Гл. ред. и сост. А. Ю. Казарян. – М.-СПб.: Нестор-История, 2019. – 304 с.

ТИТУЛ И СОДЕРЖАНИЕ (pdf)

Р. Г. Мурадов
АРХИТЕКТУРНЫЙ ФЕНОМЕН В СИСТЕМЕ ПЕРВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Около 150 древних поселений разной величины, зарегистрированных в низовьях старой дельты реки Мургаб на юге Туркменистана и датированных периодами средней и поздней бронзы, а также несколько синхронных памятников, обнаруженных в приамударьинских районах на севере Афганистана и на юге Узбекистана, дали впечатляющий материал для новой версии начала истории архитектуры этого региона мира. Все найденные поселения принадлежат Бактрийско-маргианскому археологическому комплексу (БМАК), часто именуемому также «Цивилизацией Окса», и входили в состав микрооазисов - так называемых номов, если следовать месопотамской традиции. В некоторых из них присутствуют явные признаки административных и культовых центров, резко контрастирующих с окружающей бытовой застройкой. Археологи, открывшие и раскопавшие эти объекты, наметили векторы влияний и обозначили процесс эволюции местной строительной практики. Была также предпринята попытка выявить заимствования из протоиндийской цивилизации, Месопотамии и сиро-анатолийского мира. Уточнялась степень проникновения элементов БМАК в античную и средневековую архитектуру Ирана и Центральной Азии. Тем не менее вопросов здесь больше, чем ответов. В статье представлен обзор изученных сооружений, позволяющий увидеть вероятные истоки основных архитектурно-планировочных принципов, распространенных на означенной территории в доахеменидский период. Генезис БМАК - тема дискуссионная, и пока можно лишь предполагать, кем были носители этой бесписьменной культуры, откуда они пришли, какие образы служили эталонами в их строительной деятельности. Как бы то ни было, мы имеем большой фактический материал, который слабо представлен в историографии архитектуры Древнего мира и должен быть рассмотрен в техническом, функциональном и социальном аспектах. Попытка наметить контуры такого исследования, решающего проблемы интерпретации остатков монументальной архитектуры, предпринята в настоящей статье. Самобытность бактрийско-маргианской архитектуры определяет совершенно новый тип сооружений, которого не было прежде. Это «крепости», чьи планировочные схемы в виде квадрата или прямоугольника с прямоугольными или круглыми башнями на углах и по периметру стен, а также с круглым планом отличаются от более ранних энеолитических структур четким построением геометрических форм, стремлением придерживаться правил симметрии. Такие схемы получили самое широкое распространение несколько веков спустя, когда другие уникальные формы материальной культуры БМАК (керамика, глиптика, мелкая пластика и др.) были совершенно забыты. И только в архитектуре последующих эпох - от восточного эллинизма до вернакуляра XIX в. - продолжал воспроизводиться древний фортификационный канон. Все упомянутые в статье памятники наглядно свидетельствуют о зарождении монументальности в архитектуре раннеземледельческих цивилизаций, оказавшихся на периферии древневосточного мира и не знавших прежде ни такой масштабности, ни такого геометризма. Это стало возможным в результате глубоких изменений в социальной жизни местных сообществ, которые накопили материальные ресурсы и идеологический капитал для осуществления беспрецедентных по объему строек. Монументальность как формальное свойство элитных резиденций и религиозных зданий стала выражением культурной мутации, происходившей в процессе включения Бактрии и Маргианы в обширную сеть межрегиональных контактов. Репрезентативная архитектура БМАК была самобытной новацией на рубеже III-II тысячелетий до н. э. и сошла со сцены, оставив после себя угасшие храмы, которые сменились укрепленными сооружениями дворцового типа. Сама эта цивилизация исчезла, когда единство условий, предопределявших ее существование, было нарушено. Жречество как особая каста частично потеряло свое прежнее высокое положение, хотя явно привнесло старую символику и традиции в преемственный цикл развития монументальной архитектуры Центральной Азии в раннем железном веке и значительно позже.

Ключевые слова: Центральная Азия, эпоха бронзы, Бактрийско-Маргианский археологический комплекс, репрезентативная архитектура, монументальность

R. G. Muradov
THE ARCHITECTURAL PHENOMENON IN THE SYSTEM OF THE FIRST CIVILIZATIONS

About 150 ancient settlements of different sizes, recorded in the lower reaches of the old delta of the Murgab River in southern Turkmenistan and dated to middle and late Bronze Age, as well as several contemporaneous monuments found in the Amur-Darya regions in northern Afghanistan and southern Uzbekistan, supplied impressive material for the new version of the beginning of the history of architecture in this region of the world. All the settlements found belong to the Bactrian-Margiana archeological complex (BMAK), often also called the Oxis Civilization, and were part of the micro-oases, the so-called noms, according to the Mesopotamian tradition. In some of them there are clear traces of administrative and religious centers, in sharp contrast to the surrounding residential buildings. Archaeologists who discovered and excavated these objects, outlined the vectors of influence and outlined the process of evolution of local construction practices. An attempt was also made to uncover borrowings from the Indus Civilization, Mesopotamia and the Syro-Anatolian world. The degree of penetration of the elements of the BMAK into the ancient and medieval architecture of Iran and Central Asia was clarified. However, there are more questions than answers. The article presents an overview of the structures studied, which makes it possible to see the likely origins of the main architectural and planning principles prevalent in the designated area in the pre-Achaemenid period. The genesis of the BMAC is a debatable topic and so far one can only guess who the bearers of this pre-writing culture were, where they came from, what images served as benchmarks in their construction activities. Albeit, we have a large amount of factual material that is poorly represented in the historiography of the architecture of the Ancient World and must be considered in technical, functional and social aspects. An attempt to outline the contours of such a study, which solves the problems of interpreting the remnants of the monumental architecture, has been made in this article. The originality of the Bactrian-Margiana architecture defines a completely new type of structure, which was not there before. These are “fortresses” whose planning schemes in the form of a square or rectangle with rectangular or round towers at the corners and along the perimeter of the walls, as well as with a circular plan, differ from the earlier Eneolithic structures by the precise construction of geometric forms, by the desire to adhere to the rules of symmetry. Such schemes became most widespread a few centuries later, when other unique forms of BMAK material culture (ceramics, glyptics, small works of plastic art, etc.) were completely forgotten. And only in the architecture of the subsequent epochs - from Eastern Hellenism to Vernacular of the 19th century did the ancient fortification canon continue to be reproduced. All the monuments mentioned in the article clearly indicate the origin of monumentality in the architecture of early agricultural civilizations that turned out to be on the periphery of the ancient Eastern world and did not know any such scale and such geometricism before. This became possible as a result of profound changes in the social life of local communities, which have accumulated material resources and ideological capital for the implementation of unprecedented construction projects. Monumentality as a formal property of elite residences and religious buildings became an expression of a cultural mutation that occurred in the process of incorporating Bactria and Margiana into an extensive network of interregional contacts. The representative architecture of the BMAK was a distinctive innovation at the turn of the III-II millennia BC and left the stage, leaving behind the dead temples, which were replaced by fortified palace buildings. This civilization itself disappeared when the unity of the conditions predetermining its existence was disrupted. The priesthood as a special caste partially lost its former high position, although it clearly introduced the old symbolism and traditions into the successive developmental cycle of the monumental architecture of Central Asia in the early Iron Age and much later.

Keywords: Central Asia, Bronze Age, the Oxus Civilization, representative architecture, monumentality

DOI 10.25995/NIITIAG.2019.12.1.001

Текст полностью / Full text (pdf)


И. А. Бондаренко
О ПОСТРОЕНИИ ПАРФЕНОНА В СООТНЕСЕНИИ С ХРАМОМ ЗЕВСА В ОЛИМПИИ. НЕКОТОРЫЕ ПРОПОРЦИОНАЛЬНО-МЕТРИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

Рассмотрение храма Зевса в Олимпии в качестве образца для Парфенона позволяет установить общность и отличительные особенности построения этих двух ключевых храмов классической Греции. Автор обнаруживает в Парфеноне ряд простых модульных размерностей, соответствующих кратному числу древнегреческих мер длины, а также величинам важнейших частей храма Зевса в Олимпии. Это приводит его к выводу о том, что архитекторы исходили из задачи скомбинировать в новом сооружении предустановленные значения некоторых отрезков длины, ширины и высоты, добиваясь при этом своим искусством ощущения сбалансированности и выразительности целого. Этот вывод существенно расходится с преобладающими сегодня, но недостаточно обоснованными представлениями о том, что такие выдающиеся произведения античной архитектуры, как Парфенон, были проникнуты насквозь изощренными пропорциональными закономерностями, во главе с так называемым «золотым сечением».

Ключевые слова: архитектура античной Греции, храм Зевса в Олимпии, Парфенон, пропорционирование, модульные соразмерности, построение архитектурной композиции

I. A. Bondarenko
COMPOSITION OF THE PARTHENON IN RELATION TO THE TEMPLE OF ZEUS IN OLYMPIA: PROPORTIONAL OBSERVATIONS

Considering the temple of Zeus in Olympia as a model for the Parthenon allows us to establish the common and distinctive features of these two key temples of the Classical Greece. The author discovers in the Parthenon a number of simple modular proportions corresponded to the Ancient Greek measures of length, as well as to the dimensions of the most important components of the Temple of Zeus in Olympia. This leads to the conclusion that the architects proceeded from the task of combining in the new building the predetermined values of some segments of length, width and height, while at the same time achieving a sense of balance and expressiveness of the whole. This conclusion is significantly at variance with the prevailing but insufficiently substantiated idea that such outstanding works of ancient architecture as the Parthenon were imbued with sophisticated proportional laws, such as the so-called "golden section".

Keywords: architecture of the Ancient Greece, the temple of Zeus in Olympia, Parthenon, proportioning, modular proportionality, architectural composition

DOI 10.25995/NIITIAG.2019.12.1.002

Текст полностью / Full text (pdf)


С. С. Ванеян
КАМЕНЬ И ПРЕТКНОВЕНИЕ — I. Священное, выстроенное, разрушенное — между Заветами

После череды храмов Первого Завета, перед нами храм, устроенный иначе: это сам Новый Завет, Евангелие и остальные тексты с финальным Откровением Иоанна. Все они - формы особой экзегетической постройки, преодолевающей прежний опыт храмового Богообщения. Можно сказать, что вместо Храма Давида, Храма Иезекииля или Ездры, выстраивается Иной Храм - Храм Иисуса, т. е. Церковь как Его плоть. И Иисус, являя Себя «камнем преткновения» (Мф. 21 и др.), начинает Свое строительство (ибо Он и камень краеугольный) - с разрушения Второго Храма, сначала символически - в виде изгнания торгующих, затем пророчески - в предречении его физического разрушения, потом мистически - на Голгофе и, наконец, эсхатологически - в Небесном Граде. Это и деактуализация всей прежней семантики камня и земли - в раскрытии земных недр и выходе мертвых - с одновременным поглощением землей плоти Иисуса - в акте погребения (здесь и вся семантика пустого Гроба). Следующее звено - это эпизод побиения камнями Стефана со всеми ветхозаветными импликациями и сакраментальномиметическими прообразами. Важные узловые точки - храм плоти у Павла и концепция Жертвы «вне Града» в Послании к Евреям. Взыскание Нового Града венчается видением в Апокалипсисе (Откр 21 2) Нового Иерусалима при полном уже отсутствии Храма. Вся историческая судьба храмовой топики содержит в себе подобный символизм циклического созидания и разрушения материального и ритуального, соматического и мистического, критического и катартического. Мы начнем с некоторых лапидарнокраеугольных мотивов, связующих Первый и Новый Заветы, предварив обсуждением «монументальной теологии» Ф. Пипера - этой весьма отрефлексированной архитектонически-эпистемологической метафоры, с присущей ей перформативно-трансформативной эвристикой.

Ключевые слова: Первый Завет, Новый Завет, Храм, Небесный Иерусалим, экзегеза, риторика, метафора, архитектоника, краеугольный камень, монументальная теология

S. S. Vaneyan
A STONE AND THE STUMBLING — I.
The holy, the established, the ruined — between the testaments

After the temples of the First Testament, we see a temple designed differently: it is the New Testament as such, the Gospel and the other texts, with final position of the Revelation to John. All of them are forms of a special exegetic “building” overcoming the old experience of communication with God in the temple, which could be an experience of trial and temptation, a painful experience of stumbling. It is possible to say that instead of the Temple of David, the Temple of Ezekiel and Ezra, the Other Temple, the Temple of Jesus is being built, which is the Church as His Flesh. And Jesus, being 'the stone of stumbling' (Mt 21 a. o.), begins His building - because He is also the Foundation Stone - from the destruction of the Second Temple, first symbolically, when he expels the money-changers from the temple, then - prophetically, when he foretells its physical and historical destruction, after that - mystically, on the Golgotha, and finally - eschatologically, in the Heavenly City. This chain of de-structions is, at the same time, a de-actualisation of all the previous fundamental semantics, of the stone and the earth. It is manifested in the opening up of the earth and the exodus of the dead, with the simultaneous devouring of Jesus's body by the same earth, in the act of His burial. Here the semantics of His empty tomb awaits us. The next link of the chain is the episode of the Stoning of Stephen, with its old-testament implications and sacramental-mimetic proto-images, expressed in its visionary, factual, apocalyptic element. Important junctures - the temple of the flesh in Paul's writings - with necessary and characteristic architectural metaphors (1 Cor 3 a. par.) and the conception of the Sacrifice 'outside the city walls' in his Letter to the Hebrews (Hebr 13 12-14). The quest for the New City culminates in the vision of it in the Revelation of New Jerusalem, when the Temple doesn't exist any longer. The entire historical destiny of the temple topica contains a similar symbolism of the cyclic building and destruction of the material and ritual, somatic and mystical, critical and cathartic. The entire history of 'erections' and 'collapses' accompanying the human experience of communication with God (first of all, in the case of the chosen people, as we focus on the First Testament with a view of the New Testament) shifts towards the essence of corporeality, first - natural and objective corporeality and then - through the architectural body to the human and God-human bodies. The next cycle of architectural-objective equivalents (symbols) of ecclesiological corporeality (the Christian experience of sacral building) leads us, on the one hand, outside the limits of verbal-textual architectonics; on the other - makes us remember about it all the time. This is clear, for example, in the experience of hermeneutical-theological reflection, with its ontological and metaphysical claims. I will start with certain crucial motifs that link the First and the New Testaments. However, before this I will discuss a particular and not very early experience of combining the architectonics of 'word and deed', - namely, the project of 'monumental theology' of F. Piper, a well-reflected upon metaphor characterised by performative-transformative heuristics, oriented, above all, towards specific affective aesthetics. It is here that we encounter the theme of reconstructing exegesis, which erects its sanctuaries of knowledge (archeological-apologetic) on the ruins (or in the crypts?) of the historical being of the old sacral topica.

Keywords: First Testament, New Testament, Heavenly Jerusalem, exegesis, rhetoric, metaphor, architectonics, foundation stone, monumental theology

DOI 10.25995/NIITIAG.2019.12.1.003

Текст полностью / Full text (pdf)


А. А. Холомеева
ФОРМИРОВАНИЕ АРХИТЕКТУРНОГО СТИЛЯ ИРАНЦЕВ IX–XI ВЕКОВ

Присоединение иранских территорий к Халифату стало событием, следствием которого явилось изменение образа жизни, мировоззрения, восприятия населением окружающего мира. Именно эти изменения в образе мышления привели, в свою очередь, к последующей трансформации художественных вкусов эпохи и формированию характерных стилистических черт в архитектуре. Из этого следует необходимость анализа вышеназванных изменений в духе эпохи, Zeitgeist, чему и посвящен второй раздел статьи. Вектор ислама стал движущей силой этих преобразований Zeitgeist. Цель настоящей статьи заключается в том, чтобы наметить условия для зарождения и становления исламской архитектуры иранцев в русле современной теории восприятия и принципов видения. Выбранный путь достижения поставленной цели соотносится с принципами осознанного видения: «видения как». Суть предлагаемого метода заключается в том, что результат восприятия субъекта зависит от трех фигур силы: самого объекта, субъекта и самого акта восприятия. На проблемном поле иранской архитектуры объектом являются иранские художники IX-XI вв., а субъектом - художественные и архитектурные формы прошлого иранцев. Вследствие применения предлагаемого метода на основе визуального опыта иранцев были выявлены составляющие процессов, задействованных в сложении художественного стиля. Едва архитекторы обращаются к традиционным формам своей культуры, они сразу же трансформируют их согласно новому исламскому дискурсу, дискурсу Zeitgeist. Другим результатом исследования является доказательство того, что архитектурный стиль IX-XI вв. является отличным от предыдущего по своей сути, несмотря на то что внешне порой угадывается развитие былых форм.

Ключевые слова: архитектура иранцев, «видение как», Венская школа искусствознания, теория видения, саккадическая зрительная память

A. A. Kholomeeva
THE FORMATION OF IRANIANS’ ARCHITECTURAL STYLE OF THE 9
TH–11TH CENTURIES

The joining of the Iranian territories to the Caliphate was the event resulting in a transformation of a way of life, thinking and a local population’s perception of the outside world. These changes in mindset, in turn, led to a subsequent transformation of the artistic tastes and the formation of the distinctive stylistic features in architecture. There is therefore a need to identify the aforementioned changes in the spirit of the times, Zeitgeist. Islam has become a driving force to the transformation of Zeitgeist. The primary aim of this article is to outline the specific conditions for the emergence and formation of Iranian Islamic architecture in accordance with the contemporary theory of perception and principles of vision. The aim is accomplished through the application of the principles of conscious vision. The essence of the proposed method is that the result of the perception of a subject depends on three components. These are object, subject and the act of perception. In our case the Iranian artists of the 9th-11th centuries are the object, the artistic and architectural forms of the past of Iranians are the subject. This procedure demonstrates, therefore, the principle of the formation of artistic forms, based on the visual experience of Iranians. Hardly had the architects appealed to their traditional architectural forms when they transformed them in accordance with the new Islamic discourse, discourse of Zeitgeist. The study also revealed that the architectural style of the 9th-11th centuries is different from what came previously, by its very nature.

Keywords: architecture of Iranians, Vienna School of art history, theory of vision, saccade-based visual memory

DOI 10.25995/NIITIAG.2019.12.1.004

Текст полностью / Full text (pdf)


А. Ю. Казарян, Е. А. Лошкарева
ПАМЯТНИК СРЕДНЕВЕКОВОГО АРМЯНСКОГО ЗОДЧЕСТВА. ЦЕРКОВЬ В НИЖНЕЙ КРЕПОСТИ (АХЧКАБЕРД) АНИ

Это вторая наша статья, освещающая итоги исследования церкви в Нижней крепости (Ахчкаберд) столицы средневековой Армении Ани, до сих пор должным образом не изучавшейся. В ней подробнее раскрываются особенности пространственной композиции и пластического декора фасадов храма, впервые обращено внимание на богатство пластики барабана, уточняется место этой постройки в развитии архитектуры и орнаментального искусства средневековой Армении. Обозначены истоки архитектурного типа крестообразных церквей с помещениями в четырех углах, легшего в основу композиции храма, и круг построек XII-XIII вв., в которых очевидна вариативность воплощений этого типа. При анализе пластики фасадов особое внимание уделено аркатуре на спаренных колонках на западном и южном фасадах церкви и оформлению окон. Замечено, что мастер Ахчкабердской церкви моделирует формы орнаментов с определенной живостью. В исполнении некоторых растительных мотивов он свободен от плоской поверхности, и резьба местами напоминает скульптуру. В статье использованы наблюдения и обмеры архитектурных фрагментов, сделанные в ходе нового посещения памятника в конце мая 2019 г. Эти данные и пока не опубликованные материалы позволяют составить реконструкцию церкви, включая ее купольную главу, которая станет основой следующей статьи об этом памятнике Ахчкаберда. Исследование убеждает в том, что эта небольшая церковь, считавшаяся ранее стоящей особняком от главных произведений средневекового армянского зодчества, являлась на самом деле одним из ключевых памятников начавшегося на рубеже XII-XIII вв. возрождения национальной архитектурной традиции.

Ключевые слова: архитектура Армении, скульптура, аркатура, Нижняя крепость, Ахчкаберд, Ани, искусство конца XII — начала XIII в.

A. Yu. Kazaryan, E. A. Loshkareva
A MONUMENT OF THE MEDIEVAL ARMENIAN ARCHITECTURE. CHURCH IN THE DOWN FORTRESS (AGHJKABERD) OF ANI

This is the authors' second article highlighted the results of the study on the architectural monument that has not been properly studied so far - the church in the Inner Fortress of the capital of the Medieval Armenia, Ani. The article discusses the features of the plan and plastic decor of the church's facades in more detail; for the first time attention is paid to the richness of the drum's plasticity. The essay also seeks to specify the place of this building in the development of architecture and ornamental art of the Medieval Armenia while tracing back the origins of the architectural type of cruciform churches with rooms in the four corners, which formed the basis of the composition of the Ani church; the spectrum of buildings of the 12th-13th centuries, in which the variations of this type are evident, are spoken about in the text as well. In the analysis of the church's exterior special attention is paid to the blind arcade on the paired columns on the western and southern façades and window decoration of the building. It has been noticed that the master of the Aghjkaberd church designed the ornament from vegetative motives artistically, and the carving in some places resembles sculpture. For the first time the relief crosses and decorative forms in the interior of the church are thoroughly analyzed, as are some carved elements in the rubble; they allow us to evaluate the variety of forms on this small monument of the medieval architecture. The authors have come to the conclusion that the architect who worked on the newly minted city ruler's orders was an outstanding master who denied a mechanistic approach to work. This is primarily manifested in his decision to "spare" the blind arcade on the northern and eastern facades, because they can be properly seen only from afar. The article uses the results of observations and measurements made during a recent visit to the site at the end of May 2019. These materials, that have not yet been published, enable an entire reconstruction of the church, including the dome, be made; it will become the basis for the next article on this monument in Aghjkaberd. The present study promote the notion that this small church, which was previously considered apart from the main works of the medieval Armenian architecture, is in fact one of the key monuments of the period of the national architectural tradition revival commenced at the turn of the 12th-13th centuries. The Aghjkaberd church was one of the first ecclesiastical buildings erected by Zakare, the ruler of the central provinces of Armenia. With it, a new image of an Armenian monastic church in its most solemn form was forging here; the image, which, on the one hand reflected the interpretations of the architectural forms of the Bagratids' era and, in particular, the Ani Cathedral, and on the other hand, demonstrated new opportunities for the façades' decoration.

Keywords: architecture of Armenia, sculpture, blind-arcade, Down Fortress, Aghjkaberd, Ani, art of the late 12th — early 13th century

DOI 10.25995/NIITIAG.2019.12.1.005

Текст полностью / Full text (pdf)


С. А. Клюев
ЦЕРКОВЬ МАРЬЯМ ДЕБРЕ ЦИОН В ИСТОРИИ СКАЛЬНОГО ЗОДЧЕСТВА ЭФИОПИИ

Скальная церковь Марьям Дебре Цион в районе Геральта региона Тыграй - это просторный светлый храм с высокими сводами, сохранивший красочные росписи двух периодов (последней трети XIV и середины XV в.). Памятник примечателен по ряду признаков. Храм отделен от скального массива с юга, запада и востока широким туннелем обходной галереи. Северный фасад, декорированный имитацией аксумской кладки, является частью скального склона. Этот трехалтарный храм принадлежит к позднесредневековому «открытому типу», где зона макдаса (алтарная часть) не отделена от кеддеста (наоса) стеной. В этой церкви, помимо богатых росписей, выполнен выразительный резной декор - нетипично многочисленные арочные ниши, размещенные в три ряда одна над другой как в зоне макдаса, так и на северной и южной стенах. Подобный декор известен лишь в двух эфиопских храмах. В статье рассматриваются вопросы генезиса плана храма Марьям Дебре Цион, проблема происхождения нетипичного декора интерьера памятника. Другой целью работы является попытка проследить влияние форм этого, во многом «новаторского» для скального зодчества Тыграй храма на ряд других скальных церквей региона.

Ключевые слова: скальное зодчество, церковная архитектура, базилика, Эфиопия, Тыграй, Марьям Дебре Цион

S. A. Klyuev
THE CHURCH OF MARYAM DEBRA-TSION IN THE HISTORY OF ETHIOPIAN ROCK-HEWN ARCHITECTURE

The rock-hewn church of Maryam Debra Tsion is located in the Garalta rocks in the Tigray region (Ethiopia). It is a well-lit church, with high arches, where there are preserved colorful paintings in two cycles (the last third of the XIVth and middle of the XVth centuries). The monument is remarkable for a number of features. The church is separated from the main-rock by a tunnel of ambulatory from the south, west and east sides. The northern facade, decorated with imitation Aksumite masonry, is part of the scarp of the rock. This three-altar church belongs to the late medieval "open type", where the maqdas (sanctuary) is not separated from the qeddest by a wall. In addition to the rich murals, this church has an expressive carved decoration - numerous arched niches atypically placed in three rows, both in the Maqdas and on the north and south walls. This type of decoration is known only in two Ethiopian churches. The article deals with the genesis of the plan of the church of Maryam Debra Tsion and the problem of the origin of the atypical decoration of the interior of this monument. Another goal of the work is to detect the influence of the forms of this, in many aspects “innovative” church, on a number of other rock-hewn churches of the Tigray region.

Keywords: rock-hewn, church architecture, basilica, Ethiopia, Tigray, Maryam Dabra Tsion

DOI 10.25995/NIITIAG.2019.12.1.006

Текст полностью / Full text (pdf)


Е. И. Кононенко
«ЗАМЕЩЕНИЕ СВЯТЫНЬ»: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АРХИТЕКТУРНОЙ ОСМАНИЗАЦИИ КОНСТАНТИНОПОЛЯ В XV–XVI ВЕКАХ

После завоевания Константинополя перед османами встала задача визуального маркирования своей победы в пространстве древнего города. Инструментом такой индикации явилось возведение султанских мемориальных комплексов (куллие) и триумфальных улу-джами (версией которых стала «большая османская мечеть») на месте наиболее значимых объектов в сакральной топографии Второго Рима, расположение которых в свою очередь было продиктовано рельефом местности. Последовательное появление новых доминант городской застройки зафиксировано на европейских гравюрах. Протянувшаяся по вершинам стамбульских холмов цепочка огромных куполов, фланкированных минаретами, не только создала новую панораму города, но повторила направление Месы - одной из главных магистралей византийской столицы. «Замещение святынь» при сохранении существовавшей сакральной топографии позволяет уточнить и расширить ряд замечаний О. Грабара, высказанных применительно к раннеисламскому материалу.

Ключевые слова: османская архитектура, «большая османская мечеть», Константинополь, сакральная топография, иеротопия, политическая риторика

E. I. Kononenko
"THE SUBSTITUTION OF SHRINES": SOME ASPECTS OF THE ARCHITECTURAL OTTOMANIZATION OF CONSTANTINOPLE IN THE 15
TH–16TH CENTURIES

After the conquest of Constantinople, the Ottomans faced the task of visually marking their victory in the space of the ancient city. The instrument of such indication was the erection of the Sultan's memorial complexes (kulliye) and the triumphal ulu-jami (the version of which was the “Great Ottoman mosque”); they were built on the site of the most significant objects in the sacral topography of the Second Rome whose location was in turn dictated by the terrain. The consistent emergence of new dominants of urban development was fixed on European prints. The chain of huge domes flanked by minarets stretching across the peaks of the Istanbul hills not only created a new panorama of the city, but repeated the direction of Mesa, one of the main highways of the Byzantine capital. The “substitution of shrines” while preserving the existing sacral topography makes it possible to clarify and expand the range of comments by O. Grabar expressed in relation to the Early Islamic material.

Keywords: Ottoman architecture, the “Great Ottoman mosque”, Constantinople, sacred topography, hierotopy, political rhetoric

DOI 10.25995/NIITIAG.2019.12.1.007

Текст полностью / Full text (pdf)


О. В. Баева
ЖИЛИЩА КРЫМА В ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ. К ПРОБЛЕМЕ ТРАДИЦИЙ И КУЛЬТУРНЫХ ВЛИЯНИЙ

Своеобразие архитектурного облика Крыма возникло из сложного переплетения природно-климатических, социально-политических и культурных факторов. Жилая архитектура, рассматриваемая в статье, отражала смену культурных доминант в регионе и вместе с тем демонстрировала устойчивые черты, незначительно эволюционировавшие на протяжении долгого времени. В итоге здесь сложились определенные типы жилища, синхронный и диахронный анализ которых позволил высказать предположения о цивилизационных влияниях и возможных источниках распространения некоторых архитектурных форм. При этом автор подчеркивает, что в Крыму из взаимодействия и взаимовлияния разных традиций рождается культурный синтез, проявившийся в утверждении устойчивых принципов и приемов в строительстве жилищ, которые длительное время сохраняли узнаваемые элементы. На конкретном фактическом материале в статье показано, что эти элементы крымского жилища распространяются за пределы региона.

Ключевые слова: архитектура Крыма, жилища Крыма, жилища донских армян

O. V. Baeva
THE DWELLING OF CRIMEA IN THE PERIODS OF THE MIDDLE AGES AND THE NEW TIME. TO THE PROBLEM OF TRADITIONS AND CULTURAL INFLUENCES

The specificity of the Crimea's cultural image derives from the complex interweaving of climatic, socio-political and cultural factors. The ethnocultural history of the peninsula, located at the crossroads of civilizations, is characterized by diverse manifestations of acculturation, consolidation, assimilation, and coexistence of various ethnic groups. The residential architecture, examined in the article, was one of the main cultural components of this historical community. It reflected the change of cultural focuses in different historical periods, and at the same time showed some common features that have evolved rather slightly over a long time. The article analyzes residential development of the Crimea in the Middle Ages and Modern Times in order to identify the common characteristics and ways of shaping the local traditions, their origins and cultural influences. Unfortunately, the history of the Crimean dwellings remains one of the least studied components of the architecture on the peninsula, although that can be easily explained by the considerably limited nature of the factual material. The lack of interest in this issue allowed the narrow understanding of the phenomenon of the residential architecture of Crimea to be affirmed, while it has been given the role of a recipient in intercultural interaction, only assimilating influence from outside. Until now, vast majority of studies have been limited to the attempts to find the original source of its forms. Certainly, such an analysis can be considered justified because many settlers were carriers of the advanced culture of their time, and their influence can be traced quite clearly. The article surveys the architecture of several prevailing types of dwellings that have been established in Crimea: stone houses with an imposing second floor, houses with balconies on consoles, structures made of flat boards folded "v oblo" (with the ends protruding), and houses with a flat earthen roof. It has been demonstrated that these structures had minor "ethnic" differences, which manifested mainly in floor plans due to particular religious regulations. The architectural traditions of these dwellings represent various layers that have been formed by the culture of peoples who lived in these territories in different historical periods; these traditions were closely associated with the architecture of the ancient and "barbarian" world and demonstrated a significant influence from the architecture of the Western Asia, especially Asia Minor. By the end of the researched period, the urban settlements of the peninsula bore a close resemblance to the cities of the Ottoman Empire. The specificity of an Islamic city is manifested here in the architectural appearance, social organization and structure of the city. At the same time, the interaction of different customs formed a synthesis displayed in the formation of enduring types of housing with their recognizable features. An important trait of the Crimean houses was almost obligatory presence of an aivan-gallery (open porch) or an overhanging balcony, located on the longitudinal or transverse facade. Over time, they begin to be covered with boards or glass, which can be explained by the desire to increase the total space of the house. Such a desire to increase the space was manifested in the arrangement of the protruding second floor with its hanging part supported by the brackets or columns. The author notes that gallery houses were common among many nations, but their origins, evolution, and forms are defined by initially different functions. On the specific factual materials, the article illustrates that the forms and elements of the Crimean dwellings extend beyond the region. For example, Armenians who were resettled from the Crimea to the territories of the Lower Don built their houses based on the Crimean patterns. Therefore, we can talk about the cultural contribution of the Crimean architecture beyond its borders. Outlining this problem, the author emphasizes that it requires further scrutiny and attention from representatives of various sciences.

Keywords: architecture of Crimea, Crimean dwellings, houses of the Don Armenians

DOI 10.25995/NIITIAG.2019.12.1.008

Текст полностью / Full text (pdf)


В. Л. Попова
ОРДЕРНЫЕ КНИГИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ В НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ТЕОРИИ

Статья посвящена специфике освоения ордерной формы мастерами заальпийской Европы, показанной на примере немецкоязычных ордерных книг XVI-XVII вв. Ордерные руководства систематизированы в хронологическом порядке, показано влияние на их авторов итальянских и нидерландских трактатов, а также роль архитектурного орнамента и его взаимосвязь с ордером в единой системе оформления фасадов зданий. Акцент при этом сделан на приоритет семантики ордера и, в частности, опоры над архитектоникой как главной особенности архитектурного менталитета немецкоязычных архитектурных теоретиков.

Ключевые слова: ордер, архитектурный орнамент, иконология, ордерные книги, Германия, Нидерланды, Эрик Форссман

V. L. Popova
BOOKS ABOUT ORDERS AND THEIR ROLE IN THE GERMAN ARCHITECTURAL THEORY

The article is about the specific reception of the architectural orders by the masters of transalpine Europe on the example of German books about orders in the period of the 16th-17th centuries. The material is chronologically systemized in the light of the influence of Italian and Netherlandish theoretical sources and of the cross-influence of order and ornament in the frames of the holistic system of façade decoration, stressing the semantics of the order and its priority over architectonic as the main trait of the German architectural mentality.

Keywords: order, architectural ornament, books about orders, Germany, Netherlands, Erik Forssman

DOI 10.25995/NIITIAG.2019.12.1.009

Текст полностью / Full text (pdf)


Ю. Г. Клименко
РОЛЬ ПЛОСКОЙ «ИТАЛЬЯНСКОЙ» КРОВЛИ В АРХИТЕКТУРЕ ФРАНЦУЗСКОГО КЛАССИЦИЗМА

Статья посвящена изучению эволюции кровельного искусства в архитектуре Франции XVII - начала XIX в. При всеобщем интересе к истории возникновения и расцвета французского классицизма, оказавшего существенное влияние на культуру всех стран, вопрос о роли новой формы кровли, причинах ее появления обычно остается за границами внимания исследователей. Переход от мансарды к плоской кровле, которую французские мастера называли «итальянской», сопровождался значительными конструктивными и инженерными новшествами. С целью их изучения в статье особое внимание было уделено анализу архитектурных увражей, многочисленных строительных трактатов, практических руководств, отражающих внимание архитекторов к развитию новой формы завершения зданий. Поиски новой модели идеальной кровли рассматриваются на конкретных архитектурных примерах Франции. К исследованию были привлечены не только реализованные постройки, но и проекты, оставшиеся неосуществленными, а также учебные проекты, исполненные в Королевской Академии архитектуры Парижа и в других образовательных центрах. Подобный подход позволяет учитывать процессы, разворачивавшиеся в официальных органах и в частных программах заказчиков разного уровня. Таким образом, наряду с конкретными вопросами, касающимися устройства плоской кровли, в статье затрагивается широкий круг общих проблем архитектуры французского классицизма и принципов его атрибуции, что представляется на редкость существенным. В работе последовательно прослеживается, каким образом эволюция формы кровли изменяла облик отдельных построек, архитектурных ансамблей и городского пространства. Широкое распространение строительного опыта французских кровельщиков при переносе знаний в другие страны претерпевало существенные метаморфозы. Это отражено в серии попыток реализовать проекты французского классицизма в России местными мастерами. Совершенно очевидно, что игнорирование особенностей кровли приводит к грубым ошибкам при современной реставрации памятников, а недооценка роли подлинных конструктивных элементов заканчивается их сносом или заменой.

Ключевые слова: французский классицизм, неоклассицизм, мансарда, кровельное искусство, инженерный век, архитектурные трактаты

Yu. G. Klimenko
THE ROLE OF A FLAT "ITALIAN" ROOF IN THE ARCHITECTURE OF FRENCH CLASSICISM

The article is devoted to the study of the evolution of roofing art in French architecture of the 17th - early 19th centuries. With general interest in the history of the origin and rise of the French classicism that much influenced the culture of all countries, the issue on the role of the new roof shape and the reasons for its appearance is usually not considered by researchers. Starting from the 17th century orientation to the Italian architecture resulted in the idea to reproduce flat roof - terraces. The refusal to use the mansards and the construction of a new type of roof, which the French masters called “Italian”, was accompanied by significant design and engineering innovations, taking into account local climate features. With the aim of studying the technological discoveries, this paper paid special attention to the analyses of illustrated architectural editions, numerous construction essays and practical manuals reflecting the attention of architects to the development of a new form of building completion. Actually the difficulty in constructing a false ‘flat’ roof with numerous slopes hidden behind the attic allows us to call it the ‘fifth façade’. The search for a new model of an ideal roof is examined with specific architectural examples from the era of classicism and neo-classicism in France. At the same time, not only realized constructions were involved in the research, but also inсomplete projects, as well as class designs executed at the Royal Academy of Architecture in Paris and other study centres. Such an approach allows us to take into account the processes unfolding within official bodies and in private programmes of numerous customers at different levels. In that way, along with specific issues relating to the construction of the flat roof, the paper addresses a wide range of general problems of the architecture of the French classicism, and the principles of its attribution. The paper consistently traces how the evolution of the roof shape has changed the appearance of individual buildings, architectural ensembles and urban space. When spreading the building experience of the French roofers in other countries, of particular interest are issues related to the attempts to reproduce the flat type of roof during the projects’ implementation in Russia, executed by Parisian architects, who have not travelled outside of France (J.-F. Blondel, Ch.-L. Clérisseau, Ch. de Wailly, L.J. Desprez, J.-J. Guerne, Cl.-N. Ledoux and many others). Often it was exactly the lack of feasibility of the repetition of complex structures that caused stylistic metamorphoses in the Russian buildings. It is this analysis which reveals the route through which the construction school principles spread and allows tracing the peculiarities of the French classicism infiltration into the architectural culture of numerous countries (like neighboring countries Austria, Belgium, Germany, Poland and many others), both neighbouring and very distant ones (USA, Russia and many others). Studying the technology of construction of a new roof, invented in France, was necessary as a form of introduction to the achievements of the European culture of the Age of Enlightenment. However, nowadays, ignoring research on the features of roofing art results in blunders during the restoration and reconstruction of historical monuments, and underestimating the role of genuine structural elements ends with their demolition or replacement.

Keywords: French classicism, neo-classicism, mansard, roofing art, engineering age, architectural tractates

DOI 10.25995/NIITIAG.2019.12.1.010

Текст полностью / Full text (pdf)


В. М. Чекмарёв
СТАНОВЛЕНИЕ АНГЛИЙСКОЙ НЕОГОТИКИ НА РУБЕЖЕ XVII–XVIII ВЕКОВ. К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Статья посвящена проблеме становления неоготической традиции в архитектуре Британии на рубеже XVII-XVIII вв. Вопрос о начале возрождения интереса к готическому наследию в Англии достаточно сложен. Однако само его рассмотрение приобретает особую актуальность в контексте пришедшегося на XVIII-XIX вв. общеевропейского интереса к возрождению национальных особенностей средневекового зодчества. Традиции готического строительства в Англии практически никогда не прекращали своего существования, однако следует различать их от сознательного воскрешения средневекового наследия, происходящего на рубеже эпохи Стюартов и георгианского времени. На примере как церковных, так и светских построек трех крупнейших британских архитекторов этого времени: К. Рена, Н. Хоксмура и Дж. Ванбру - прослеживаются пути интеграции готических элементов в художественную систему барокко. Важно отметить, что именно восприятие и интерпретация готической традиции, происходящая в рамках эстетики барокко, существенным образом отличает эти памятники от построек середины XVIII в., относящихся к так называемому периоду «рокайльной неоготики». Английское неоготическое движение рубежа XVII-XVIII вв. было вызвано к жизни всем спектром условий переломного в художественном отношении периода. Самый факт появления этого феномена свидетельствует о наличии своеобразного противоречия, когда еще новые, находящиеся в процессе становления эстетические идеи, будучи соответственно материализованы средствами архитектурной пластики, вынуждены изначально существовать в узких рамках уже сложившихся и признанных стилевых форм. Поначалу практически неотделимая от иных стилистических установок неоготика наиболее зримо заявляет о себе на завершающем этапе развития в Англии стиля барокко. Ее зарождение, по сути, пришлось на время стилистической неопределенности или неполной выраженности того или иного архитектурного направления в русле целостной национальной культуры.

Ключевые слова: архитектура Англии, неоготика, барокко, Кристофер Рен, Николаус Хоксмур, Джон Ванбру

V. M. Chekmarev
ESTABLISHMENT OF ENGLISH NEO-GOTHIC AT THE TURN OF THE 18
TH CENTURY. ON THE PROBLEM DEFINITION

The article concerns the problem of the Neo-Gothic tradition establishment in Britatin at the turn of the 18th century. The question when the revival of the interest toward the Gothic heritage first took place is rather complicated. This phenomenon is a part of a more wide process of arising interest for the national medieval heritage in Europe. Traditions of Gothic architecture practically never stopped in England, but it is important to stress the difference between them and the revival of medieval heritage in Late Stuart epoch and at the turn of the Georgian era. As an example the works of three most important Britain architects of the period (C. Wren, N. Hawksmoor and J. Vanbrough) are chosen to show the ways how the Gothic elements were integrated in the artistic system of the Baroque. It is also important to stress that the reception and interpretation of Gothic tradition of this period differs from that seen in the buildings of the middle of the 18th century, the period of so called Rococo Gothic. English Gothic revival at the turn of the 18th century was inspired by the complicated conditions of this crucial period. The fact that this phenomenon emerges shows a certain contradiction between the new esthetic ideas that had to exist within the old stylistic system. Neo-Gothic first proclaims its existence in England at the end of the Baroque epoch. It establishes in the time of some stylistic uncertainty in the national architecture and culture in general.

Keywords: architecture of England, Neo-Gothic, Baroque, Christopher Wren, Nikolaus Hawksmoor, John Vanbrough

DOI 10.25995/NIITIAG.2019.12.1.011

Текст полностью / Full text (pdf)


А. Г. Вяземцева
СОВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА В ИТАЛИИ И ИТАЛЬЯНСКАЯ АРХИТЕКТУРА В СССР В 1920–1930-Е ГОДЫ: ВЫСТАВКИ, ПУБЛИКАЦИИ, СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ

Несмотря на то что искусство и архитектура 1920-1930-х гг., а в особенности «тоталитарное искусство» давно изучаются и как особое социально-культурное явление, и как собственно эстетический феномен, вопрос о контактах между двумя странами остается все еще малоизученным и часто сводится к выявлению схожих черт и тенденций в искусстве различных «режимов», сформировавшихся в странах Европы после Первой мировой войны. Задачами исследования являются выявление роли архитектуры в истории становления и сближения двух самых молодых европейских тоталитарных систем ХХ в. - фашизма и большевизма, демонстрация наличия контактов, их обстоятельств и специфики, проанализировать восприятие архитектуры СССР в Италии и взаимное влияние их архитектуры и архитектурной полемики, а также обозначить масштаб взаимодействия программно противоположных и идеологически «враждующих» политических систем. Материалом исследования послужили итальянские и советские архитектурные журналы и газеты 1920-1940-х гг., каталоги выставок тех лет, мемуары путешественников, а также документы из российских и итальянских архивов.

Ключевые слова: советская архитектура, архитектура авангарда, Италия, СССР, международные отношения, международные выставки, Россия и Запад

A. G. Vyazemtseva
SOVIET ARCHITECTURE IN ITALY AND ITALIAN ARCHITECTURE IN USSR IN 1920–1930S: EXHIBITIONS, PUBLICATIONS, PROJECTS

Even though the art and architecture between two wars, and in particular, those, developed under dictatorship, have been studied for a long time as a social, cultural and esthetic phenomenon, the question of the direct collaboration between Italian and Russian and Soviet art and architecture is still not sufficiently explored. In fact, the researches dedicated to the “totalitarian art” are mostly focused on the similarity of ideological targets, artistic languages and administration strategies. This article has the task to bring the light to the role of architecture in the process of rapprochement of two youngest totalitarian systems in Europe - fascist in Italy and Bolshevik in Russia-USSR, showing the interactions, peculiarities, through the analysis of the perception of the Soviet architecture in Italy and vice versa. It shows that this underexplored period was in fact a period of vivid mutual interest of two cultures that was a fruit of sincere curiosity of architects and professionals from both sides. Moreover, it investigates the importance of mutual influence of two culture, divided by political controversies. The present research is based on the documents from Italian and Russian archives, Soviet and Italian magazines, newspapers of the 1920-1930s, exhibition catalogues and travelers’ memories.

Keywords: Soviet architecture, Avant-guard architecture, Italy, USSR, international relations, international exhibitions, Russia and the West

DOI 10.25995/NIITIAG.2019.12.1.012

Текст полностью / Full text (pdf)


Ю. Д. Старостенко
ZLIN — ИДЕАЛЬНЫЙ ГОРОД МЕЖВОЕННОГО ЧЕШСКОГО МОДЕРНИЗМА

В статье описывается архитектурно-градостроительное развитие чешского города Злина (Zlín) в 1920-1930-е гг. За два межвоенных десятилетия небольшой средневековый город, каким был Злин в конце существования Австро-Венгерской империи, превратился в большой промышленный центр первой Чехословацкой Республики. Ключевую роль в этом преобразовании города сыграли владельцы обувной фабрики «Батя» (Baťa), которая была крупнейшим предприятием города. Видя залог успеха фирмы в благополучии ее сотрудников, владельцы фабрики считали необходимым обеспечивать их жильем и различными объектами социальной и культурной сферы. В течение 1920-1930-х гг. на основе идеи города-сада для Злина было разработано несколько проектов планировки; была выработана особая типология и особый облик двух- и четырехквартирных жилых домов фирмы «Батя», которые сегодня известны как «батевы домики»; специально для фирмы «Батя» была разработана конструктивная система, которая обеспечивала возможность скоростного возведения как новых производственных корпусов, так и общественных зданий. Использование единых конструктивных решений и материалов, внедрение принципов стандартизации и типизации, с одной стороны, обеспечивало высокие темпы развития города, а с другой -привело к формированию уникального, узнаваемого облика Злина, который привлекал сторонников «современной архитектуры», в том числе Ле Корбюзье. Опыт, накопленный в Злине, позволил архитекторам фирмы «Батя» разработать множество проектов небольших промышленных городов, которые строились фирмой по всему миру, а также начать работу над проектами «идеальных промышленных городов». Совокупность всех этих факторов и высокий процент реализации всех архитектурных и градостроительных проектов, разработанных для Злина, и сформировали представление о нем как об идеальном городе межвоенного чешского модернизма.

Ключевые слова: промышленный город, идеальный город, планировка городов, архитектура модернизма, Злин, Чехословакия

Yu. D. Starostenko
ZLIN AS AN IDEAL CITY OF INTERWAR CZECH MODERNISM

The article describes the architectural and urban development of the Czech city Zlín in the 1920s-1930s. Zlín, a small medieval city at the end of the Austro-Hungarian Empire, during two interwar decades, turned into a large industrial center of the first Czechoslovak Republic. The key role in this transformation of the city was played by the owners of the Shoe factory “Bata” (Baťa), which was the largest enterprise in the city. Seeing the success of the company in the well-being of its employees, the owners of the factory considered it necessary to provide them with housing and various social and cultural facilities. Several projects of urban planning developed in the 1920’s and 1930’s, based on the idea of Zlín as a garden city. A special type of houses for 2 and 4 apartments each, which today is known as the “baťovský domek” were developed. A constructive system was developed especially for the company “Bata”, that provided the possibility of high-speed construction of new industrial buildings and new public buildings. The use of unified design solutions and materials, the introduction of the principles of standardization and typification, on the one hand, provided a high rate of development in the city, and on the other hand, led to the formation of a unique, recognizable image of Zlín, which attracted supporters of "modern architecture", including Le Corbusier. The experience gained in Zlín allowed the architects of the “Bata” firm to develop many projects for small industrial cities, which were built by the company around the world, as well as to start working on projects of "ideal industrial cities". The combination of all these factors and the high percentage of implementation of all architectural and urban projects developed for Zlín formed the idea of it as an ideal city of interwar Czech modernism. Key words: industrial city, ideal city, city planning, modernism architecture, Zlín, Czechoslovakia.

Keywords: industrial city, ideal city, city planning, modernism architecture, Zlín, Czechoslovakia

DOI 10.25995/NIITIAG.2019.12.1.013

Текст полностью / Full text (pdf)


Л. Г. Хрушкова

РЕЦЕНЗИЯ: STEFAN HEID. ALTAR UND KIRCHE. PRINZIPIEN CHRISTLICHER LITURGIE. REGENSBURG: SCHNELL UND STEINER, 2019. 496 S., 152 ABB. ISBN 978-3-7954-3425-0.

L. G. Khrushkova

REVIEW: STEFAN HEID. ALTAR UND KIRCHE. PRINZIPIEN CHRISTLICHER LITURGIE. REGENSBURG: SCHNELL UND STEINER, 2019. 496 S., 152 ABB. ISBN 978-3-7954-3425-0

DOI 10.25995/NIITIAG.2019.12.1.014

Текст полностью / Full text (pdf)


Л. Г. Хрушкова

НОЭЛЬ ДЮВАЛЬ И СОВРЕМЕННАЯ АРХЕОЛОГИЯ ПОЗДНЕЙ АНТИЧНОСТИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ. IN MEMORIAM

L. G. Khrushkova

NOEL DUVAL AND MODERN ARCHEOLOGY OF LATE ANTIQUITY IN WESTERN EUROPE. IN MEMORIAM

DOI 10.25995/NIITIAG.2019.12.1.015

Текст полностью / Full text (pdf)