Гл. ред. и сост. А. Ю. Казарян. — М.-СПб.: Нестор-История, 2016. — 264 с.

ТИТУЛ И СОДЕРЖАНИЕ (pdf)

А. Ю. Казарян
АНИЙСКИЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ. ДИАПАЗОН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСНОВЫ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА

В статье делается новая попытка освещения деятельности Анийской археологической экспедиции (Анийского института) Императорской археологической комиссии в 1892–1893 и 1904–1917 гг. Целью анализа является демонстрация многообразия работ на городище Ани и на других памятниках архитектуры средневековой Армении, предпринимавшихся профессором Н. Я. Марром и его коллегами, понимание научных и в особенности экономических основ достижения успеха, который и спустя столетие представляется на редкость существенным. Комплексный характер деятельности Института сводился к археологическому выявлению памятников архитектуры, обмерам и многоаспектному научному изучению, укреплению построек и музеефикации их ценнейших фрагментов. Создание музея и издательская деятельность были условиями работы экспедиции. Сведение фактов, свидетельствующих о параллельном государственном и общественном/частном финансировании, позволяет выстроить организационную модель развития Анийского института, оказавшуюся жизнеспособной в годы его существования и достойным примером в наши дни.

Ключевые слова: Анийский археологический институт, археологическая комиссия, Ани, армянская архитектура, Марр, Тораманян, Орбели

И. В. Кутейникова
РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ СЪЕМКИ В РУССКОМ ТУРКЕСТАНЕ: ОТОБРАЖЕНИЕ ЗАВОЕВАНИЙ (1865–1920)

Ранняя русская колониальная фотография только начала изучаться. Автор сосредотачивает внимание на архитектурных аспектах документальной «фиксации» в работах Василия Верещагина и Самуила Дудина, двух личностей, тесно связанных с феноменом русского ориентализма, с этнографической и архитектурной историями Русского Туркестана (1865–1920). Они оба принимали предложения участвовать в художественной и фотографической хрониках генерал-губернатора Туркестана Константина фон Кауфмана и востоковеда Николая Ивановича Веселовского. Их творчество отражает и формулирует особенную политическую и научную среду изучения нерусских культур.

Ключевые слова: Русский Туркестан, колониальная фотография, архитектура Средней Азии, Василий Верещагин, Самуил Дудин

Д. В. Ванюкова
ЗАУПОКОЙНЫЕ КОМПЛЕКСЫ АМЕНЕМХЕТА I И СЕНУСЕРТА I: ДИАЛОГ С ПРОШЛЫМ

Заупокойные комплексы Аменемхета I и Сенусерта I анализируются в контексте отношения к архитектурной традиции Древнего царства. Каждый из памятников по-особому использует наследие эпохи IV–VI династий: в пирамидном комплексе Аменемхета I фрагменты ранних сооружений помещены в архитектурную оболочку; Сенусерт I использует стилизацию под памятники древности, копируя структуру пирамидных комплексов V и VI династий. Столь пристальное внимание к архитектурной традиции было обусловлено событиями Первого переходного периода, а возможность виртуозных манипуляций с тканью времени заключена в специфике архаического мышления.

Ключевые слова: архитектура Среднего царства, восприятие времени, архаизация, мифопоэтическое мышление

И. А. Бондаренко
ДРЕВНЕРИМСКИЙ КУЛЬТ ВЕСТЫ И ТРАДИЦИОННЫЙ СМЫСЛ РАСПОЛОЖЕНИЯ ОЧАГА

Культ Весты был связан с почитанием очага как средоточия дома и поселения. В то же время Весте посвящались прихожие-вестибюли. Анализ этого противоречия, предпринятый в данной статье, помогает уяснить суть построения развитых жилых и храмовых комплексов как принципиально эксцентрических структур. Эти комплексы оказываются не самодостаточными микромирами, а лишь частями относительно более крупных пространственных образований, объединяемых общинным очагом в центре. Понять это помогают аналогии с лепестками цветка или ветвями дерева, расходящимися от единого ствола. В свете сказанного показательным представляется расположение храма Весты в центре Древнего Рима, в преддверии Форума, Регии и императорских дворцовых комплексов. Нечто подобное угадывается в структурах и других городов и селений, в частности, в Древней Греции, где Весте соответствовала богиня очага Гестия. Понятнее и значительнее становится смысл наименования отдельных частей древнего русского города «концами». Они принадлежали отдельным патриархальным родам, а городской центр служил для них объединяющим началом, подобным общему очагу.

Ключевые слова: Рим, культ Весты, Гестия, храм Весты в Риме, древнерусское градостроительство, очаг

С. В. Тарханова
ПСЕВДОИОНИЧЕСКИЕ КАПИТЕЛИ В ХРАМАХ И СИНАГОГАХ СЕВЕРНОЙ ПАЛЕСТИНЫ ПОЗДНЕАНТИЧНОГО ПЕРИОДА: СУБРИМСКИЙ ИЛИ СУБВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ?

Статья посвящена малоизученному материалу — ионическим капителям позднеантичной Палестины. За основу стилистического анализа берется классическая ордерная морфология ионических капителей, которая меняется под различными новыми веяниями эпохи. В работе капители делятся на три основные группы (простые, голанские, диагональные), как это принято в израильской науке, но каждая группа дополняется также примерами из единовременной церковной архитектуры и предшествующих греко-римской и ближневосточной традиций. Этот метод позволил выявить как общие тенденции декора для обеих конфессий, так и особенные только для палестинского региона решения, которые коренятся в древнейших пластах культуры. Также новым является анализ расположения псевдоионических капителей в архитектурном пространстве синагог и церквей и их влияния на внутренний сакральный образ той или иной постройки.

Ключевые слова: синагоги, церкви, поздняя Античность, Палестина, псевдоионические капители, простые, голанские и диагональные капители

С. А. Клюев
ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ СВОДОВ В СКАЛЬНЫХ ХРАМАХ РЕГИОНА ТЫГРАЙ (ЭФИОПИЯ). ЧАСТЬ 1: КУПОЛА

В основе скальной архитектуры Тыграй лежит пластическое и декоративное переосмысление деревянных конструкций наземных церквей Эфиопии, где одним из базовых элементов является купол. Анализу имитации деревянных конструкций куполов в скальных сводах храмов посвящена данная статья. Вероятно, символическое значение купола со временем утрачивается. Формы приобретают неизвестные ранее черты. В одной композиции могут сочетаться различные конструктивные элементы, а переход их в область декора дает возможность для равноправной комбинации с элементами орнаментального характера. Благодаря данным трансформациям в скальной архитектуре региона сложился особый язык декора сводов.

Ключевые слова: скальная архитектура, церковное зодчество, своды, имитация, купол, Эфиопия, Тыграй

Ю. Г. Клименко
Ж.-Ж. ГЕРН И АРХИТЕКТУРА РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА. К ТВОРЧЕСКОМУ ПОРТРЕТУ ФРАНЦУЗСКОГО АРХИТЕКТОРА

Интерес отечественных исследователей к творческому наследию Ж.-Ж. Герна — французского архитектора последней трети XVIII столетия и приверженца палладианского круга — не ограничивается его проектной работой лишь для русского дворянства. Анализ его сохранившихся учебных проектов и архитектурной практики в Париже способствует лучшему пониманию его стилистических предпочтений. Тем не менее необходимо сформулировать степень признания и причины отторжения идей Ж.-Ж. Герна при переносе моделей французского неоклассицизма в другие архитектурные школы. В частности, эти вопросы возникают при изучении истории создания новой резиденции в подмосковном усадебном комплексе Архангельское.

Ключевые слова: французский неоклассицизм, архитектурные увражи, московский классицизм, атрибуция

И. Е. Печенкин
ВЕРХНИЕ ТОРГОВЫЕ РЯДЫ В МОСКВЕ В КОНТЕКСТЕ АРХИТЕКТУРЫ ЕВРОПЕЙСКИХ ПАССАЖЕЙ XIX В.

В статье исследуется развитие торговых пассажей как особого типа архитектурного сооружения в Европе XIX в. Целью является рассмотрение широкого культурного и архитектурного контекста распространения этой типологии из постнаполеоновского Парижа в другие европейские города. Автор анализирует особенности Верхних торговых рядов в Москве, являющихся крупнейшим из подобных объектов. Сравнение этого здания с Галереей Виктора Эммануила II — выразительным примером архитектуры и строительной инженерии того времени — дает понять, что Верхние торговые ряды отмечены не только чертами региональной специфики (в частности, в планах или обработке фасадов), но и демонстрируют иной способ технического мышления.

Ключевые слова: архитектура XIX в., эклектика, Померанцев, Менгони, Шухов, пассажи, светопроницаемые перекрытия

Н. А. Коновалова
ТВОРЧЕСТВО ДЖОШУА КОНДЕРА В ЯПОНИИ КАК ПЕРВЫЙ ПРИМЕР МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОСЛЕ ОТКРЫТИЯ СТРАНЫ

На протяжении двухсот с лишним лет (с 1638 по 1868 г.) Япония находилась в самоизоляции. В 1868 году началась так называемая реставрация Мэйдзи, в ходе которой правительство Японии открыло границы страны, и процесс вестернизации охватил все сферы жизни государства и общества. Архитектура в этом процессе играла ведущую роль, становясь катализатором выхода японцев на уровень развитых европейских стран. Для того чтобы быстрее и качественнее освоить новое, японцы стали приглашать в страну консультантов. Одним из наиболее ценных японских приобретений той поры стал английский архитектор Джошуа Кондер. Он построил в Японии более 50 зданий, ставших символом своей эпохи и символом нового пути развития Японии. Кондер много сделал и для открытия японской культуры в Великобритании. Пройдя обучение живописи, икэбане, ландшафтному искусству, традиционному танцу Японии, он опубликовал в Великобритании несколько фундаментальных трудов по культуре Японии, способствуя лучшему взаимопониманию европейской и японской культур.

Ключевые слова: архитектура Японии, взаимодействие культур, реставрация Мэйдзи, Джошуа Кондер

И. В. Белинцева
АРХИТЕКТУРА СОПОТА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ БАЛТИЙСКИХ ГОРОДОВ-КУРОРТОВ КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX В.

Места для прибрежного отдыха в Западной и Восточной Пруссии (в пределах современных Польши и Калининградской области РФ) появились одновременно с другими немецкими курортами на Балтийском море еще в начале XIX в. Расцвет курортной жизни наблюдался в конце XIX — начале XX в. В статье исследуются стилистика и типология жилых и общественных зданий Сопота (до 1945 г. — Зоппот, Германия). В художественных решениях курортных сооружений наблюдается эволюция — от живописного историзма раннего модерна к более строгим рациональным решениям 1910-х гг. Также встречаются архитектурные решения в формах норвежского «стиля драконов», здания в «швейцарском стиле», английские заимствования. Важной частью курорта было многофункциональное здание Теплых купален.

Ключевые слова: курорты Балтики, история, типология курортных сооружений, стилистика архитектуры, Сопот, Раушен, сравнительный анализ

Ю. Д. Старостенко
ВОПРОСЫ ПЛАНИРОВКИ ГОРОДОВ В 1910 Г.: КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПЛАНИРОВКЕ ГОРОДОВ В ЛОНДОНЕ И ПЕРВЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД СПЕЦИАЛИСТОВ И ДЕЯТЕЛЕЙ ПО ГОРОДСКОМУ БЛАГОУСТРОЙСТВУ В ОДЕССЕ

В октябре 1910 г. в Лондоне прошла первая международная конференция по планировке городов, в которой приняли участие ведущие специалисты со всего мира. На этой конференции обсуждался широкий круг проблем, связанных с прошлым, настоящим и будущим городов, их планировкой и застройкой. Между тем, в том же году, но месяцем ранее, в Одессе был проведен съезд, целью которого было привлечение внимания к проблемам российских городов и их благоустройства. Сопоставление опубликованных материалов этих мероприятий дает представление о том уровне, которого достигло к 1910 г. градостроительство на Западе, и позволяет лучше понять реалии российской теории и практики благоустройства городов того времени.

Ключевые слова: градостроительство, планировка городов, благоустройство городов, проблемы развития городов, 1910 г.

А. Г. Вяземцева
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН РИМА 1931 Г. КАК ОТРАЖЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА МЕЖВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

Генеральный план Рима 1931 г. стал одним из первых генпланов крупных городов, утвержденных в Европе в ХХ в. Градостроительство еще с середины XIX в. стремилось решить проблему мегаполиса, и на основе этих разработок в начале ХХ столетия были составлены проекты реконструкции основных крупных городов Европы и Америки, в том числе и Рима (1909 г). После Первой мировой войны формировались новые механизмы планирования. В новом генеральном плане Рима 1931 г. отразились не только устремления фашистского режима, но и тенденции итальянского и мирового градостроительства тех лет.

Ключевые слова: градостроительство, фашизм, тоталитарная архитектура, 1920–1930-е годы, генеральный план

Г. А. Птичникова
ШВЕДСКИЙ «НЕОЭМПИРИЗМ»: К ВОПРОСУ О ПОИСКАХ НАЦИОНАЛЬНОГО СВОЕОБРАЗИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ АРХИТЕКТУРЕ 1940-Х ГГ.

В статье исследуются особенности зарождения течения в архитектуре Швеции конца 1930-х — 1940-х гг., обусловленного поисками национального своеобразия в архитектуре. «Новый эмпиризм» компромиссным способом попытался связать структурно-типологические основы функционализма, который воспринимался в стране как «международный стиль», с традициями народной архитектуры и национального романтизма начала («Svensk Grace» — «шведское изящество») ХХ в. Приводятся примеры работ представителей этого течения — Свена Маркелиуса, Свена Бакстрема, Лейфа Рейниуса и других.

Ключевые слова: неоэмпиризм, архитектура Швеции, традиции, национальное своеобразие

РЕЦЕНЗИИ

А. Ю. Казарян

Рецензия: Юлия Янчаркова. Историк искусства Николай Львович Окунев (1885–1949). Жизненный путь и научное наследие (Heidelberg Publikationen zur Slavistik, B. Literaturwissenschaftliche Reihe, Bd. 37). Frankfurt am Main; Berlin; Bern; New York; Oxford; Wien: Peter Lang, 2012, 318 pp.

А. Г. Вяземцева

Рецензия: Splendor marmoris. I colori del marmo, tra Roma e l’Europa, da Paolo III a Napoleone III, a cura di Grégoire Extermann, Arianne Varela Braga. Roma: De Luca editori d’arte, 2016, 497 pp.


ENGLISH VERSION