture and nature requires the application of the achievements of science and technology at the beginning of the third millennium, including artificial intelligence. Analysis and modeling of architectural objects and the principles of their construction in interrelation with the study of natural phenomena and landscapes lead to the revealing of previously unknown aspects and possibilities of shaping. The results of world research in the field of physical and mathematical sciences contribute to the development of the topological theory of morphogenesis, the exploratory development of the concepts of self-organization, emergence, «tensegrity» and modeling using fractal geometry. Interdisciplinary approaches to solving problems relevant to architecture and urban planning also involve data obtained from natural science, technical and humanitarian investigations. Complex solutions to these problems should contribute to the creation of a more humanistic, comfortable and environmentally friendly architectural and landscape habitat in the future.

Keywords: architecture, nature, shaping, interdisciplinarity, self-organization, information technology

DOI 10.25995/NIITIAG.2020.81.27.001

Текст полностью / Full text (pdf)


Е.А. Орлов
АРХИТЕКТУРНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ И ВООБРАЖАЮЩАЯ АРХИТЕКТУРА. К ТЕОРИИ ИГРОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ГОРОДА БУДУЩЕГО

 Автор выявляет основную проблему архитектурной утопии — идеальность образа будущего. Для решения данной проблемы, им была предложена игровая модель прогнозирования, в рамках которой человек становится главный героем города будущего. Попадая внутрь утопии, человек своими действиями и поступками меняет образ будущего, создавая тем самым живой архитектурный мир. Выявлены следующие свойства новой модели: неопределённость (будущее не имеет своего финала), хаотичность (концепция времени не универсальна и относительна), интерактивность (игрок взаимодействует с будущим в реальном времени), многовариативность (игрок создаёт варианты будущего). В финале автор описывает концепцию архитектурной компьютерной игры. Архитектурная компьютерная игра — это интерактивная и многовариативная модель прогнозирования будущего.  Она объединяет возможности человека (эмоциональный интеллект) и компьютера (вычислительные мощности).

Ключевые слова: игровая утопия, архитектура будущего, архитектурная компьютерная игра, компьютерный город, эмоциональный город, осознающий город, экспериментальное прогнозирование

E.A. Orlov
ARCHITECTURAL IMAGINATION AND IMAGINATIVE ARCHITECTURE. ON THE WAY TO THE GAME FORECASTING THEORY OF THE CITY OF THE FUTURE

The author determines the main problem of architectural utopia - the ideal image of the future. To solve this problem, a game forecasting model was proposed, in which a person becomes the protagonist of the city of the future. Once inside a utopia, a person changes the image of the future through his actions, thereby creating a living architectural world. The following properties of the new model are revealed: uncertainty (the future does not have the end), randomness (the concept of time is not universal), interactivity (the player interacts with the future in real time), multivariation (the player creates many options for the future). In the final, the author describes the concept of an architectural computer game. An architectural computer game is an interactive and multivariate model for predicting the future. It combines the capabilities of a person (emotional intelligence) and a computer (computing power).

Keywords: game utopia, architecture of the future, architectural computer game, computer city, emotional city, conscious city, experimental forecasting

DOI 10.25995/NIITIAG.2020.81.27.002

Текст полностью / Full text (pdf)


И.В. Киричков
МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ ДАСИН В ПЕКИНЕ — ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ СКЛАДЧАТОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННУЮ АРХИТЕКТУРУ

Международный аэропорт Дасин в Пекине – объект с ярко выраженным модернистским характером, получивший со стороны архитектурных критиков множество положительных отзывов. В статье рассматриваются архитектурные, конструктивные решения терминала аэропорта, а также особенности психологического восприятия. В качестве метода исследования используется натурное обследование. Проводится аналогия между концепцией автора проекта и теорией складки Жиля Делеза. Складка в данном случае проявила себя в виде обилия криволинейных форм, объединения нескольких частей здания в единый объем, смешения восточных и европейских традиций. В целом опыт внедрения складчатого формообразования в современную архитектуру с точки зрения Международного аэропорта Дасин в Пекине оценивается положительно. Множество проблем, связанных с формализмом, как например, создание формы исключительно для самой формы, удалось избежать. Неугасаемая тяга к экспериментам в различных их проявлениях – характерная особенность творчества Захи Хадид. Данный проект не стал этому исключением.

Ключевые слова: современная архитектура, конструктивные решения, постмодернизм, складчатое формообразование, криволинейность, аэропорт, Китай, Пекин, эстетическая выразительность, Заха Хадид

I.V. Kirichkov
DAXING INTERNATIONAL AIRPORT IN BEIJING – FOLDED MORPHOGENESIS EXPERIENCE IMPLEMENTATION INTO CONTEMPORARY ARCHITECTURE

Daxing International Airport in Beijing is an object with a strong modernist character, received many positive reviews from architectural critics. This article considers the architectural and design solutions of the airport terminal building, as well as the features of psychological perception. As the research method became a full-scale examination. An analogy is drawn between the concept of the project author and the theory of the fold of Gilles Deleuze. The fold in this case showed itself in the abundance of curved forms, combining several parts of the building into a single volume, mixing Eastern and European traditions. In general, the experience of the folded morphogenesis implementation into contemporary architecture from the Daxing International Airport in Beijing point of view is evaluated as positive. Many problems associated with formalism, such as creating a form solely for the sake of the form itself, were avoided. An unquenchable thirst for experiments in their various manifestations is a characteristic feature of Zaha Hadid's work. This project is no exception.

Keywords: contemporary architecture, structural solutions, postmodernism, folding, curvilinear, airport, China, Beijing, aesthetic expressiveness, Zaha Hadid

DOI 10.25995/NIITIAG.2020.81.27.003

Текст полностью / Full text (pdf)


Д.И. Коржиков
ЦВЕТ В АРХИТЕКТУРНОЙ РЕВИТАЛИЗАЦИИ

В статье рассматриваются объекты архитектурной ревитализации — сооружения промышленной архитектуры, в ходе глобальной реконструкции сменившие свое функциональное назначение с технологического на общественное. Анализу подвергается художественный прием ревитализации — тотальное колерование цветом крупных объемов исходного сооружения или же все сооружение целиком. Рассматриваются образно-художественные характеристики отдельных цветов в контексте конкретных объектов и всего архитектурного направления в целом.

Ключевые слова: ревитализация, реконструкция промышленного здания, Orange Cube, штаб-квартира EuroNews, Парижские доки, культурный центр Molino Fénix, дизайн-фабрика FLACON, Музей CAN FRAMIS, культурный центр Kulturwerk am See

D.I. Korzhikov
COLOR IN ARCHITECTURAL REVITALIZATION

The article discusses the objects of architectural revitalization — the construction of industrial architecture, which in the course of the global reconstruction changed their functional purpose from technological to public. The artistic technique of revitalization is subjected to analysis — total color tinting of large volumes of the original structure or the entire structure. The figurative and artistic characteristics of individual colors in the context of specific objects and the entire architectural direction as a whole are considered.

Keywords: revitalization, renovation of an industrial building, Orange Cube, EuroNews, Docks of Paris, Molino Fénix, FLACON, CAN FRAMIS Museum, Kulturwerk am See

DOI 10.25995/NIITIAG.2020.81.27.004

Текст полностью / Full text (pdf)


О.В. Мыскова, Е.И. Казусь
ПРОСТРАНСТВО И ФАСАД В СОВРЕМЕННОЙ ТЕНТОВОЙ АРХИТЕКТУРЕ

На примерах практики тентового строительства 2005–2017 гг., для которого характерно массовое использование инновационных мембранных материалов, рассматриваются произведения зарубежной тентовой архитектуры, выявляются направления ее современного развития: трансформируемые тентовые покрытия крупных концертных залов под открытым небом с приоритетным формированием архитектурного пространства нового поколения; общественные здания на базе пневматических ETFE-подушек с энергосберегающими фасадами-крышами, выполняющими функцию медиафасадов, и метафорическое направление, использующее тентовые фасадные композиции для повышения визуальной привлекательности зданий инфраструктурного назначения.

Ключевые слова: тентовая архитектура, Ф. Отто, ванты, седловидное покрытие, тенсегрити, ETFE-подушка, пространство, фасад-крыша, медиафасад

O.V. Myskova, E.I. Kazus`
SPACE AND FACADE IN CONTEMPORARY TENT ARCHITECTURE

By exploring the examples of tent building of 2005-2017 for which excessive use of innovative membranous materials are used the analysis of production of foreign tent architecture, directions of its modern development are revealed: transformable tent coverings of big roofless concert halls with prioritized formation of architectural space of new generation; community buildings on the base of pneumatic ETFE-pillows with energy-saving facades-roofs, accomplishing a function of mediafacades and metaphorical direction, which uses tent facade composures for increase in visual attractiveness of establishments of infrastructural meaning.

Keywords: tent architecture, F. Otto, shrouds, saddle-shaped coating, tensegrity, ETFE-pillow, space, facade-roof, mediafacade

DOI 10.25995/NIITIAG.2020.81.27.005

Текст полностью / Full text (pdf)


Е.А. Лапшина, Ю.И. Лиханский
ПОЭТИКА СУМЕРЕК И ТЕАТРАЛЬНОСТЬ ЗАВЕС В АРХИТЕКТУРЕ ДЖОНА ДЖЕРДЕ

В статье рассматриваются поиски образности объектов Джона Джерде в Японии по двум проектным стратегиям — поэтической и театральной. Образная структура этих объектов наполнена ассоциациями и смыслами, востребованными в конкретном культурном контексте. Культура «сокрытия» представлена в разных формах — через тень (Намба парк) или маску (Сити Хаката). Театральная версия предполагает создание на основе архитектурных цитат-масок, гротескных, карнавальных образов. В рамках поэтической версии сумеречного сокрытия тема природного ландшафта доминирует, создавая неопределенность, изменчивость светоцветовых состояний архитектурной среды. Модель «каньона» имеет особую значимость, т. к. является носителем идеи «пустоты» и получает в каждом объекте свою интерпретацию. Воплощения характерных для творчества Джерде тем «Природа — Игра — Италия» в рамках двух стратегий демонстрируют разнообразие приемов и смену лидирующей темы в триаде.

Ключевые слова: архитектура Японии, Джон Джерде, культурные традиции, образ, метафора, цитата, метонимия

E.А. Lapshina, I.I. Likhanskii
POETICS OF TWILIGHT AND THEATRICALITY OF CURTAINS IN JON JERDE’S ARCHITECTURE

The article explores the imagery of Jon Jerde’s architectural objects in Japan in two perspectives — poetic and theatrical ones. Creative nature of these objects is saturated with associations and ideas, relevant for a certain cultural context. The tradition of “concealment” is reflected in different ways — using shadows (Namba Park) or masks (Canal City Hakata). Theatrical version involves creation process based on architectural mask-references, grotesque, carnival images. The theme of natural landscape dominates in the poetic version of twilight shadowing, thus, creating uncertainty and ambivalence of light and color in the architectural environment. Canyon-like models have special significance since they carry out an idea of hollowness, and these models are interpreted differently in each project. Poetic and theatrical interpretations of the Nature-Game-Italy triad inspiration, typical for Jerde, demonstrated a variety of approaches and a change of the dominant idea in the triad.

Keywords: Japanese architecture, Jon Jerde, cultural traditions, image, metaphor, metonymy

DOI 10.25995/NIITIAG.2020.81.27.006

Текст полностью / Full text (pdf)


Н.А. Коновалова
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ ПОСТМОДЕРНИЗМА В ЯПОНИИ

Архитектура Японии 1980–1990-х гг. складывалась под сильнейшим влиянием экономических условий в стране. Этот период отличает интенсивное строительство. Новая экономика создала возможность для молодых архитекторов экспериментировать в области «коммерческой» архитектуры. Это было возможно только при удовлетворении многочисленных требований заказчика.

Среди исследователей современного японского зодчества до сих пор продолжаются дискуссии о том, представлял ли постмодернизм в архитектуре Японии самостоятельное стилистическое движение? Или же это были разрозненные смелые эксперименты японских архитекторов, не имеющие под собой объединяющей теории или школы — явление, которое можно было бы точнее назвать «плюрализм»? В статье ставится задача выявить круг терминов, применяемых к японской архитектуре 1980–1990-х гг. и делается попытка определить национальные особенности стиля, основных заказчиков новой архитектуры и их предпочтения.

Ключевые слова: архитектура постмодернизма в Японии, японская архитектура 1980–1990-х гг., плюрализм в архитектуре

N.A. Konovalova
MAIN FEATURES AND SPECIFICITIES OF POSTMODERN ARCHITECTURE IN JAPAN

Architecture of Japan in the 1980–1990's was emerging under a strong influence of the economical state of the country. Intense building marked this period. New economy created an opportunity for young architects to experiment in the sphere of “commercial” architecture. That could be possible only when multiple client's requirements were satisfied.

The discussions among the researchers of contemporary Japanese architecture are still being held today about the question did postmodernism in architecture of Japan represented an independent stylistic movement? Alternatively, were there only some unique brave experiments of Japanese architects, which had no consolidating theory underneath — was it a phenomenon, which should be more precisely defined as “pluralism”? The idea of an article is to reveal an amount of terms, applied to Japanese architecture of the 1980–1990's and an attempt to identify national specificities of the style, main customer of new architecture and their preferences.

Keywords: the architecture of postmodernism in Japan, the Japanese architecture of the 1980–1990s, pluralism in architecture

DOI 10.25995/NIITIAG.2020.81.27.007

Текст полностью / Full text (pdf)


С.Н. Прокопьева, М.Ю. Шевченко
АНАЛИЗ ПРИЕМОВ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТРАДИЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ КИТАЯ

На протяжении ХХ–XXI вв. в архитектуре Китая не прерывались поиски путей совмещения современной и традиционной архитектуры. Работа с традицией в современной архитектуре Китая ведется на нескольких уровнях: уровне плоскостных элементов, уровне декоративных и конструктивных деталей, уровне объемно-пространственной композиции, а также на более сложном уровне образной и структурной интерпретации наследия. При этом более сложный уровень появляется уже после всестороннего освоения базового. Но и первый базовый уровень проявляется в современной архитектуре Китая не сразу и не полностью, а постепенно, от более простых и прямых заимствований к более сложным интерпретациям. Данная статья ставит целью последовательно проанализировать все выделенные уровни и виды заимствования и переосмысления традиций в современной китайской архитектуре, а также выявить их эволюцию и проиллюстрировать это на конкретных примерах.

Ключевые слова: работа с наследием, заимствование, копирование, интерпретация традиций, образное переосмысление, китайская архитектура

S.N. Prokopyeva, M.Y. Shevchenko
ANALYSIS OF INTERPRETATION OF TRADITIONS IN MODERN CHINESE ARCHITECTURE

Search for ways of combining modern and traditional architecture in China never interrupted throughout the 20–21 centuries. Rethinking the tradition in modern architecture of China is carried out at several levels: level of flat components of a structure, level of decorative and constructive architectural details, level of volume-spatial composition, as well as at a more complex level of figurative and structural interpretation of heritage. At the same time, a more complex level appears after the comprehensive development of the basic level. But the first basic level is not immediately and completely manifested in modern Chinese architecture, but gradually from simpler and more direct borrowings to more complex interpretations. This article aims to consistently analyze all identified levels and types of replication and rethinking traditions in modern Chinese architecture, as well as identify their evolution and illustrate this with specific examples.

Keywords: rethinking the heritage, borrowing, copying, interpretation of traditions, figurative rethinking, Chinese architecture

DOI 10.25995/NIITIAG.2020.81.27.008

Текст полностью / Full text (pdf)


Н.А. Рочегова, Е.В. Барчугова
ГЛОБАЛЬНЫЕ ГОРОДА КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ СЕТЕВОГО ОБЩЕСТВА

Очередной виток научно-технической революции, основанный на бурном развитии информационно-компьютерных технологий, привел к новым формам жизни общества, к перераспределению зон активности и изменению сфер влияния важнейших институтов власти, систем производства и потребления. Экономическим стержнем активности являются транснациональные корпорации. Государственные структуры уступают свои позиции частным предприятиям и фирмам. Пространственным выражением новой экономической активности становятся глобальные города мира. Специфика экономической активности проявляется во фрагментации и неравномерном развитии городской среды.

Ключевые слова: междисциплинарное знание, информационно-компьютерные технологии, глобальный город, неравномерность и фрагментарность развития городских территорий

N.A. Rochegova, E.V. Barchugova
CITY AS A FORM OF DEVELOPMENT OF NETWORK SOCIETY

The scientific and technical revolution of the XXI century has led to new principles of society. The sphere of influence of government institutions has changed. Transnational corporations have become the economic core of activity. State structures are losing ground to private enterprises and firms. The global cities of the world are becoming the spatial expression of the new economy. The specificity of economic activity is manifested in the fragmentation and uneven development of the urban environment.

Keywords: interdisciplinary knowledge, information and computer technologies, global city, fragmentary development of urban areas

DOI 10.25995/NIITIAG.2020.81.27.009

Текст полностью / Full text (pdf)


И.В. Кукина, И.Г. Федченко, Т. Тхангмала
ОТКРЫТЫЕ КУЛЬТУРЫ: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕЛА ПАХПХАНГ В КОНТЕКСТЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО КОРИДОРА ЛАОСА

Статья посвящена анализу особенностей современного градостроительного развития исторических поселений Лаосской Народно-Демократической Республики (ЛНДР) в контексте тенденций развития международного туризма. Туристический коридор Лаоса состоит из уникальных старейших поселений Луанг Павванг, район Ванг Вианг, Фоанг Хонг и село Пак Пханг, расположенных неподалеку друг от друга и формирующих единую цепь туристических маршрутов. Отдельно рассматривается стратегия развития исторического центра села Пак Пханг, приводятся актуальные материалы по сохранению историко-культурного наследия села, а также предлагаются принципы его развития: формирование поселений в единой связи туристического маршрута; внедрение локальных правил землепользования особых территорий поселений с целью защиты уникальных исторических мест и охраны природных территорий; создание условий обеспечения доступности различных социальных слоев, наций, физических возможностей туристического контингента мира; интеграция новой архитектуры и элементов поселковой среды в исторический контекст; организация мероприятий общественно-частного партнерства.

Ключевые слова: туризм, современное градостроительство, республика Лаос

I.V. Kukina, I.G. Fedchenko, T. Tkhangmala
OPEN CULTURES: PECULIARITIES OF PAKH PHANG VILLAGE DEVELOPMENT IN THE CONTECT OF LAOS TOURISM CORRIDOR

The article is devoted to the analysis of the features of modern urban development of historical settlements of the Lao People's Democratic Republic (Lao PDR) in the context of international tourism development trends. The tourist corridor of Laos consists of the unique oldest settlements of Luang Pawwang, the Vang Vieng region, Phong Hong and the village of Pak Phang, located close to each other and forming a single chain of tourist routes. The development strategy of the historical center of the village of Pak Phang is considered separately, relevant materials on the preservation of the historical and cultural heritage of the village are given, and the principles of its development are proposed: the formation of settlements in a unified connection of the tourist route; the introduction of local land use rules for special territories of settlements in order to protect unique historical places and protect natural territories; creation of conditions for ensuring accessibility of various social strata, nations, physical capabilities of the tourist contingent of the World; integration of new architecture and elements of the village environment in the historical context; organization of public-private partnership events.

Keywords: tourism, modern urban planning, Laos

DOI 10.25995/NIITIAG.2020.81.27.010

Текст полностью / Full text (pdf)


И.Г. Федченко
«КОММЬЮНИТИ ЦЕНТР» КАК НОВЫЙ ТИП ОБЩЕСТВЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ В ЖИЛОЙ СРЕДЕ

В статье представлен обзор современных примеров архитектуры общественных центров США, Китая, стран Евросоюза. Отдельно анализируется подходы к формированию соседских центров в России. Делается вывод о схожих современных тенденциях планирования комьюнити-центров как нового типа общественной архитектуры в жилой среде: развитие на базе опорной функции — образования, спорта, культуры; формирование программы реновации сложившихся прилегающих жилых территорий на основе строительства комьюнити-центра; создание проекта с привлечением местных жителей, методами соучастного проектирования; организация многофункциональной внутренней среды объекта (с учетом трансформируемости и многовариантности использования помещений); использование современных технологий, конструкций и материалов при строительстве; формирование внешних общественных пространств в синтезе с архитектурным объемом (организация «вытекающих» территорий малого соседского сада, тематических площадок); создание уникальной архитектуры общественного объекта.

Ключевые слова: комьюнити-центр, общественный центр, жилая среда, соседское сообщество

I.G. Fedchenko
COMMUNITY CENTER AS A NEW TYPE OF PUBLIC ARCHITECTURE IN A RESIDENTIAL ENVIRONMENT

The article provides an overview of modern examples of the architecture of community centers in the USA, China, and EU countries. The approaches to the formation of neighboring centers in Russia are analyzed separately. The conclusion is drawn about similar modern trends in planning community centers as a new type of social architecture in a residential environment: development based on a support function — education, sports, culture; the formation of a renovation program for the existing adjacent residential areas on the basis of the construction of a community center; creation of a project involving local residents using participatory design methods; organization of a multi-functional internal environment of an object (taking into account the transformability and multivariate use of premises) the use of modern technologies, structures and materials during construction; the formation of external public spaces in a synthesis with an architectural volume (organization of “leaky” territories of a small neighborhood garden, thematic sites); creation of a unique architecture of a public facility.

Keywords: community center, community center, living environment, neighborhood community

DOI 10.25995/NIITIAG.2020.81.27.011

Текст полностью / Full text (pdf)


А.И. Хомяков
«ОСОБЫЕ МЕСТА» В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНОМ ЛАНДШАФТЕ

Статья посвящена формации памятников, посвященных закрытым до недавнего времени страницами истории. Эти памятники пользуются все большей популярностью, привлекают растущие туристические потоки. Возникает гипотеза, что они смогут в недалеком будущем оттеснить на периферию общественного внимания канонические достопримечательности, связанные с государственными победами, их героями, праздниками, а также драматическими моментами истории. Изучение отечественных и зарубежных экскурсионных и туристических программ за последние десятилетия явно свидетельствуют в пользу такого предположения: все меньше времени в них уделяется посещению мемориальных площадок традиционного содержания и все больше — историческим местам амбивалентного содержания, передающего послания различных переплетающихся и нередко противоречивых смыслов.

Ключевые слова: памятные пространства, достопримечательности, исторические места, музеи, мемориалы

A.I. Khomyakov
"SPECIAL PLACES" IN CONTEMPORARY CULTURAL LANDSCAPE

The article is devoted to the formation of monuments dedicated to the pages of history that were closed until recently. These monuments are becoming more and more popular and attract growing tourist flows. A hypothesis arises that in the near future they will be able to push the canonical sights associated with state victories, their heroes, holidays, and also dramatic moments of history to the periphery of public attention. The study of domestic and foreign excursion and tourist programs over the past decades clearly testifies in favor of this assumption: less and less time is devoted to visiting memorial sites of traditional content and more and more - to historical sites of ambivalent content, conveying messages of various intertwining and often contradictory meanings.

Keywords: memorable spaces, attractions, historical sites, museums, memorials

DOI 10.25995/NIITIAG.2020.81.27.012

Текст полностью / Full text (pdf)


Д.В. Бакшутова
ФАКТОР ПАМЯТИ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ: ПРЕДПОСЫЛКИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Рассматривая современное состояние архитектурной практики — новые объекты, профессиональные премии, тенденции в сфере городского управления, — можно увидеть, как высока роль памяти и идентичности в современном архитектурном проектировании. При этом процессы сохранения и передачи памяти в новейшей архитектуре не сводятся лишь к характерным инструментам работы с наследием. Современная архитектура демонстрирует новый тип отношений архитектуры и памяти, который может быть раскрыт через ключевую функцию, которую выполняет память — реализацию устойчивости. Опора на память способна как обеспечивать преемственность пространственной среды, так и воплощать социальную идентичность и стабильность, определять экономическую жизнеспособность, предлагать культурное разнообразие, поддерживать политическое равновесие. Комплекс этих характеристик раскрывает значимую роль памяти в достижении устойчивости и позволяет сформулировать основные предпосылки для включения фактора памяти в архитектурные проекты.

Ключевые слова: память, современная архитектура, преемственность, устойчивость

D.V. Bakshutova
MEMORY FACTOR IN CONTEMPORARY ARCHITECTURE: PREMISES AND INTERPRETATIONS

Considering the current state of architectural practice — new objects, professional awards, trends in urban management, we can see the leading role of memory and identity in contemporary architectural design. At the same time, it cannot be said that the processes of preserving and transferring memory in contemporary architecture are reduced only to the tools of preservation. Contemporary architecture demonstrates a new type of architecture-memory relationship that can be revealed through the key function that memory performs — the implementation of permanence and sustainability. Reliance on memory is able to provide spatio-temporal persistence, embody social identity and stability, determine economic viability, offer cultural diversity, maintain political balance. The complex of these characteristics reveals the significant role of memory in achieving sustainability and allows us to formulate the basic prerequisites for the inclusion of the memory factor in architectural projects.

Keywords: memory, contemporary architecture, continuity, permanence, sustainability

DOI 10.25995/NIITIAG.2020.81.27.013

Текст полностью / Full text (pdf)


Т.Н. Вятчанина, С.Б. Куликов
К ПРОБЛЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДОЛОГИИ СОХРАНЕНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ: ПАРАДИГМЫ И СТРАТЕГИИ

Статья посвящена аналитике эволюции подходов к проблеме сохранения архитектурного наследия в России под влиянием государственных политических и социально-экономических перемен в последние 30 лет. Из наиболее инновационных методов избирается комплексный подход, сформировавшийся в 2010-х гг. Наследие соответственно его главной парадигме — это не только экспозиция артефактов, но и культурный капитал, фактор устойчивого развития локуса. Рассматривается на примере крупных историко-архитектурных комплексов, принадлежащих к разным видам архитектурного наследия, и нового вида реставрационной документации, возникшего в лоне этого подхода — концепций сохранения наследия.

Ключевые слова: сохранение архитектурного наследия, культурный капитал, методология, концепция, Россия

T.N. Vyatchanina, S.B. Kulikov
ON THE PROBLEM OF MODERN METHODOLOGY FOR PRESERVING ARCHITECTURAL HERITAGE: PARADIGMS AND STRATEGIES

The article analyzes the evolution of approaches to the problem of preserving architectural heritage in Russia under the influence of state political and socio-economic changes in the last 30 years. Among the most innovative methods, the complex approach is chosen, which was formed in the 2010s. Heritage, according to its main paradigm, is not only an exhibition of artifacts, but also cultural capital, a factor of sustainable development of the locus. It is considered on the example of large historical and architectural complexes, belonging to different types of architectural heritage, and a new type of restoration documentation that emerged in the bosom of this approach — the Concepts of heritage preservation.

Keywords: preservation of architectural heritage, cultural capital, methodology, concept, Russia

DOI 10.25995/NIITIAG.2020.81.27.014

Текст полностью / Full text (pdf)


Е.С. Карпова
АКТУАЛЬНЫЙ ДИСКУРС «ЗВЕЗДНОЙ» АРХИТЕКТУРЫ В РЕКОНСТРУКЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

В статье общается практический опыт реконструкции исторических зданий «звёздными» архитекторами. Исследуются современные приемы взаимодействия старого и нового на историко-культурном, художественно-эстетическом, социальном и экономическом уровнях. В результате выявляются факторы, определяющие характер архитектурного решения.

Ключевые слова: starchitecture, реконструкция исторических зданий, повторное использование, объект культурного наследия, современная архитектура

E.S. Karpova
TOPICAL DISCOURSE OF "STAR" ARCHITECTURE IN THE RECONSTRUCTION OF HISTORICAL BUILDINGS

The article discusses the practical experience of reconstruction of historical buildings by "stararchitects". The article examines modern methods of interaction between the old and the new at the historical, cultural, artistic, aesthetic, social and economic levels. As a result, the factors that determine the nature of the architectural solution are identified.

Keywords: starchitecture, reconstruction of historic buildings, adaptive reuse, heritage, modern architecture

DOI 10.25995/NIITIAG.2020.81.27.015

Текст полностью / Full text (pdf)