Главный научный сотрудник Отдела проблем теории архитектуры, доктор искусствоведения, член Союза архитекторов России, Международного комитета архитектурных критиков (International Committee of Architectural Critics), Ассоциации искусствоведов, Союза дизайнеров России.

Родился в Вологде в 1941 г. В 1959-1965 гг. учился в Ленинградском инженерно-строительном институте (ЛИСИ); в 1964 г. посещал класс рисунка В.И. Шухаева (Тбилиси). С 1967 по 1970 г. учился в аспирантуре НИИ теории, истории и перспективных проблем советской архитектуры (ныне НИИТИАГ). До 1977 г. – участник Московского методологического кружка под руководством Г.П. Щедровицкого. В 1976 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Формирование теоретических концепций в современном архитектурном проектировании». В 2002 г. – докторскую диссертацию на тему «К пониманию архитектурной формы».

Работал архитектором в ЛенНИИП градостроительства (1965-1969); зав. лабораторией социологических исследований Московского научно-исследовательского и проектного института объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения (МНИИПОКОЗ) (1972-1977); зав. сектором Института культуры МК РСФСР (1977, Москва); старшим научным сотрудником ЦНИИТИА (позднее ВНИИТАГ, ныне НИИТИАГ) (1978-1984); зав. отделом ЦНИИТИА-ВНИИТАГ (1984-1991); журналистом Всемирной службы Би-Би-Си (1991-2001, Лондон).

Автор более 200 публикаций по архитектуре, методологии архитектурно-градостроительного и дизайнерского проектирования, теории архитектуры и дизайна, изобразительному искусству, мультипликационному кино и фотографии в разных странах (Россия, Болгария, Латвия, Грузия, Украина, Эстония, Польша, Германия, Франция, Италия, Великобритания, США).

Ведет архитектурный блог «Башня и Лабиринт».

Награды:

  • Шорт-лист премии им. Андрея Белого за книгу «Девяносто девять писем о живописи» (М.: НЛО, 2004), 2004 г.
  • Шорт-лист премии по литературе им. А. Пятигорского за публикации по теме «Теория архитектуры и архитектурное образование» в блоге «Башня и Лабиринт» (2013-2014), 2015 г.

Публикации

Открытость или неисчерпаемость

Статья докт. иск., ведущего научного сотрудника Отдела проблем теории архитектуры НИИТИАГ А.Г. Раппапорта.

Сталинский ампир – гипнотизм и наркотизм стиля

Доклад докт. иск. А.Г. Раппапорта, представленный на конференции «Сталинский ампир» в ноябре 2007 года.

К столетию В.Ф. Маркузона (1910-1982)

К столетию известного теоретика архитектуры Владимира Федоровича Маркузона (03.05.1910 - 13.06.1982) мы публикуем статью д. иск. А.Г. Раппапорта, анализирующую научное творчество исследователя, подборку статей В.Ф. Маркузона, а также стенограмму обсуждения его доклада о языке архитектуры.

Раппапорт А.Г. К пониманию архитектурной формы

Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведения по специальности 18.00.01. – Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия, представленная в форме научного доклада.

Раппапорт А.Г. 99 писем о живописи. – М.: Новое литературное обозрение, 2004. – 344 с.

Книга Александра Раппапорта представляет собой опыт вольной гуманитарной рефлексии по поводу живописи как таковой – ее языка и «языков», ее истории и динамики смены стилей, и, более всего, ее философии.

Список трудов

Книги и статьи

  1. Проблемы реконструкции Парижа. СНО ЛИСИ, 1964
  2. Что такое «хорошо»? // Строительный рабочий. – Ленинград. – 1968. – №43(17117). — С.10-11.
  3. Классификация уровней проблем в теории градостроительства // Обзор архитектурно-социологических исследований ЦНТИ по гражданскому строительству и архитектуре. Серия: Градостроительство. – Вып.2. – М., 1970.
  4. Градостроительные утопии ХХ века: западные архитекторы в поисках решения социальных проблем // Строительство и архитектура Ленинграда. – 1970. – №10.
  5. Предмет теории композиции в архитектуре // Архитектурная композиция: Современные проблемы / Ред. Иконников А.В. – М.: Стройиздат, 1970. – С.38-40.
  6. Основные исторические этапы использования и изучения чертежа // Труды XIII международного конгресса по истории науки (Москва, 18-24 авг. 1971 г.). Секция XI: История техники. – М.: Наука, 1971. – С.34-37.
  7. О методах и критериях анализа в архитектуре (к проблеме теории проектирования) // Архитектура СССР. – 1971. – №10.
  8. Проектное прогнозирование как проблема теории проектирования // Проблемы прогнозирования и комплексного проектирования предметной среды: Тезисы докладов к семинару. – М.: ВНИИТЭ, 1971.
  9. В соавт. с Б. Сазоновым. Проблемы будущего и трансформация проектирования // Бюллетень «Техническая эстетика». – 1972. – №1.
  10. Проблемы анализа графических средств проектирования // Методология исследования проектной деятельности. Тезисы сообщений Всесоюзной научной конференции «Автоматизация проектирования как комплексная проблема совершенствования проектного дела в стране». – Сб.2. – М., 1973. – С.87-96.
  11. В соавт. с Е. Извариным. Кристофер Александер и его критики (теория проектирования на Западе вчера и сегодня) // Строительство и архитектура Ленинграда. – 1973. – №2. Или: E.l.Izvarine et A.G.Rappaport. Christopher Alexander et ses critiques: La théorie de la conception en Occident // La revue «Architecture et Methodologie». Traduit du Russe par M.M.Porada, chercheur au C.E.R.A., Laboratoire Informatique. – Mars 1977. – №10.
  12. Проблемы формы в современном проектировании // Бюллетень «Техническая эстетика». – 1974. – №8.
  13. Проектирование без прототипов // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (Теория и методология). – М.: Стройиздат, ЦНИПИАСС, 1975. – С.299-392. Или: La conception sans prototype // Conception assisté en URSS: Théorie et pratique. Notes méthodologiques en architecture et en urbanisme. – Vol.8. – Paris: CERA ENSBA, 1979 (Département informatique et méthodologie du Centre d’etudes et de recherches architecturales). – 164c.
  14. От определений проектирования к его теории // Проблемы теории проектирования предметной среды. – М.: ВНИИТЭ, 1974 (Труды ВНИИТЭ. Серия «Техническая эстетика». – Вып.8). Или: Изд.2, испр. – М.: ВНИИТЭ, 1975.
  15. Принципы организации перманентного проектирования // Автоматизация строительного проектирования / Под общ. ред. А.А.Гусакова. – М.: ЦНИПИАСС, 1975 (Труды института / Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт автоматизированных систем в строительстве. – Вып.8).
  16. Проблема пространства в проектировании системных объектов // Комплексное художественное конструирование и вопросы системного подхода в дизайне: Материалы Всесоюзной конференции «Художественное конструирование комплексных объектов в машиностроении и приборостроении» (1976). – М., 1977.
  17. В соавт. с Ю. Бочаровым. Градостроительные трактаты Ле Корбюзье и проблемы современного проектирования // Ле Корбюзье. Три формы расселения. Афинская хартия. – М.: Стройиздат, 1976. – С.127-135.
  18. Проблемы методики проектирования по прототипам и в системном проектировании без прототипов // Методика художественного конструирования / Отв. редактор Ю.Б. Соловьев. – М., 1978.
  19. Теория архитектуры и теория проектирования // Зодчество. Сборник Союза архитекторов СССР. – №2(21). – М.: Стройиздат, 1978. – C.34-38.
  20. Зрители и герои «архитектурного театра» // Архитектура СССР. – 1979. – №10.
  21. Городская среда и драматургия архитектурной композиции // Проблемы теории и истории архитектуры. – Сборник научных трудов №5: Архитектурная деятельность и формирование окружающей среды / Ред. А.В. Рябушин. – М.: ЦНИИП градостроительства, 1979. – С.34-44.
  22. Пространство театра и пространство города в Европе XVI—XVII веков // Театральное пространство: Материалы научной конференции ГМИИ им. А.С.Пушкина (1978). – М.: Советский художник, 1979. – C.202-214.
  23. В соавт. с К. Кондратьевой. Колористика в художественно-конструкторском образовании // Промышленное искусство: межвузовский тематический сборник трудов. – Вып.1. – М.: Издательство МАРХИ, 1980. – С.76-84.
  24. Стиль как программа // Проблемы формализации средств художественной выразительности: стиль, фирменный стиль, стайлинг, мода / Отв. ред. С.О.Хан-Магомедов. – М.: ВНИИТЭ, 1980. – С.57-58.
  25. К вопросу о поэтике предметно-пространственной среды (тезисы) // Бюллетень «Техническая эстетика». – 1981. – №1.
  26. Категории и понятия проектно-художественного мышления // Разработка терминологического аппарата дизайна: методические материалы / Отв. ред. Г.Л.Демосфенова. – М.: ВНИИТЭ, 1982.
  27. Стиль и среда // Декоративное искусство СССР. – 1983. – №5.
  28. Средовой подход и идеология проектирования // Психология и архитектура: Тезисы конференции. Ч.1 / Под ред. Т. Нийта, М. Хейдметса, Ю. Круусвалла. – Таллин, 1983. – С.96-98.
  29. К пониманию контррельефов Татлина // Wiener Slawistischer almanach. – 1982. – Band 9. – S.349-353.
  30. Межпредметное пространство // Советское искусствознание'82/2. – М.: Советский художник, 1984. – С.274-296.
  31. Эксперимент. Что он дает? (о творчестве Ф.Инфантэ) // Московский художник. – 1983. – № 35 (1047).
  32. Отражения отражений (о фотографиях Ф.Инфантэ) // Советское фото. – 1983. – №12.
  33. «Средовой подход» и его художественная проблематика (Введение) // Общие проблемы искусства: обзорная информация. Вып.3: Художественные проблемы формирования предметно-пространственной среды. – М.: Издательство ГБЛ, 1984.
  34. Жест и пространство в искусстве мультипликации // Проблема синтеза в художественной культуре / Отв. ред. Б.В. Раушенбах – М.: Наука, 1985. – С.67-75.
  35. Эмоции и профессиональное сознание архитектора // Архитектура и эмоциональный мир человека / Г.Б. Забельшанский, Г.Б. Минервин, А.Г. Раппапорт, Г.Ю. Сомов. – М.: Стройиздат, 1985 – С.3-54.
  36. Место поэтики в развитии архитектурно-теоретических знаний // Проблемы формообразования в архитектуре: Сборник научных трудов / Под ред. Ю.С.Лебедева. – М.: ЦНИИП градостроительства, 1985. – С.70-77.
  37. Не утопия ли это? К истории «средового видения» // Декоративное искусство СССР. – 1986. – № 4.
  38. Архитектурная критика на пороге перемен // Год архитектуры: Сборник (к VIII съезду Союза архитекторов СССР). – М.: Стройиздат, 1987. – С.182-184.
  39. Есть ли у архитектуры будущее? // Архитектура СССР. – 1987. – №3.
  40. Наследие архитектурной мысли // Архитектура СССР. – 1987. – №5.
  41. Фотографичность и автоматизм // Советское фото. – 1987. – №6.
  42. Время и предмет. Фотографии А.Слюсарева // Советское фото. – 1987. – №7.
  43. Архитектура и фотография // Архитектура СССР. – 1988. – №4.
  44. Глубина резкости // Советское фото. – 1988. – №6. – С.23-24.
  45. Концепции архитектурного пространства. Центр научно-технической информации (ЦНТИ) Госкомархитектуры. Обзорная информация. Серия 1. «Теория и история архитектуры». – Вып.1. – М., 1988.
  46. Три беседы об архитектуре (Эссе: Поэзия пространства, Поверхность и масса, Отсвет и эхо). // Архитектура и строительство Москвы. – 1988. – №№ 4,7,11.
  47. Фантазии вместо утопии // Архитектура (приложение к «Строительной газете»). – 1988. – № 22(686). Или: Fantasia contro utopia, Catalogo di esposizione Metametropolis // Le citta del Mondo e il futuro delle metropoli. Partecipazioni internazionali, Catalogo della XVII Triennale di Milano. – Milano: Electa editrice, 1988.
  48. Эль Лисицкий и идея пангеометрии // Россия, Франция: проблемы культуры первых десятилетий ХХ века: Сб. статей / Общ. ред. И.Е. Даниловой. – М.: ГМИИ им. А.С.Пушкина, 1988. [По материалам «Випперовских чтений» 1981 г. в ГМИИ им. А.С.Пушкина, проходивших в дни работы выставки «Москва-Париж»]. Или: Эль Лисицкий и его идея «Пангеометрии» [Переработанный текст доклада] // Советское искусствознание. – Вып.25. – М.: Советский художник, 1989. – С.113-130.
  49. К пониманию поэтического и культурно-исторического смысла монтажа // Монтаж: Литература. Искусство. Театр. Кино / Отв. ред. Б.В. Раушенбах. – М.: Наука, 1988. – C.14-23.
  50. Gravitation des kunstlerischen Willens // Ivan Chuikov: Katalog. Exhibitions. 12 Feb. – 2 Apr. Westfälischer Kunstverein, Münster; Juni/Juli Köln ; 8 Okt. – 19 Nov. Kunstverein, Bielefeld, 1989. Или: Гравитация художественной воли (Размышления о творчестве И.С.Чуйкова)
  51. Историческое время в фотографии // Мир фотографии / Сост. В.Стигнеев и А.Липков. – М.: Планета, 1989. – С.35-39.
  52. Sprache und Architektur des «Post-Totalitarismus» // Papierarchitektur: neue Projekte aus der Sowjetunion; 4. März 1989 – 14. Mai 1989, Deutsches Architekturmuseum. Herausgegeben von Heinrich Klotz mit einem Beitrag von Alexander G. Rappaport. Frankfurt am Main, Deutsches Architekturmuseum, 1989.
  53. From images to principles (in Y. Avvakumov) // Models of Agitarch. Catalogue of the exhibition «AGITARCH models». Linssen Gallery / Galerie Linssen, Cologne / Köln, 1989.
  54. К вопросу о смысле и перспективах развития архитектуроведения // Методологические проблемы современного архитектуроведения: Сб. науч. тр. / Сост. А.Г. Раппапорт. – М.: НИИТАГ, 1989. – С.6-39.
  55. Утопическое в проектировании, вчера и сегодня // Футуродизайн-89: Первая Всесоюзная конференция по проблемам проектного прогнозирования / ГКНТ СССР, ВНИИ техн. эстетики. – М., 1990. – С.73-80.
  56. К эстетике тоталитарных сред // Городская среда: Сборник материалов Всесоюзной научной конференции ВНИИТАГ и Союза архитекторов СССР «Современные проблемы формирования городской среды» (Суздаль,1989 г.). Доклады участников конференции. – Ч.1 / Сост. сб. А.А.Высоковский и Г.З. Каганов. – М.: ВНИИТАГ, 1989. – С.78-85. Или: К эстетике тоталитарных сред // Декоративное искусство СССР. – 1989. – №11.
  57. Среда и архитектура // Городская среда: проблемы существования / Под ред. А.А. Высоковского и Г.З. Каганова. – М.: ВНИИТАГ,1990. – С.157-178.
  58. Инфантилизм и схематизм в архитектуре Мельникова // Творчество. – 1990. – №11.
  59. В соавт. с Г.Ю. Сомовым. Форма в архитектуре: Проблемы теории и методологии. – М.: Стройиздат, 1990 – 344 с.: илл. (Разделы: Методологические проблемы исследования архитектурной формы. 1—3 (Проблематизация, Категория, Понятие); 4—6 (Концепции, Анализ и синтез, Судьба).
  60. «Веревки» Ильи Кабакова. Опыт интерпретации концептуалистского ассамбляжа // Советское искусствознание. – Вып.26. – М.: Советский художник, 1990. – С.33-61. Или: The Ropes of Ilya Kabakov: An Experiment in Interpretation of a Conceptual Installation // Tekstura: Russian essays on visual culture / Ed. and translated by Alla Efimova and Lev Manovich. University of Chicago Press, 1993.
  61. Мозаика чужого сознания (о творчестве И.Чуйкова) // Искусство. – 1990. – №1. Или: The mosaic of the strangers consiousness: notes of Ivan Chuikov’s oeuvre.
  62. Графические опыты Сергея Резникова // Искусство рисунка. – М.: Советский художник, 1990. – С.302-310.
  63. Мифологический субстрат советского художественного воображения // Искусство кино. – 1990. – № 6. – С.92-94.
  64. Архитектура и герменевтика (Введение) // Иконография архитектуры: Сборник научных трудов / Под ред. А.Л. Баталова. – М.: ВНИИТАГ, 1990. – С.5-15.
  65. Об интеллектуальном суверенитете архитектуры // Архитектура и культура: Сборник материалов Всесоюзной научной конференции. / Сост. И.А. Азизян, Г.С. Лебедева, Е.Л. Беляева. – Ч.I. – М.: ВНИИТАГ, 1990. – C.43-48.
  66. К программе логического исследования архитектурной критики // История и методология архитектурной критики / Сост. и науч. ред. А. Раппапорт. – М.: ВНИИТИАГ, 1991. – С.4-31.
  67. Границы проектирования (Приглашение к дискуссии) // Вопросы методологии. – 1991. – №1.
  68. Утопия и авангард: портрет у Малевича и Филоноваv // Вопросы философии. – 1991. – №11.
  69. О живописи Юрия Злотникова // Творчество. – 1991. – №11.
  70. Концепции и реальность // Советское искусствознание. – Вып.27. – М.: Советский художник, 1991. – С. 41-57. Или: Concepts and Reality // Between Spring And Summer, Soviet Conceptual Art in the Era of Late Communism (Tacoma Art Museum, Institute of Contemporary Art (Boston, Mass.), Des Moines Art Center, Feb. 16 – March 31, 1991). Tacoma Art Museum, The MIT Press, 1990.
  71. Историческое и вечное в архитектуре // Проблемы истории архитектуры: Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции в Суздале. – Ч.1. – М.: ВНИИТИАГ, 1991. – С.11-14.
  72. From error to terror // International Architecture and construction. – London, 1993. – Vol.1. – Issue 2. – P.107-110.
  73. Внутренний космизм в творчестве Франциско Инфантэ // Волшебная гора, выпуск 2. – М., 1993. – С. 338-347.
  74. Заметки о природе архитектуры // Вопросы искусствознания. – 1994. – Вып.1. – С.25-49.
  75. Paper architecture. A postscript // Post-Soviet art and Architecture. Εdited by Alexey Yurasovsky and Sophie Ovenden. – London: Academy Editions, 1994. –  P.128-143. Или: Бумажная архитектура. Пост-скриптум.
  76. Город Солнца // Звезда. – 1998. – №1.
  77. К пониманию архитектурной формы // Искусствознание. – 2000. – Вып.1. – С.168-226. ВАК
  78. Пульсирующее бытие. Заметки о мультфильмах-анимациях Нормана Мак-Ларена // Киноведческие записки. – 2001. – № 51. – С.206-215.
  79. Город памяти и забвения // URBANICA. Вестник. – 2001. – №3.
  80. Человек без определенного места (Борис Михайлов. «История болезни». Галерея Саатчи, Лондон, 11.09.01 — 25.11.01) // Художественный журнал. – 2002. – №42.
  81. Кандинский в Лондоне // Rossica. – 2002. – Issue 7/8: Revelations in Colour: Dionisy & Kandinsky. Или: Kandinsky in London // Ibid.
  82. Oleg Prokofiev (1928—1998). Compositions In Sculpture And Painting // Rossica. – Issue 9. — 2003. – P.44– 49. Или: Олег Прокофьев (1928—1998). Композиции в скульптуре и живописи // Ibid.
  83. Третий дизайн // Проблемы дизайна: Сборник статей / Под редакцией В.Л. Глазычева. – М.: Союз дизайнеров России, 2003. – 256 с., илл.
  84. Санкт-Петербург: Америка или Египет? // Всемирное слово: Международный журнал. – 2003. – №16. – С.11-18.
  85. Вечное, историческое и конъюнктурное в архитектурном формообразовании: к вопросу о принципах в архитектурном мышлении // Искусствознание. – 2004. – Вып.1. – С.493-507.
  86. Девяносто девять писем о живописи. (Серия: Очерки визуальности). – М.: НЛО, 2004 – 344 с., ил.
  87. Небо в русском пейзаже // Rossica. — Issue 14: Russian Summer in London. Или: The Sky in the Russian Landscape // Ibid.
  88. Женщина и архитектура // 100% Красный. – 2004. – №19 (декабрь).
  89. Ахиллесова пята // Кентавр. Альманах. – 2004. – №33.
  90. Воображение и мышление // Кентавр. Альманах. – 2004. – №33.
  91. Архитектура на рубеже эпох // Российский архитектурный портал.
  92. Вещи и слова (против заговора молчания) // Российский архитектурный портал.
  93. Библиотека имени Ленина // Звезда. – 2004. – № 4.
  94. Проект и время // Проблемы дизайна-2: Сборник статей / В.Л. Глазычев и др. – М.: Архитектура-С, 2004. – C.22-47.
  95. Застывшая музыка // Интернет-журнал «Архитектор» Союза московских архитекторов, 11 июля 2005.
  96. Неопознанная утопия: «Вакх» Рубенса из собрания Эрмитажа // Лебедь. Независимый альманах. – 2006. – №482.
  97. Деталь и крупный план // Интернет-журнал «Архитектор» Союза московских архитекторов, 19 сентября 2006.
  98. Коринфская капитель: смыслы мифа и формы // Интернет-журнал «Архитектор» Союза московских архитекторов, 25 сентября 2006.
  99. Еще раз о застывшей и не застывшей // Интернет-журнал «Архитектор» Союза московских архитекторов, 9 октября 2006.
  100. Онто- и филогенез архитектуры // Интернет-журнал «Архитектор» Союза московских архитекторов, 20 декабря 2006.
  101. О гуманизме архитектуры // Интернет-журнал «Архитектор» Союза московских архитекторов, 29 мая 2007.
  102. Тайна и соблазн теории архитектуры // Интернет-журнал «Архитектор» Союза московских архитекторов, 17 августа 2007.
  103. Архитектурный Китай и «планетарная клаустрофобия» // Интернет-журнал «Архитектор» Союза московских архитекторов, 25 декабря 2007.
  104. Джон Рёскин и его «Семь светочей архитектуры» // Рёскин Д. Семь светочей архитектуры. Пер. с англ. (Серия «Художник и знаток»). – СПб.: Азбука-классика, 2007. – С.7-42.
  105. Пять проблем теории архитектуры XXI века // Вестник Европы. – 2007. – №19-20.
  106. Новый Иерусалим // Интернет-журнал «Архитектор» Союза московских архитекторов, 18 января 2008.
  107. Что такое архитектура? // Интернет-журнал «Архитектор» Союза московских архитекторов, 2 апреля 2008.
  108. Форма и смысл // Искусство = The art magazine. – 2008. – №4: Форма и содержание. – С.36-41.
  109. Тунгусский метеорит отечественного архитектуроведения // Искусствознание. – 2008. – №3. – С.96-144.
  110. Очерки истории и теории архитектуры Нового и Новейшего времени / Под. ред. И.А. Азизян. – СПб.: Коло, 2009. (Разделы: Глава 7. Дух времени и архитектура XIX века; Глава 8. «Семь светочей архитектуры» Джона Рёскина: вчера и завтра. С.135-217.)
  111. Архитектура и миф // Вопросы теории архитектуры: Архитектура и культура России в XXI веке / Под ред. И.А. Азизян. – М.: Книжный дом «Либроком», 2009. – C.427-465.
  112. Оглушительное молчание. Фотографии А.Слюсарева // Государственный центр современного искусства, 12 октября 2009.
  113. Жизнь и смерть стены // Интерактивная архитектурная сеть «Архитектор» (archinfo.ru), 21 декабря 2009.
  114. Судьба архитектора // Интерактивная архитектурная сеть «Архитектор» (archinfo.ru), 23 декабря 2009.
  115. «Сталинский ампир» — гипнотизм и наркотизм стиля // Архитектура сталинской эпохи: Опыт исторического осмысления / Сост. и отв. ред. Ю.Л. Косенкова. – М.: КомКнига, 2010.
  116. Наваждение культуры. Сонеты Шекспира и усилия их читателей // Независимая газета, 25 марта 2010.
  117. Умирание архитектуры и искусства // Искусствознание. – 2010. – №1-2.
  118. Загадка и секрет Палладио (Юбилейные размышления) // Искусствознание. – 2010. – №1-2.
  119. Архитектура и революция // Интерактивная архитектурная сеть «Архитектор» (archinfo.ru), 23 июля 2010.
  120. Мутации и выбор // Интерактивная архитектурная сеть «Архитектор» (archinfo.ru), 23 июля 2010.
  121. Энтузиазм и неисчерпаемость // Интерактивная архитектурная сеть «Архитектор» (archinfo.ru), 23 июля 2010.
  122. Искусство архитектора // Искусство = The art magazine. – 2010. – №4: Архитектор как художник.
  123. Открытость или неисчерпаемость // Следующий шаг. – 2010.
  124. Пространство и субстанция. Часть 1. От функции к пространству // ACADEMIA. Архитектура и строительство. – 2012. – №2. – С.20-23
  125. Пространство и субстанция. Часть 2. // ACADEMIA. Архитектура и строительство. – 2012. – №3. – С.14-17.
  126. Пространство и субстанция. Часть 3. Публичное пространство // ACADEMIA. Архитектура и строительство. – 2012. – №4. – С.8-11.

Рецензии

  1. Рецензия на книгу Мишеля Рагона «Города будущего» // Декоративное искусство СССР. – 1970. – №1.
  2. Рецензия на книгу Сэнфорда Квинтера «Архитектура времени» // Проект Россия. – 2001. – №33.
  3. Необычная книга. Рецензия на книгу на книгу Ю.Б. Бархина «Архитектура как яблоко душеспасения и греха: Эпифеномены душеспасения. Всеединая методологическая живопись. Бяки и натюрвиты» // Интернет-журнал «Архитектор» Союза московских архитекторов, 28 октября 2003.
  4. Рецензия на книгу Марка Вигли «Архитектура деконструкции» // Проект Россия. – 2005. – №35.
  5. Проект и преступление: О книге Хола Фостера «Design and Crime» // Проект Россия. – №38. – 2005.
  6. Бессмертный Паперный. Рецензия на книгу Владимира Паперного «Культура Два» // Интернет-журнал «Архитектор» Союза московских архитекторов, 7 апреля 2006.

Интервью

  1. Эпоха жизни в пространстве подходит к концу. Интервью для журнала «100% Красный». – 2005. – №22. Беседовал Александр Скидан.
  2. Архитектура против дизайна. Интервью для журнала «Под ключ». – 2008. – №9(73). – С.50-51. Беседовала Ирина Че.
  3. Архитектура зрелища: Беседа о современном театральном строительстве. Интервью для журнала «60 параллель». – 2009. – №2(33). С А. Раппапортом и С. Гнедовским беседовала Анастасия Гриб.
  4. Башня Татлина. Миф об Икаре в советской архитектуре. Интервью для журнала «60 параллель». – 2009. – №4(35). Беседовала Анастасия Гриб.
  5. Интервью для журнала «Проект-Байкал». – 2009. – Декабрь.
  6. «В состоянии почти вселенского потопа...»: из редакционной переписки Юлии Неруш и Александра Раппапорта // Журнал «60 параллель». – 2010. – №1(36).
  7. Дискуссия «О модернизме, традиционализме и красоте» // Журнал «Капитель». – 2010.

Блог «Башня и Лабиринт» (http://papardes.blogspot.ru/)

Число опубликованных текстов в блоге «Башня и лабиринт» более 3 000. Средний размер текста 10 000 знаков с пробелами. Итого 750 ак. л. Общее число посещений на февраль 2016 г. – 1 млн.