Гл. ред., сост. Н.А. Коновалова. – М.-СПб.: Нестор-История, 2021

ТИТУЛ И ОБОРОТ ТИТУЛА (pdf)

Э. В. Данилова
МАНИФЕСТ РЕАЛИЗМА В ТЕОРИИ АРХИТЕКТУРЫ: БЕРНАР ЧУМИ И РЕМ КОЛХАС

Статья посвящена истокам реалистического подхода в архитектуре и урбанизме. Реалистический подход сегодня обеспечивает непрерывное изобретение архитектуры и создание уникальных проектов любого уровня сложности. Формированию такого подхода предшествовала его концептуализация в теории архитектуры. В текстах Бернара Чуми и Рема Колхаса одновременно был развит реалистический взгляд на современный город, благодаря которому эти архитекторы изобрели стратегии работы со сложностью урбанистического окружения в условиях постоянных изменений. В статье рассматриваются концепции и стратегии, разработанные Чуми и Колхасом в их теоретических работах. Анализируется контекст становления реалистического мышления, исследуются теоретические проекты, описываются идеи и методы, которые позже нашли применения в их проектных работах. Устанавливается ключевая роль теоретического проекта в развитии современной архитектурной практики.

Ключевые слова: реальность, город, сложность, программа, кино, концепция, репрезентация, метод

Е. V. Danilova
MANIFESTO OF REALISM IN ARCHITECTURAL THEORY: BERNARD TSCHUMI AND REM KOOLHAAS

The article is devoted to the origins of the realism approach in architecture and urbanism. A realism approach today ensures the continuous invention of architecture and the creation of unique projects of any complexity. The formation of this approach was preceded by its conceptualization in the theory of architecture. In their texts Bernard Tschumi and Rem Koolhaas simultaneously developed a realistic view of contemporary city, thanks to which these architects invented strategies for dealing with the complexity of the urban environment in the face of constant change. The article examines the concepts and strategies developed by Tschumi and Koolhaas in their theoretical works. The context of the formation of realistic thinking is analyzed, theoretical projects are investigated, ideas and methods, which later found application in their design works, are described. The key role of the theoretical project in the development of contemporary architectural practice is established.

Keywords: reality, city, complexity, program, cinema, representation, concept, method

10.25995/NIITIAG.2021.16.1.001

Текст полностью / Full text (pdf)


А. В. Кафтанов
ДВЕ «СОВРЕМЕННОСТИ». НОВЕЙШИЕ МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ И АДАПТАЦИИ НАСЛЕДИЯ МОДЕРНИЗМА

Впервые изучены и обобщены архитектурные проекты, поданные на проведенный Международным союзом архитекторов в 2019 г. в Триполи (Ливан) Международный конкурс по сохранению и адаптации к современным условиям выдающегося памятника эпохи модернизма середины XX века — выставочного комплекса, созданного по проекту Оскара Нимейера. Рассмотрены основные типологические архитектурно-градостроительные приемы объединения современной архитектуры и памятника эпохи модернизма в единую объемно-пространственную композицию. Даны рекомендации по включению этого опыта в современную российскую практику.

Ключевые слова: современная архитектура, наследие модернизма, неомодернизм, конкурсное проектирование, устойчивое развитие, «зеленая» архитектура

A. V. Kaftanov
TWO “MODERNITIES”. THE LATEST METHODS OF PRESERVING AND ADAPTING OF MODERNISM HERITAGE

Architectural projects submitted for the International Competition held by the International Union of Architects in 2019 in Tripoli (Lebanon) were for the first time studied and summarized, projects of preserving and adaptation to contemporary conditions of the outstanding modernism era monument of the mid-20th century — an exhibition complex created according to Oscar Niemeyer project. The main typological architectural and urban planning techniques of combining today architecture with the modernism era monument into a single volumetric-spatial composition are considered. Recommendations are given regarding the inclusion of this experience into Russian practice.

Keywords: modern architecture, modernism heritage, neomodernism, competition design, sustainable development, “green” architecture

10.25995/NIITIAG.2021.16.1.002

Текст полностью / Full text (pdf)


Г. А. Птичникова
ВИЗУАЛЬНАЯ ЗРЕЛИЩНОСТЬ В «АРХИТЕКТУРЕ УДОВОЛЬСТВИЯ» США (М. ЛАПИДУС И ДЖ. ПОРТМAН)

В статье анализируется проблема возобладания в современной архитектуре зрелищного и визуального начала. Автор размышляет о причинах этой тенденции на примерах творчества двух известных американских архитекторов — Морриса Лапидуса и Джона Портмана. В их работах ярко проявились черты так называемой «архитектуры для радости», направления, сформировавшегося в США во второй половине XX в.

Ключевые слова: зрелищность, визуальность, архитектура, визуальный поворот, архитектура США, Моррис Лапидус, Джон Портман

G. A. Ptichnikova
VISUAL SPECTACULARITY IN THE US ARCHITECTURE OF JOY (M. LAPIDUS AND J. PORTMAN)

The article analyzes the problem of the predominance of the spectacular and visual principle in modern architecture. The author reflects on the reasons for this trend using examples of the work of two famous American architects, Morris Lapidus and John Calvin Portman Jr. Their works clearly show the features of the so-called "architecture for joy", a trend that emerged in the United States in the second half of the 20th century.

Keywords: spectacularity, visuality, architecture, visual turn, US architecture, Morris Lapidus, John Portman

10.25995/NIITIAG.2021.16.1.003

Текст полностью / Full text (pdf)


И. В. Киричков
МОРФОЛОГИЯ СКЛАДЧАТОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Вопрос ухода от комбинаторного формотворчества в сторону создания принципиально новых систем свободных от взглядов прошлого стал особенно актуальным в конце ХХ — начале XXI века. Архитектура модернизма лишь использовала стандартный набор форм, копируя их бесчисленное количество раз, в результате чего произошел тяжелейший кризис. Пару десятилетий назад никто в принципе не знал, как нужно работать с постмодернистскими экспериментами, полностью полагаясь на волю случая. Специфика складчатых произведений архитектуры, основанных на теории складки Жиля Делеза, таким образом, оставалась в стороне. Морфология складчатой архитектуры, пришедшая на смену модернизму, позволяет сформировать более полное представление об окружающей среде, понять механизм самоорганизации, развития сложности и пр. Архитектура, заимствующая принципы складчатого формообразования, предстает уже не в качестве застывшей оболочки, а как полноценная непрерывно развивающаяся система. Складчатая структура с присущими ей морфологическими особенностями — топологичностью, изогнутостью, континуальностью, динамичностью и пр. способна кардинальным образом изменить способ существования архитектуры — сделать ее более разнообразной, эмоциональной, живой, открытой, стирая грани между внутренним и внешним.

Ключевые слова: складка, современная архитектура, постмодернизм, формообразование, морфология

I. V. Kirichkov
MORPHOLOGY OF THE FOLD ARCHITECTURE

The question of moving away from combinatorial form-making towards the creation of fundamentally new systems free from the views of the past has become especially actual in the end of XX – beginning of the XXI century. Modernist architecture just used a standard set of forms, copying them countless times leading to the deep crisis. A couple decades ago, no one really knew how to work with postmodern experiments, completely relying on the will of chance. The folded objects specifics, based on Gilles Deleuze's theory of folding, were thus left out. Morphology of the fold architecture replaced modernism allows to form a more complete view of the environment, to understand the mechanism of self-organization, complexity, and so on. Architecture, which borrows the principles of folded morphogenesis, appears no longer as a frozen shell, but as a full-fledged continuously developing system. The folded structure with its inherent morphological features — topology, curvature, continuity, dynamism, etc. can radically change the way of architectural existence — make it more diverse, emotional, lively, open, blurring the lines between internal and external.

Keywords: fold, modern architecture, postmodernism, morphogenesis, morphology

10.25995/NIITIAG.2021.16.1.004

Текст полностью / Full text (pdf)


В. Е. Карпенко
ИНТЕРАКТИВНЫЕ, СВЕТОЦВЕТОВЫЕ, ЗВУКОВЫЕ И КИНЕТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ В СОВРЕМЕННЫХ СВЕТОВЫХ ФОРМАХ И АРХИТЕКТУРНЫХ ПРОСТРАНСТВАХ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ЭПОХ

В статье рассматривается проблема выявления в световых формах художественных признаков модернизма, постмодернизма, метамодернизма, что позволяет определить современное состояние городской среды и характер ее предметно-пространственного наполнения объектами светового дизайна различных иерархических уровней и масштаба. В статье анализируются элементы световых инсталляций в общественных и промышленных объектах, в исторических и современных доминантах, световых скульптурах и городских пространствах. Представлены примеры световых и цветовых эффектов в фасадах общественных зданий, объекты световых скульптур, сочетающих энергосберегающие и светодиодные технологии. Художественные и технические достижения в дизайне современных световых форм и пространств, параметры светообъемного освещения могут активно использоваться в городской среде и создавать благоприятную психологическую атмосферу.

Ключевые слова: светоформа, метамодернизм, фотограмма, интерактивность, световая инсталляция, световой урбанизм, звуковой эффект, идентичность

V. E. Karpenko
INTERACTIVE, LIGHT-COLOR, SOUND AND KINETIC EFFECTS IN MODERN LIGHT FORMS AND ARCHITECTURAL SPACES IN THE HISTORICAL ERA CONTEXT

The article deals with the problem of identifying artistic signs of modernism, postmodernism, metamodernism in light forms, which makes it possible to determine the current state of the urban environment and the nature of its subject-spatial filling with light design objects of various hierarchical levels and scales. The article analyzes the elements of light installations in public and industrial facilities, in historical and modern dominants, light sculptures and urban spaces. Examples of light and color effects in the facades of public buildings, objects of light sculptures that combine energy-saving and LED technologies are presented. Artistic and technical achievements in the design of modern light forms and spaces, the parameters of light-volume lighting can be actively used in an urban environment and create a favorable psychological atmosphere.

Keywords: light form, metamodernism, photogram, interactivity, light installation, light urbanism, sound effect, identity

10.25995/NIITIAG.2021.16.1.005

Текст полностью / Full text (pdf)


С. Б. Моисеева
СОВРЕМЕННОЕ МАЛОЭТАЖНОЕ ЖИЛИЩЕ С НОВАЦИЯМИ В ПРОСТРАНСТВЕННЫХ РЕШЕНИЯХ

В статье рассматриваются разные типы малоэтажных жилых домов, возводимых в сельской местности, на пригородных территориях и в отдельных городах. Отмечаются различия в их пространственной структуре. Особое внимание уделено домам арендного типа с коридорной и квартирной системами. Приведены новые типы жилья с дополнительными функциями — «дома с местом приложения труда». В целом новации в пространственных решениях создают новые условия жизнедеятельности и повышают художественную выразительность жилища. В заключительной части намечено, какие новации могут возникнуть в малоэтажном жилище.

Ключевые слова: малоэтажное жилище, новации, пространственное решение, арендные дома, жилище с местом приложения труда

S. B. Moiseeva
CONTEMPORARY LOW-RISE DWELLING WITH INNOVATIONS IN SPATIAL SOLUTIONS

The article discusses different types of low-rise residential buildings erected in rural areas, on suburban areas and in individual cities. Differences in their spatial structure are noted. Special attention paid to rental-type houses with corridor and apartment systems. New types of housing with additional functions — “At home with a place of employment”. In general, innovations in spatial solutions creates new conditions for life and increases the artistic expressiveness of the dwelling. In the final part, it is outlined what innovations may arise in low-rise dwelling.

Keywords: low-rise dwelling, innovations, spatial solutions, rental houses, dwelling with a place application of labor

10.25995/NIITIAG.2021.16.1.006

Текст полностью / Full text (pdf)


А. С. Щенков, Н. Е. Антонова
АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В ЭПОХУ СТАНОВЛЕНИЯ НОВОГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

Творческая практика конца XX — начала XXI в. говорит о заметном изменении художественного языка современного искусства. В частности, это можно заметить и в сфере архитектурной деятельности. Но архитектура — это не только область нового творчества, это и сохранение ценного наследия. Появляется естественное стремление проследить влияние происходящих изменений художественного языка на осмысление места в современной строительной культуре произведений прошлого. Приходится признать, что сегодня практически нет работ, совместно рассматривающих проблемы нового языка архитектуры и сохранения архитектурного наследия городов. Исследователь чаще всего рассматривает или только проблему развития архитектурных новаций, или — задачу сохранения ценного наследия. Данная статья, не претендуя на решение сложных вопросов взаимоувязки двух указанных тем, стремится показать наличие конфликтных проблем их взаимодействия, а также существование примеров, открывающих пути преодоления возникающих сложностей.

Ключевые слова: сохранение наследия, язык архитектуры, нонклассика, новации, культурный ландшафт

A. S. Shchenkov, N. E. Antonova
ARCHITECTURAL HERITAGE IN THE AGE OF NEW ESTHETIC CONSCIOUSNESS DEVELOPMENT

Artistic practice of the late XX — early XXI demonstrates a noticeable change of artistic language in modern art. In particular, it may be seen in architecture. Architecture is not only a field of new art; it is also preservation of valuable heritage. Natural aspiration appears — to trace the influence of undergoing changes in artistic language on the comprehension of space in contemporary construction culture of creations of past. It must be stated that nowadays there is an insufficient amount of works, that would combine the study on new architectural language and preservation of urban heritage. Researcher in most cases explores only one of them: either the problem of architectural heritage or the problem of preservation of valuable heritage. Presented article does not aspire to solve complex questions of connections between those mentioned themes, but aims to showcase presence of conflicts, their interaction and existence of examples, which may lead to resolve of appearing difficulties.

Keywords: preservation of heritage, architectural language, non-classic, novations, cultural landscape

10.25995/NIITIAG.2021.16.1.007

Текст полностью / Full text (pdf)


С. А. Сухоруков
ВЫСОТНЫЕ ПОСТРОЙКИ СОВРЕМЕННОГО CТАМБУЛА. ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ

Данная статья посвящена особенностям развития высотного строительства в Стамбуле. Сотни мечетей в течение многих столетий формировали образ огромного города. Однако в 70-х гг. XX в. появились первые небоскребы. Вначале это были отели — из-за возросшего количества туристов, а затем по причине динамичного развития экономики стало появляться все больше офисных построек. Автор анализирует крупнейшие высотные постройки Стамбула вплоть до второго десятилетия XXI в. и рассказывает об их характерных чертах. Также в статье поднимается одна из главных проблем городов с многовековой историей: появление чуждых по отношению к традиционной застройке форм, в результате чего изменились устоявшиеся визуальные городские силуэты.

Ключевые слова: Турция, Стамбул, небоскреб, высотная постройка, современная архитектура

S. A. Sukhorukov
HIGH-RISE BUILDINGS OF MODERN ISTANBUL. PATH TO PERFECTION

This article is devoted to the peculiarities of high-rise construction development in Istanbul. Hundreds of mosques for many centuries formed the image of a huge city. However, starting from the 70s of the XX century, the first skyscrapers began to appear. Due to the increased number of tourists — first it was hotels, and then, more dynamic development of the economy — more and more office buildings began to appear. The author analyzes the largest high-rise buildings in Istanbul up to the second decade of the XXI century, tells about their characteristics, both positive and negative. The article also raises one of the main problems of cities with a long history — the appearance of alien forms in relation to traditional buildings, which results in changes in the established visual urban silhouettes.

Keywords: Turkey, Istanbul, skyscraper, high-rise building, contemporary architecture

10.25995/NIITIAG.2021.16.1.008

Текст полностью / Full text (pdf)


Н. А. Коновалова
АРХИТЕКТУРА ТЕАТРОВ & ТЕАТРАЛЬНОСТЬ АРХИТЕКТУРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕАТРЫ ГУАНЧЖОУ (КИТАЙ)

Строительство в городе Гуанчжоу, ныне одном из крупнейший и наиболее известных мегаполисов Китая, новых театральных зданий — Оперного театра (арх. Заха Хадид) и Большого театра Санак (арх. бюро «Steven Chilton Architects»), можно рассматривать как один из важнейших этапов реализации современной программы устойчивого развития города. В статье рассматривается роль каждого из упомянутых театральных зданий в пространственном развитии района, в котором он расположен, а также влияние на имидж города в целом. Анализируются различные авторские подходы (архитектурные концепции и маркеры национальной идентификации), примененные при разработке архитектурных образов этих театров. Делается вывод о том, что привели они к одному результату: были созданы яркие постройки, буквально «разрывающие» ткань города и рассчитанные прежде всего на визуальный эффект, воспринимающиеся в городском пространстве скорее как арт-объект, играющий, однако, ключевую роль в имидже современного Гуанчжоу.

Ключевые слова: архитектура современных театров Китая, Оперный театр Гуанчжоу, Заха Хадид, Большой театр Санак

N.A. Konovalova
THEATER ARCHITECTURE & THEATRICALITY OF ARCHITECTURE: MODERN THEATERS OF GUANGZHOU (CHINA)

Building of the new theaters — The Guangzhou Opera House (architecture Zaha Hadid) and The Great Sanak theater (architecture bureau “Steven Chilton Architects”) in the Guangzhou city, which is one of the most celebrated Chinese megalopolises, may be regarded as one of the most significant steps towards the realization of the contemporary program of sustainable development of the city. The role of the both mentioned theaters in the spatial development of the district, where it is situated and influence on the image of a city as a whole is examined in the article. Various author’s approaches applied during the development (architectural concepts and markers of the national identification) are analyzed. The conclusion is made: the colorful buildings, that literally “tear apart” the structure of the city, have been established. The visual effect is primarily counted on as far as the buildings are mostly perceived as art objects in the city settings, but, nevertheless, both play a key role in formation of the Guangzhou image.

Keywords: architecture of modern Chinese theaters, Guangzhou Opera House, Zaha Hadid, The Great Sanak theater

10.25995/NIITIAG.2021.16.1.009

Текст полностью / Full text (pdf)


Т. И. Возвышаева
СИНТЕЗ НАСЛЕДИЯ И НОВАЦИЙ В НОВОМ ЗДАНИИ АГЕНТСТВА «БЛУМБЕРГ» В ЛОНДОНЕ АРХИТЕКТОРА НОРМАНА ФОСТЕРА

Новое здание европейского информационного агентства «Блумберг», открытое в 2017 г. в центре британской столицы, продемонстрировало новые грани творчества известного английского архитектора Нормана Фостера. Это сооружение стало важным этапом в процессе реновации Лондона последних десятилетий и наглядным примером архитектуры «устойчивого развития», полностью соответствующим современным стандартам экологической эффективности зданий. В нем прочитывается неизменная приверженность автора собственным профессиональным методам и принципам и, одновременно, тенденция к трансформации образной стороны сооружений, характеризующаяся обостренным вниманием к средовому контексту.

Ключевые слова: Н. Фостер, здание агентства «Блумберг», реновация Лондона, устойчивая архитектура

T. I. Vozvyshaeva
SYNTHESIS OF HERITAGE AND INNOVATIONS IN THE NEW BLOOMBERG AGENCY BUILDING IN LONDON BY ARCHITECT NORMAN FOSTER

The new building of the European news agency Bloomberg, opened in 2017 in the center of the British capital, showcased new facets of the work of the famous English architect Norman Foster. The building marks an important milestone in London's renovation over the past decades and is a prime example of a sustainable architecture that is fully consistent with today's green building standards. It reveals the author's unchanging commitment to his own professional methods and principles and, at the same time, the tendency to transform the figurative side of structures, characterized by heightened attention to the environmental context.

Keywords: N. Foster, Bloomberg building, London renovation, sustainable architecture

10.25995/NIITIAG.2021.16.1.010

Текст полностью / Full text (pdf)


Г. В. Шевцова
ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ ДЕРЕВЯННОЙ АРХИТЕКТУРЫ В МИРЕ: АРЕАЛЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И КРИТЕРИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ДОМИНИРОВАНИЯ

На ранних этапах развития деревянной архитектуры в каждом конкретном регионе мира одновременно использовались обе конструктивные системы: как сруб, так и каркас. В дальнейшем наблюдается территориальное доминирование той или иной системы, лучше приспособленной к местным условиям. Таким образом, в мире просматриваются обусловленные климато-вибрационными (сейсмическими и ветровыми) критериями ареалы распространения конструктивных систем сруба и каркаса. В частности, для юго-восточных регионов планеты с жарким, влажным, сейсмически нестабильным и ветреным климатом характерен каркас, поскольку он хорошо вентилируется и стоек к вибрациям. Для северо-западных холодных сухих и сейсмически стабильных регионов без сильных ветров более подходит сруб: он морозостоек, но плохо вентилируется и неустойчив к вибрациям. На границах ареалов распространения сруба и каркаса наблюдается смешивание конструктивных систем.

Ключевые слова: деревянная архитектура, конструктивная система, сруб, каркас, климато-вибрационные критерии, ареалы распространения, территориальное доминирование

G.V. Shevtsova
BASIC CONSTRUCTION SYSTEMS OF WOODEN ARCHITECTURE IN THE WORLD: THE AREAS OF SPREADING AND CRITERIA OF TERRITORIAL DOMINATING

In the early stages of the development of wooden architecture in each specific region of the world, both constructive systems (frame and log-house) were simultaneously used. Then, the system, better adapted to local the conditions dominated. Thus, in the world, there are areas of distribution of constructive systems of a log house and a frame caused by climatic and vibration (seismic and wind) criteria. In particular, for the south-eastern regions of the planet with a hot, humid, seismically unstable and windy climate, a frame is characteristic, since it is well ventilated and resistant to vibrations. For north-western cold, dry and seismically stable regions without strong winds, a log house is more suitable: it is frost-resistant, but poorly ventilated and unstable to vibrations. Mixing of constructive systems is observed at the boundaries of the distribution areas of the log house and the frame domination.

Keywords: wooden architecture, constructive system, log-house, frame, climatic and vibration criteria, areas of spreading, territorial dominating

10.25995/NIITIAG.2021.16.1.011

Текст полностью / Full text (pdf)


Е. В. Барчугова, Н. А. Рочегова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ В ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Технологическая парадигма способствует ускорению в построении новой модели жизнедеятельности общества, где сетевые технологии возьмут на себя выполнение многих стандартных функций и станут основой большинства взаимодействий людей. Чтобы остаться во главе процесса человеку необходимо совершенствовать «немашинные» способности своего интеллекта. Развивать в человеке подобные навыки было и остается задачей искусства. Технологические возможности и открытия влияют на все виды художественного, вне зависимости от степени использования технического инструментария. Возникают новые приемы и типы связей произведения искусства с автором и зрителем. Появляются оригинальные формы городского искусства, ориентированного на художественное освоение среды, на прояснение содержания происходящих в обществе перемен. Но главными остаются смыслы и установки, которые несет искусство, так как только они способны консолидировать общество, облечь в новую форму вечные ценности гуманизма. Уровни взаимодействия художественных практик, медиаискусства и архитектуры варьируются от небольших включений и акцентов до создания медиапространства, чей образ динамично меняется.

Ключевые слова: философия культуры, открытые общественные пространства, городское искусство, система взаимодействий

E.V. Barchugova, N.A. Rochegova
ARTISTIC PRACTICES IN URBAN SPACE

The technological paradigm contributes to the acceleration in the construction of a new model of the life of society. Network technologies will take over the performance of many standard functions and will become the basis of most human interactions. In order to remain at the head of the process, a person needs to develop the "non-machine" abilities of his intellect. Developing such skills in a person remains the task of art. Technological possibilities and discoveries affect all kinds of artistic. New techniques and types of connections of a work of art with the author and the viewer are emerging. The original forms of urban art are aimed at the artistic development of the environment, at clarifying the content of the changes taking place in society. But the main thing remains the meanings and attitudes that art carries. Only they are able to consolidate society, to put into a new form the eternal values of humanism. The levels of interaction between artistic practices, media art and architecture vary from small inclusions and accents to the creation of a media space whose image is dynamically changing.

Keywords: philosophy of culture, open public spaces, urban art, system of interactions

10.25995/NIITIAG.2021.16.1.012

Текст полностью / Full text (pdf)


К. В. Камалова
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЛОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕГОРОДСКОГО ЦЕНТРА

Широкий спектр и разнообразие функций, большое количество рекреационных возможностей и высокий уровень транспортной мобильности делают размещение жилища в условиях городского центра потенциально благоприятным. В то время как высокая интенсивность использования прилегающего уличного пространства, стихийное распространение коммерческих объектов противоречат комфорту повседневной жизнедеятельности жителей. В результате принципы организации жилой среды центральных зон сводятся к поиску компромиссов между условиями взаимовыгодного сосуществования процессов частного и общегородского функционирования. В рамках данного исследования на основании установленных принципов объемно-пространственной организации выделено четыре генеральных масштаба объектов, отличающихся площадью участка и степенью организации жилой среды: точечная застройка, малый квартал с двором-колодцем, квартал укрупненный и комплекс, сформированный несколькими жилыми группами вокруг многофункционального общественного ядра.

Ключевые слова: городское жилище, жилая среда, квартал, джентрификация, конверсия промышленных территорий

K. V. Kamalova
PRINCIPLES FOR ORGANIZATION OF CONTEMPORARY RESIDENTIAL AREAS INTO THE CITY CENTER

A wide range and variety of functions, a large number of recreational opportunities and a high level of transport mobility make housing placement in a city center potentially favorable. While the high intensity of the adjacent street space usage, the spontaneous spread of commercial facilities contradict the comfort of the daily life of residents. As a result, the principles of residential areas organization of the city center are reduced to finding compromises between the conditions of mutually beneficial coexistence and the processes of private and citywide functioning. In this study based on the established principles of spatial organization dedicated four scales of objects, characterized by the plot size and degree of living area organizations: point type building, block with well-shaped courtyard, enlarged block and a residential complex formed by several blocks around a multifunctional public core.

Keywords: urban housing, residential areas, city block, gentrification, conversion of industrial areas

10.25995/NIITIAG.2021.16.1.013

Текст полностью / Full text (pdf)


Н. А. Унагаева
ПОЙМЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ КРАСНОЯРСКА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Красноярск имеет богатую гидрографическую сеть, представленную рекой Енисей и его притоками. Освоение пойменных территорий города идет неравномерно из-за их условной пригодности для строительства. Тем не менее они являются важным территориальным резервом в развитии города. В статье приведены результаты анализа современного функционирования пойм; обобщены результаты исследований других авторов для комплексной оценки их экологического потенциала и особого подхода в различных градостроительных ситуациях. На основе изученных мировых примеров даны общие рекомендации по экологической оптимизации пойменного ландшафта с точки зрения городской экологии и качества жизни, направленные на поддержание биоразнообразия малых рек, обеспечение доступности береговой линии и удовлетворение потребности населения в рекреации у воды. Кроме того, пойменные территории должны стать основой для построения экологического каркаса города на базе гидрологической сети и крупных площадных территорий лесопаркового пояса.

Ключевые слова: пойменные территории, градостроительное развитие, экологический потенциал, Красноярск

N. A. Unagaeva
FLOODPLAIN TERRITORIES OF KRASNOYARSK: CURRENT STATE AND PROSPECTS OF URBAN DEVELOPMENT

Krasnoyarsk has a rich hydrographic network based on the Yenisei river and its tributaries. The floodplain areas are an important territorial reserve for the city development. The article presents the results of the functional analysis of the floodplains; summarizes the results of research by other authors for a comprehensive assessment of the floodplains ecological potential and a special approach in various urban planning situations. Based on the studied world examples, general recommendations are given for the ecological optimization of the floodplain landscape from the point of view of urban ecology and quality of life, aimed at maintaining the biodiversity of small rivers, ensuring the accessibility of the riverfront and satisfaction the needs of the population for recreation near the water. In addition, floodplain areas should become the basis for the ecological framework of the city on the basis of the hydrological network and large areal territories of the forest-park belt.

Keywords: floodplain territories, urban development, ecological potential, Krasnoyarsk

10.25995/NIITIAG.2021.16.1.014

Текст полностью / Full text (pdf)